Байрам Шихмурадов: «Над Бердымухаммедовым довлеют стереотипы прошлого»
Неожиданная кончина Сапармурата Ниязова в конце декабря прошлого года, безусловно, внесла изменения в политическую жизнь Туркменистана. Для многих смерть Ниязова стала знамением перемен, которые неминуемо должны были наступить в самое ближайшее время. Активная позиция преемника, с первых дней продемонстрировавшего недюжинные качества лидера, заставили многих поверить в то, что в Туркменистане наступает новая эра.
Следует отдать должное прагматичности, проявленной Бердымухаммедовым в первые месяцы правления. Создавалось впечатление, что при всех отрицательных чертах своего предшественника, о которых Бердымухаммедову было известно более, чем кому бы то ни было, он не торопится предавать забвению образ и дела Ниязова.
Подтверждением этому служат, в том числе, посещение официальными зарубежными делегациями усыпальницы Ниязова в Кипчаке и Музея первого президента Туркменистана в Ашхабаде, инициатором которых наверняка является туркменская сторона, учреждение нового ордена имени Туркменбаши Великого, которым будут награждаться главы зарубежных стран, а также государственные и общественные деятели, способствовавшие повышению международного авторитета Туркменистана. Совершенно очевидно, что все перечисленные «атрибуты преемственности» придуманы специально для внешнего использования.
Проблемы, с которыми столкнулся новый президент, мы уже неоднократно озвучивали. Вполне естественно, для того, чтобы преодолеть последствия ниязовского правления, одного желания мало. Упадок, в который пришли промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культура, наука трудно преодолеть даже при самом грамотном и высокопрофессиональном правительстве. В Туркменистане же дефицит руководящих кадров, впрочем, как и специалистов вообще, наметился уже давно.
Поэтому в плане изменений экономического и гуманитарного характера все осталось по-прежнему, несмотря на широко известные всем единичные примеры. Это восстановление десятилетнего среднего образования, првые шаги в реформе высшей школы и восстановление Академии наук Туркменистана, возврат пенсионных выплат населению – да вот, пожалуй, и все.
Политзаключенные в Туркменистане – еще одна головная боль для президента. Преодоление последствий правового беспредела эпохи Ниязова требует немедленных и решительных действий новой власти. А она предпочитает красиво говорить и заниматься вопросами обеспечения энергетической безопасности Европы, вместо того, чтобы навести порядок у себя дома.
Выглядеть реформатором на фоне Ниязова сможет любой болтун. Только вот хлопка как не было, так и нет. Не выполнен также план по добыче углеводородов, отстают транспортная, коммуникационная и прочие важнейшие отрасли. Все это по словам самого Бердымухаммдова. Только словами тут делу не поможешь.
Пример предшественника должен был показать Бердымухаммедову, что такими примитивными мерами положения не исправишь. Нужно принципиальное изменение самой системы управления страной, отказ от порочной практики сращивания ветвей власти, концентрации всей ее полноты в руках одного человека. Никакими призывами к здоровой конкуренции, к развитию предпринимательства, инициативы тут ничего не добьешься. И наоборот: отказом от диктаторских норм правления Бердымухаммедов подаст сигнал и правительству, и более низшему звену управленцев изменить тактику административно-командного руководства на более демократичную форму. Это несомненно привлечет население к реальному участию в экономических реформах, и их результаты не замедлят сказаться. Однако, новый президент пока не готов к этому. Ниязовские «наработки» оказались удивительно живучими.
К сожалению, многим эта живучесть кажется признаком стабильности государства. Да, Туркменистан после Ниязова продолжает намеченный им курс, но хороша ли такая стабильность и чем она чревата? Активная позиция Бердымухаммедова на международной арене затмила внутренние проблемы общества. Откровенное подыгрывание западным партнерам, финансовым интересам крупного капитала, многообещающие проекты не снимают, а скорее усиливают бедственное положение населения. По-прежнему низким остается уровень жизни рядовых граждан, а по показателям коррумпированности чиновников Туркменистан конкурирует с африканскими диктатурами.
В этой ситуации вопрос о развитии гражданского общества в Туркменистане даже не стоит, несмотря на неоднократные критические замечания со стороны правозащитных организаций. Решить же вопрос о легальной оппозиционной деятельности внутри страны тем более нереально. Ведь до сих пор не приостановлено действие пресловутого постановления, объявляющего всех, кто сомневается сам и сеет у людей «сомнение в правильности проводимой президентом внутренней и внешней политики», изменниками родины.
Вот, с чего бы начать новому президенту – с отмены этого, позорного, постановления. И если уж быть объективными, то это сомнение в людях сеет сама коррумпированная «верхушка», обнаглевшие чиновники, бестолковый парламент, «картонное» гражданское общество и, наконец, сам президент, неспособный отойти от стереотипов прошлого.
Автор - Байрам Шихмурадов. Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру»