Турция почти готова ввести войска на территорию северного Ирака
7 октября в провинции Шырнак, что на юго-востоке Турции, боевиками террористической организации «Рабочая партия Курдистана» (РПК) были убиты тринадцать солдат турецкой армии. На следующий день еще двое солдат подорвались на мине. Таким образом, всего за двадцать четыре часа число жертв составило пятнадцать человек. Такой крупной и единовременной потери в борьбе с курдскими сепаратистами турецкая армия не несла с 1995 года.
|
Народ требовал от правительства принять действенные меры против курдских боевиков, которые не только убивают солдат, но все с большим размахом устраивают взрывы и рейды в разных городах страны, в результате которых погибают мирные жители. Так, десять дней тому назад в том же Шырнаке террористы расстреляли пятнадцать мирных жителей, которые направлялись в микроавтобусе домой.
В свете последних событий в повестку дня опять вышел вопрос о вводе турецких войск на территорию Северного Ирака, где, по заявлениями турецких спецслужб, боевики РПК не только имеют свои лагеря подготовки, но и используют находящиеся там лагеря беженцев в качестве тренировочных центров. Сепаратисты, обеспечив себя взрывчатками и боеприпасами, проникают оттуда на территорию Турции, благо горный ландшафт приграничный зоны способствует этому.
На следующий день после получения сообщения об убийстве солдат премьер страны Реджеп Эрдоган провел экстренное заседание кабинета министров. Затем президент Турции Абдулла Гюль встретился с премьер-министром и главнокомандующим ВС Яшаром Буюканытом. Далее состоялось заседание Высшего Совета по борьбе с терроризмом. На всех этих встречах обсуждались вопросы принятия конкретных мер против курдских сепаратистов и введения вооруженных сил Турции на территорию Северного Ирака. По результатам обсуждений был подготовлен документ, разрешающий вооруженным силам страны проведение операций в северном Ираке и принятие мер политического и экономического характера в отношении соседней страны, вплоть до закрытия контрольно-пропускных пунктов. Документ поступит на утверждение в парламент республики сразу после праздника Рамадан, который отмечается в Турции с 12 по 14 октября.
Депутаты правящей Партии справедливости и развития, а также оппозиционные Партия националистического движения и Народно-республиканская партия уже заявили о полном согласии с планами правительства. Однако депутаты прокурдской Партии демократического общества (ПДО) не поддержали резолюцию. Уместно отметить, что члены ПДО отказываются называть РПК террористической организацией, называя боевиков «братьями».
США и страны Евросоюза также не поддерживают идею проведения вооруженной операции на севере Ирака, настаивая на урегулировании проблемы путем переговоров с правительством Ирака. Представители же северного Ирака, так называемого «Курдистана», заявили, что в случае вторжения турецких войск на их территорию они окажут сопротивление. Да, и некоторые силы внутри самой Турции сомневаются в эффективности таких операций.
В настоящее время на границе с Ираком размещено большое количество тяжелой техники и живой силы турецкой армии. По горячим следам были подвергнуты бомбовым ударам предполагаемые пути отступления курдских боевиков. Задержаны двадцать человек, которые подозреваются в совершении нападений и убийства турецких солдат.
Тем временем, некоторые соседи Турции ведут себя в отношении курдских повстанцев гораздо более вольготно. Так, власти Ирана не спрашивают мнения западных стран в вопросах борьбы с терроризмом и не ждут разрешения для ввода войск на территорию сопредельного государства. В сентябре, преследуя курдских боевиков, вооруженные силы Ирана вторглись в восточные районы Ирака в регионе Кандилских гор. В течение нескольких дней иранские войска наносили бомбовые удары по населенным пунктам, где скрывались курдские боевики.
Для обеспечения собственной безопасности Иран в одностороннем порядке закрыл все четыре контрольно-пропускных пункта на границе с Ираком. В результате на зависящих от иранских поставок территориях Ирака наблюдается острая нехватка товаров первой необходимости. Для восполнения дефицита иракцы вынуждены перенаправить свои взоры на Сирию и Турцию, где цены по сравнению с теми же товарами иранского производства значительно выше.
В конце сентября текущего года во время посещения Турции премьером-министром Ирака было подписано соглашение о совместной борьбе с терроризмом. Главным успехом соглашения можно считать то, что центральное правительство Ирака признало РПК террористической организацией. Однако Турции так и не удалось получить согласия руководства Ирака на включение в соглашение статьи о «горячем преследовании террористов», которые убегая от ударов, скрываются на территории Северного Ирака.
В прошедшем месяце у курдских боевиков было обнаружено оружие американского производства. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, находясь в Нью-Йорке, заявил, что, согласно некоторым данным, у боевиков имеется также тяжелое орудие и даже танки американского производства. Американцы, со своей стороны, признали, что только несколько тысяч единиц оружия из почти 250-тысячного арсенала, который был передан в распоряжение вооруженных сил Ирака, были учтены. Судьба остального вооружения неизвестна.
Во время вторжения в Ирак власти США обещали, что единство страны будет сохранено. Однако недавно американский конгресс практически согласился с разделением Ирака на три федеративных единицы – Курдистан, Суннистан и Шиистан. Разворачивающиеся события заставляют Анкару серьезно задуматься над нависшей угрозой, так как конечной целью РПК является создание независимого курдского государства, включающего в свой состав часть территорий Сирии, Ирака, Ирана и Турции, где компактно проживает курдское население. Все настойчивее звучат в Турции обвинения в адрес США в применении двойных стандартов.
Сегодня правительство Турции находится в таком положении, когда как ввод, так и отказ от введения вооруженных сил на территорию Северного Ирака могут иметь негативные последствия для страны. В первом случае на власти республики обрушится жесткая критика со стороны западных держав, которые призывают к решению проблемы путем переговоров. Во втором руководство Турции «получит» сполна от собственных граждан, которые требуют достижения мира и прекращения убийств своих сыновей.