Святые покровители Ташкента. Часть V. Священная ласточка и четверть века независимости
Фото © Фергана.Ру
К середине XVIII века Ташкент стал одним из самых заметных торговых и ремесленных городов Центральной Азии, не уступавшим по площади застроек и числу жителей Самарканду и Бухаре. Вокруг основанной еще 1000 лет назад Яьей ибн Асадом цитадели на холме Эски Джува продолжали расти городские кварталы, утопавшие в зелени фруктовых садов. Город, стоящий на перекрестке важнейших торговых путей, был окружен сплошной стеной, в которой насчитывалось пятнадцать ворот. Но жизнь горожан, как и в прежние времена, оставалась неспокойной. Как и в предшествующие столетия, Ташкент привлекал внимание завоевателей, переживал бесчисленные нашествия и внутренние раздоры, часто менял властителей и переходил из рук в руки, сохраняя лишь традиционный уклад жизни и верность мусульманской религии.Когда в XVII веке ослабла власть узбекской династии Шейбанидов, казахские султаны устремились на завоевание земледельческих областей к югу от Сырдарьи, и один из них - Таваккул - в 1588 году взял Ташкент штурмом. Через десять лет он занял Самарканд и с многочисленным войском дошел до стен Бухары, но был тяжело ранен при осаде, и, вернувшись в Ташкент, умер, оставив город в наследство своим соплеменникам. Через два столетия уже сами казахские роды подверглись опустошительному нашествию джунгар - грозных кочевников, покоривших Тибет, Кашгар и Монголию, и заставивших всю Центральную Азию с содроганием вспомнить о временах Чингисхана.
В 1723 году джунгарский тайше (наследный принц) Галдан Цэрэн, сын «Повелителя Вселенной» Цэван Рабдана, захватил и подверг разорению Ташкент, обложил город данью и даже предпринял попытку насадить в нем ламаизм. Джунгарские воины устроили погром мусульманских святынь, срезав саблями барельефы с цитатами из Корана, украшавшие мавзолей Каффаля аш-Шаши. Буддизм, некогда занесенный в Монголию и Китай из Кушанской Империи бродячими проповедниками, шедшими через Ташкент на восток по караванным тропам Шелкового Пути, чуть было не вернулся по тем же тропам на копьях завоевателей.
Согласно преданию, сопротивление власти джунгар возглавил тогдашний правитель Ташкента, справедливый судья, поэт и оратор Толе би Алибекулы из казахского рода дулат. С его именем до наших дней связано почитаемое казахами священное место - мавзолей Калдиргоч бий, сохранившийся в историческом центре Ташкента рядом с мавзолеем шейха Хованд Тахура.
Это уникальное сооружение отличается от других архитектурных памятников старины тем, что его венчает не круглый, а островерхий конический купол. Такая форма более характерна для культовых построек в степных и пустынных местностях от Алтая до Каспия, где культура тюркских кочевников не подвергалась столь сильному, как в Мавераннахре, влиянию арабо-персидских традиций.
По народной легенде, когда с востока начали надвигаться несметные орды джунгар, люди в панике бросали обжитые места. Но Толе би не оставил своего жилища. Галдан Цэрэн, привыкший к тому, что одно его имя наводит на мусульман ужас, приказал привести к нему судью, и спросил, неужели он ничего не боится. Толе би ответил, что не захотел разбирать свою юрту, чтобы не разрушать гнездо ласточки с новорожденными птенцами. Суровый тайше растрогался и не причинил никакого зла праведнику и его сородичам. С тех пор Толе би стали называть Калдиргоч бий - хозяин Ласточка. Впоследствии бий Ласточка своим примером поднял народ на борьбу с джунгарами, и после изгнания иноземцев был избран правителем Ташкента, а после смерти был похоронен с великими почестями рядом с могилой святого шейха Хованд Тахура.В реальности Толе би Алибекулы, управлявший Ташкентом с 1743 по 1749 год, возможно, несколько отличался от легендарного образа Калдиргоч бия. По свидетельству купца Шубая Арсланова, в 1741 году по заданию русских военных совершившего путешествие из Орска в Ташкент, в те годы Толе би уже был «выжит» из города неким беком по имени Кусен. При этом оба феодала были исправными данниками джунгарских тайше, а местному населению «чинили великие утеснения».
Ставка Толе би находилась тогда в месте ответвления от реки Чирчик древнего оросительного канала Бозсу, обеспечивавшего весь Ташкент водой, что давало казахскому Бию возможность фактически контролировать жизнь города и его окрестностей. «…Если захочет, то тотчас запрудит и в другую сторону пустить может, от чего ташкентцы принуждены могут быть помереть», - писал Арсланов в своих донесениях в Орск. Подобный образ действий, наверное, более подходил бы речному божеству доисламской эпохи, чем святому заступнику мусульман. Впрочем, стоит ли больше доверять одному лазутчику, чем народной памяти? Сам Арсланов писал далее, что от притеснений и жестокости Кусена и джунгар многие жители Ташкента бежали из города под защиту Толе би.
Другая интересная подробность касается самого священного места. Узбекские ученые пришли к выводу, что мавзолей Калдиргоч бия на Шейхантахуре был сооружен, скорее всего, в XV веке, то есть еще за триста лет до рождения Толе би. В мавзолее имеются и более ранние захоронения.
Культ почитания Калдиргоч-бия, как священного символа борьбы с иноземными захватчиками, развился в Ташкенте во времена независимого правления Юнус-ходжи. Вскоре после освобождения от власти джунгар в городе установилась своеобразная форма правления, напоминающая европейские купеческие республики средневековья, с той разницей, что управляло не вече или собрание знатных граждан, а избранные хокимы четырех городских даха - районов: Шейхантахура, Кукчи, Бешагача и Себзара. Между «партиями» четырех хокимов шла постоянная борьба за влияние, что нарушало мирную жизнь. «…Земледелие и скотоводство приходили в упадок, полезное заведение садов было подвержено разорению, вместо трудолюбивого в ремесле упражнения каждый выходил из дома с оружием в руках и всегда видел жизнь свою в опасности», - писали об этом русские горные инженеры Бурнашев и Поспелов, занимавшиеся разведкой рудных месторождений в окрестных горах. Но в 1784 году демократическая междоусобица прекратилась, когда курултай старейшин назначил правителем Ташкента потомка шейха Хованд Тахура, хокима Шейхантахура Юнус-ходжу, в юности бывшего личным секретарем и соратником Толе би.При Юнус-ходже Ташкент стал независимым городом-государством, расширившим свои владения далеко за древние оазисы Чач и Илак - до Туркестана и гор Каратау на севере и Кураминских гор на юге. Период процветания и самоуправления, предания о котором изложил в своей книге «Тарихи джадидайи Ташкант» Мухаммад Салих Ташканди, длился почти четверть века.
В 1808 году Ташкент снова был завоеван, на сей раз молодым правителем Коканда Алим-ханом из узбекского племени минг, который через год был убит в результате заговора. Затем бухарский эмир Насрулла, объявивший хана Коканда Мадали вероотступником за брак с женой отца, захватил многие его земли, в 1842 году покорив и Ташкент. Еще два десятилетия город поочередно штурмовался кокандцами и бухарцами, несколько раз поднимая восстания против их власти.
В 1865 году, после второго штурма войсками генерала Черняева в ночь с 14 на 15 июня, Ташкент был присоединен к Российской Империи и через год стал официальной столицей Туркестанского генерал-губернаторства. С тех пор глинобитные средневековые кварталы получили название «Старый город», а на левом берегу канала Анхор, на месте снесенной Урды - крепости кокандских правителей, началось строительство нового колониального города.