Туркмения: Родственников независимого журналиста Османа Халлыева лишили работы
По настоянию сотрудников министерства национальной безопасности Туркменистана (МНБ) по Лебапскому велаяту (области) сын, невестка и другие близкие родственники журналиста Османкулы Халлыева были уволены с работы с типичной формулировкой: «в связи с истечением срока контракта». Главной же причиной лишения работы родственников журналиста послужила его профессиональная деятельность: Осман Халлыев регулярно выступает по радио «Свобода» («Азатлык»).
Как сказал Осман Халлыев в одном из своих последних телефонных сообщений по радио «Азатлык», его сын и невестка не занимали какие-либо материально-ответственные должности или высокие посты во властных структурах, «они работали простыми рабочими в системе коммунального хозяйства и, тем не менее, лишились даже этой работы… Уволив взрослых, власти, по сути, оставили без куска хлеба шестерых малолетних детей, проживающих в моей семье и в семьях моих детей», - сказал журналист.
В настоящее время Осман Халлыев фактически находится под домашним арестом, его никуда не выпускают, за ним и его близкими все время следят. Домашний телефон, который и раньше постоянно прослушивался, уже несколько месяцев отключен.
Родственники и близкие тех независимых журналистов, которых власти упрекают в сотрудничестве с зарубежными СМИ, лишаются в Туркменистане работы – и это один из излюбленных – и довольно действенных - приемов туркменских спецслужб в тех случаях, когда они хотят заглушить нежелательный источник информации. Один телефонный звонок из местного управления МНБ руководителю предприятия или учреждения - и готов приказ об увольнении родственников того, кто «выносит сор из избы».
Осман Халлыев, чьи репортажи и отчеты регулярно звучат по радио «Азатлык», на протяжении последних двух лет подвергался постоянному давлению со стороны сотрудников МНБ. Журналиста регулярно вызывали в велаятское (областное) управление МНБ для так называемых «профилактических бесед», за ним следила служба наружного наблюдения, О.Халлыеву недвусмысленно давали понять: будет еще хуже, если не прекратишь работу на «Азатлык».
В минувшем году сын Османа Халлыева, студент-отличник Института мировых языков имени Д.Азади, был отчислен из Института. В деканате молодому человеку люди в штатском заявили прямо: «Ты здесь больше не учишься, потому что твой отец выступает по радио «Азатлык». И вот теперь репрессии коснулись других близких родственников журналиста.
По поводу незаконного увольнения с работы своего сына и невестки О.Халлыев обратился в прокуратуру. Однако внятного ответа на обращения О.Халлыева до сих пор нет.
Друзья и знакомые О.Халлыева не верят, что в данном случае закон восторжествует и справедливость будет восстановлена. Один из соседей О.Халлыева махнул рукой: «Нож свои ножны не режет», - сказал он, имея в виду то, что прокуратура не осмелится опротестовать приказ об увольнении родственников О.Халлыева, подписанный руководителем предприятия коммунального хозяйства по «рекомендации» МНБ.
Жители Лебапского велаята, знакомые с ситуацией, в которой оказались журналист О.Халлыев и его семья, убеждены, что среди средств давления на независимых журналистов и гражданских активистов увольнение с работы родственников – далеко не последний инструмент устрашения. Современная история Туркменистана знает примеры, когда журналисты и гражданские активисты за свою деятельность подвергались пыткам и издевательствам в подвалах МНБ, как гражданский активист из Балканабада Гурбандурды Дурдыкулиев и Сазак Дурдымырадов из Бахардена; помещались в печально известную психиатрическую больницу в поселке Бойныузын; погибали в застенках при загадочных обстоятельствах, как журналистка Огульсапар Мурадова.
С приходом к власти нового президента республики Гурбангулы Бердымухамедова многие и в стране и за рубежом поначалу надеялись, что ситуация со свободой слова и печати в Туркменистане улучшится. Однако последние события вокруг Османа Халлыева и других журналистов, обвиняемых в сотрудничестве с зарубежными СМИ, свидетельствуют о том, что со сменой президентов в Туркменистане ситуация с правами человека, со свободой слова и другими декларированными в новой Конституции законодательными нормами если и изменилась, то только в худшую сторону.
Свое слово в защиту журналиста Османа Халлыева уже выразили руководители радио «Свобода», «Репортеры без границ» и другие авторитетные международные правозащитные организации. Но неизвестно, услышат ли эти голоса протеста в Ашхабаде или, как и во времена Туркменбаши, власти сделают вид, что ничего не происходит…
По последним данным международной правозащитной организации Freedom House, 42 государства в мире признаны несвободными, из которых восемь, в том числе Туркменистан, выделены как «худшие из худших».