Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Турция: «Мы находимся в той точке, где закончились слова и наступилo время действий»

05.11.2007 12:48 msk, Бахтияр Шахназаров (Измир)

Политика Турция

Состоявшееся в Стамбуле 3 ноября расширенное заседание стран-соседей Ирака так и не дало ответа на вопрос о том, будет ли Турция проводить трансграничную операцию на северном Ираке против курдских сепаратистов. Подобные встречи на уровне министров иностранных дел проводятся с 2003 года, и эта стамбульская оказалась уже девятой по счету. На фоне обострения отношений между Турцией и Ираком, она отличалась представительностью участвовавших в ней сторон. За столом переговоров исторического дворца «Чираган» на берегу Босфорского пролива заседали 330 представителей делегаций из семнадцати стран и двадцати трех международных организаций. Среди участников были генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, государственный секретарь США Кондолиза Райс, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. За ходом событий наблюдали семьсот журналистов, в том числе, четыреста зарубежных.

Давайте заглянем в новейшую историю, чтобы понять, как события предшествовали нынешней встрече.

С 1984 года Турция ведет борьбу против Рабочей партии Курдистана, ставящей своей целью создание независимого курдского государства, состоящего из территорий, на которых компактно проживает курдское население. Эти территории приходятся на Турцию, Иран, Ирак и Сирию. По разным данным, количество этнических курдов, проживающих на территории четырех стран, составляет от пятнадцати до сорока миллионов человек. Cамое большое число курдского населения сконцентрировано на юго-востоке Турции. По официальным турецким данным, курды составляют семь процентов от семидесяти миллионного населения страны, тогда как по альтернативным данным эта цифра равняется пятнадцати процентам.

Территория, населенная этническими курдами. Карта из архивов ЦРУ, 1992 года
Территория, населенная этническими курдами. Карта из архивов ЦРУ, 1992 года (wikipedia)

До недавнего времени самыми большими политическими и гражданскими правами обладали именно турецкие курды, которые в лице Партии демократического общества имеют даже своих представителей в парламенте страны. В настоящее время на севере Ирака, территория которого населена преимущественно курдским населением, образовалось местное административное управление, способное перерасти в независимое курдское государство.

Сразу вскоре после того, как в 2003 году США оккупировали Ирак, аналитики и эксперты заговорили об угрозе разделения страны на три государства по религиозным и национальным признакам – Суннистан, Шиистан и Курдистан. Хотя официальная власть США заявляет об уважении к территориальной целостности Ирака, из уст некоторых высокопоставленных американских чиновников все же звучат слова о разделении, что сильно раздражает страны, соседствующие с Ираком.

На фоне оккупации Ирака, при помощи США, у иракских курдов под разными предлогами появилась историческая возможность построения независимого государства, к которому потенциально могут быть приобщены и населенные курдами территории сопредельных стран. По мнению турецких аналитиков, такая задача является частью плана западных стран под условным названием «Большой Ближний Восток».

Руководство северного Ирака всячески отвергает обвинения в стремлении создать новое курдское государство. Однако турецких политиков тревожит уже само название подконтрольных курдам районов северного Ирака: «Южный Курдистан». Ведь к северу от «Южного Курдистана» находится Турция, с востока – Иран, с запада – Сирия.

Несмотря на то, что Турция является членом НАТО и близким стратегическим партнером США на Ближнем востоке, она до сих пор не получила ее поддержку в борьбе против курдского сепаратизма и терроризма.

Интересны в этой связи слова бывшего главнокомандующего вооруженными силами Турции генерала Доган Гюреш Паша в интервью газете «Миллият» от 4 ноября с.г.: «Для Турции существуют риск разделения. Этого хотят и США, и Евросоюз. Я боюсь, что в один прекрасный день кто-то [из нас] скажет, что они [курды] нам надоели, пускай заберут [свои земли] и уйдут. Тогда наша провинция Хаккяри будет уже принадлежать Барзани (главе правительства Северного Ирака. – прим. авт.)».

В 1990 году лидер Рабочей партии Курдистана (организации, признанной террористической) Абдулла Оджалан после многократных вылазок против Турции вынужденно переправился на территорию Сирии и организовал свой лагерь в долине Бекаа. Из-за Оджалана отношения между Турцией и Сирией испортились. Напряжение продолжалось вплоть до 1998 года, когда турецкие власти предупредили Сирию, что готовы провести на ее территории вооруженную операцию для поимки террориста «номер один». Выдворенный из Сирии Оджалан нашел приют в Италии, которая отказывалась выдавать его Турции. В знак протеста в Турции был объявлен бойкот итальянских товаров. Оджалан уехал из Италии в неизвестном направлении. В 1999 году секретные службы Турции провели операцию по захвату террориста в Кении и самолетом доставили его в Турцию. Суд признал Оджалана виновным в организации террористических актов и смерти более чем тридцати тысяч человек и приговорил его к смерти. Однако, из-за протестов западных стран, смертный приговор заменили пожизненным заключением. До настоящего времени Оджалан содержится в камере на острове Имралы, что на Мраморном море.
В последние два месяца вылазки курдских боевиков, проникающих в Турцию из севера Ирака, участились. В результате террористических актов в нескольких городах страны погибли десятки человек, а на северо-востоке от рук сепаратистов погибли более сорока солдат.

Перед праздником Рамадан в районе Хаккяри во время столкновения с курдскими боевиками погибли двенадцать солдат турецкой армии, шестнадцать были ранены и восьмеро взяты в плен боевиками. Все это вызвало бурю протестов среди населения. Во время торжественных похорон солдат и митингов граждане страны требовали от правительства принятия самых эффективных мер против террористов. На фоне событий правительство подготовило проект решения о проведении трансграничной операции, которое было одобрено парламентом Турции. На границу с Ираком была подтянута боевая техника, а число сконцентрированных там солдат приблизилось к ста тысячам.

Правительство Турции заявило, что чаша его терпения переполнена. Однако мировое сообщество выступило против вторжения войск Турции в северный Ирак. Свою поддержку Турции оказали только Иран и Сирия.

1 ноября, накануне приезда в Анкару госсекретаря США Кондолизы Райс в столицу Турции неожиданно визитом прибыл министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Он подтвердил своему турецкому коллеге обещание провести против курдских боевиков совместную операцию. Более того, Моттаки заявил, что Сирия, возможно, также присоединится к операции против сепаратистов. Так как у США отношения с этими странами натянутые, они увидели в этом угрозу для своих интересов, что подтолкнуло их относиться к требованиям Турции с большим пониманием.

Тем временем администрация северного Ирака заявила, что истинной целью Турции в проведении трансграничной военной операции является аннексия части их территорий. В качестве аргумента власти «Южного Курдистана» привели недовольство Турции якобы имеющимися фактами притеснений туркменского населения в Киркуке, богатом запасами нефти.

2 ноября в Анкаре состоялась встреча министра иностранных дел Турции Али Бабаджана и государственного секретаря США Кондолизы Райс. Главной темой переговоров стала возможная военная операция против курдских сепаратистов и потенциальная поддержка США в этом вопросе.

На состоявшейся после встречи пресс-конференции Али Бабаджан сказал, что все попытки Турции решить вопрос борьбы с курдскими террористами дипломатическими путями, себя исчерпали. Центральная власть Ирака, у которой нет даже своей армии, не имеет возможностей для ведения борьбы против террористов, а местная власть Курдистана – северного Ирака, не проявляет искренность и открытость в этом вопросе, заявил глава турецкого МИДа.

«Мы находимся в той точке, где закончились слова и наступила пора начать действия», - сказал Али Бабаджан, отметив, что Турция ожидает конкретных шагов от своего стратегического и военного партнера. Ведь США, как страна, подвергшаяся жестокому нападению террористов, должна понимать положение Турции и оказать ей содействие.

Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Вашингтон пост» о роли Ирана в борьбе против терроризма, министр иностранных дел Турции сказал, что на территории Ирана действует близкая к террористической Рабочей партии Курдистана организация «PEJAK». Али Бабаджан отметил, что США, как страна, имеющая влияние в регионе, должна принять решительные меры для искоренения терроризма.

В отличие от своего коллеги, К.Райс не заявила ничего нового, отметив, что борьба против терроризма является проблемой не только для Турции. Отвечая на вопросы турецкого журналиста, госсекретарь сказала, что США выступает за территориальную целостность всего Ирака и не желает его разделения на три части. На севере страны, которую Райс называет «Курдистаном», существует местная власть. США имеет определенные обязательства в поддержке Турции в борьбе против терроризма, в то же время она ответственна за сохранение стабильности в Ираке. «Мы увеличим свои усилия в этом направлении», сказала Кондолиза Райс, которая встретилась также с президентом Турции Абдуллой Гюлем и премьер-министром Реджепом Эрдоганом.

3 ноября в Стамбуле участники международного заседания глав МИД соседних с Ираком стран по положению в Ираке приняли коммюнике об усилении роли ООН в Ираке для искоренения терроризма, чего и добивалась Турция. Генеральный секретарь ООН Пак Ги Мун сказал, что они с пониманием относятся к тревоге Турции о сохранении безопасности. «Использование территории Ирака для ударов по соседним странам неприемлемо», - сказал он. Центральное правительство Ирака обязалось закрыть бюро и офисы поддерживающих РПК организаций.

Уже 3 ноября из иракского города Эрбиля поступило сообщение о закрытии бюро близкой к РПК и симпатизирующей ей партии. Однако недоумение в Турции вызвала формулировка причины закрытия: «из-за ведения деятельности без регистрации». Так что вопрос вторжения Турции на север Ирака еще не снят с повестки дня. На руках у правительства имеется разрешение парламента на проведение трансграничной операции сроком на один год.

В случае необходимости, в качестве экономических мер давления Турция может закрыть единственный контрольно-пропускной пункт на границе с Ираком. Если это произойдет, то Ирак угрожает остановить перекачку нефти по трубопроводу Керкук – Джейхан.

5 ноября в Вашингтоне состоится встреча президента США Джорджа Буша с премьером-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Вероятно, именно после этой встречи станет окончательно ясно, войдут ли турецкие войска на территорию Ирака.