Кинорежиссер Шухрат Аббасов: «Кинематограф должен спасти нас от катастроф»
Говоря о важной роли кино в развитии любого общества, Шухрат Аббасов, в частности, сказал, что «мир только оформляется, обретает новые черты, организуется по-новому». «Ценности меняются, прежние кумиры уходят, а жизнь требует новых героев нового времени, - отметил народный артист. – В этой ситуации кинематограф должен спасти нас от различных катастроф – экологических, нравственных, религиозных и других. Сегодня определенные силы стараются разжечь вражду между народами, странами мира. Они создают конфликты на разных частях света... Нам нужно сделать все, чтобы спасти мир. Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили и не используем его силу».
По словам Шухрата Аббасова, кинофестиваль стран ШОС может выполнить эту миссию: «Он помогает нам сопоставить [наше творчество], учиться друг у друга».
Отвечая на вопрос о перспективах сотрудничества мастеров киноискусства стран Центральной Азии, узбекский кинорежиссер отметил, что «само время требует объединения общих усилий». Саммит ШОС и этот кинофестиваль призваны служить интегрированию стран региона, в том числе и в сфере киноискусства. «У всех нас есть тяготение [к такому сотрудничеству]. У вас есть эпос Манас, у нас – свои герои, которые достойны экранизации, - отметил он. – И мы можем сделать это вместе. Нужен только организатор, который возьмется за это».
«Этот кинофестиваль – начало пути, - сказал кинорежиссер, имея в виду перспективы Иссык-Кульского форума, который должен стать ежегодным. – Поэтому нам надо задать ему высокий тон, поднять его планку высоко. Чтобы не было стыдно перед потомками, которые будут продолжать наше дело».
О тенденциях в современном узбекском кино
Главная киностудия страны «Узбекфильм» до сих пор финансируются из бюджета. Однако государство открыло путь и частным студиям, «чтобы была конкуренция, обеспечена разнонаправленность киноискусства, и чтобы могли раскрыться молодые таланты». Ежегодно Узбекистан выделяет средства на съемки пятнадцати художественных и шестидесяти документальных фильмов.
Мэтра узбекского кино сильно волнует отношение зрителя к серьезному кино, к настоящему искусству. «Фильмы, которые созданы для интеллектуального заряда зрителя, с высоким художественным поиском, которые получают на фестивалях награды, люди не смотрят», - сетует кинорежиссер. По его мнению, люди теперь смотрят картины, которые созданы для масс, простого обывателя. «Телевидение ныне перенасыщено жестокостью, кровью, эротикой и насилием… Почему художники не думают о том, чтобы их героев смотрели миллионы? - задается вопросом Аббасов. – Нам нужно помнить, что кино [создается] для миллионов, это - обращение к миру, а не к жюри».
Кинорежиссер считает, что ныне узбекские фильмы нуждаются в избавлении от обилия слов, «словоблудия». «Легче выстрелить в человека, чем сказать «я тебя люблю», - считает Шухрат Аббасов. – Но во всех наших фильмах говорят об этом открыто, без конца. Однако в них есть слова, а любви, самого чувства нет». Хотя, по мнению режиссера, в современном узбекском кино есть и доведенные до совершенства картины. Однако новое время, новая эпоха требует, чтобы у него был «свой» кинематограф. Главной проблемой узбекского кино является кадровый вопрос.
«Мы не готовим их [кадры]. Ныне в режиссуру идут операторы, художники, сценаристы, - отметил Аббасов. - Пусть они занимаются своим делом. Необходимо создать новый класс, сословие кинорежиссеров, и обеспечить их работой». Последние шестнадцать лет своей жизни, когда он не снимал ни одной картины, мастер узбекского кино считает «трагически» утраченными. «Я хотел снимать кино, но приходилось только преподавать», - с грустью говорит он. Причина – в отсутствии денег.
Несколько лет назад Шухрат Аббасов взялся за создание «с сегодняшних позиций» двух исторических фильмов о жизни великого ученого и правителя Улугбека и шаха хорезмского Джалалиддина Мангуберди, пытавшегося объединить народы против разрушительного нашествия Чингизхана. Пригласил на съемки «великих актеров и мастеров по костюмам». Сшили костюмы, были заготовлены тысячи древнекитайских фонарей, оружие и другие атрибуты, на что ушло около миллиарда сумов (более $800 тысяч). Однако проект требовал в пять раз больше средств, и из-за нехватки финансов пришлось от него отказаться. Впоследствии все было распродано под другие проекты и растеряно. «В кино не только честные люди работают», - отмечает с грустью кинорежиссер.
Возобновится ли ташкентский кинофестиваль?
Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Фергана.Ру» о судьбе ташкентского кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, который в советское время проводился в Ташкенте с периодичностью раз в два года, глава узбекской делегации отметил, что попытка сохранить его предпринималась и в независимом Узбекистане. Однако она не увенчалась успехом, так как требует огромных затрат.
«Это очень нас волнует. Мы обладаем большим опытом по организации таких форумов, - сказал Аббасов. – Тогда, [при СССР] из Москвы приезжал десант в двести человек. Это такая мощь, такая сила… Мы у них учились, и мы умеем делать эту работу». На инициативы о возобновлении этого форума правительство Узбекистана реагирует положительно. Однако, по мнению инициаторов, узбекским кинематографистам сначала необходимо научиться делать хорошие фильмы, «чтобы не опозориться на своем фестивале».
Тем не менее, по мнению Аббасова – бывшего члена оргкомитета ташкентских кинофестивалей, возобновить работу этого кинофорума в былом масштабе все равно не удастся. «Это был огромный фестиваль, куда привлекалась огромная мощь СССР, все подкреплялось финансами, так как перед ним стояли идеологические и пропагандистские задачи, - отметил народный артист СССР. - Поэтому на его проведение бросались все силы». «Но мы можем сделать его хотя и более скромным, но в то же время более содержательным и интересным. Мы жаждем этого. Нам обещают, и я уверен, что фестиваль возобновится».
Маленькая тайна современного узбекского кино
Узбекская делегация представила на суд жюри и зрителей два дебютных короткометражных фильма известного актера Абдухалила Мигнарова и молодого режиссера Мансура Абдухаликова. Оба фильма рассказывают о судьбах людей села и социальных проблемах.
Свою любовь к короткометражным фильмам А.Мигнаров объяснил просто. «Иногда полтора часа смотришь фильм и ничего не понимаешь, - сказал он. - В короткометражных фильмах ты должен и можешь сказать все». В планах молодых режиссеров съемки новых фильмов, сценарии которых уже готовы.
В последнее время киноискусство Узбекистана переживает большой бум. Ежегодно, кроме «Узбекфильма», десятки новых фильмов, рассчитанных на массового зрителя, снимают частные студии. В большинстве этих фильмов главные роли играют молодые звезды узбекской эстрады. По словам Абдухалила Мигнарова, причина массового хождения в кино эстрадных звезд кроется в финансовых возможностях последних. «Частные студии обращаются к ним с предложением снять фильм, в котором главная роль достается им, - сказал Абдухалил Мигнаров. – Взамен режиссеры получают необходимые средства для съемок».
По различным данным, сегодня бюджет одного «массового» кино в Узбекистане составляет от десяти до двадцати тысяч долларов США.
Справка. Шухрат Салихович Аббасов - режиссер, сценарист, народный артист СССР, родился в городе Коканде. Работает на киностудии «Узбекфильм» с 1959 года. Наиболее известные фильмы: «Ташкент – город хлебный», «Ты не сирота», «Абу Райхан Беруни», «Маленький человек в большой войне».