Подавляющее большинство трудовых мигрантов в Барнауле – узбеки
Субъект Российской Федерации Алтайский край непосредственно граничит с Казахстаном и является своеобразным культурно-цивилизационным рубежом между тюрко-исламским и славянско-христианским анклавами Евразии. Несмотря на соседство, выходцы из Центральной Азии не спешат приезжать на заработки в Алтайский край или переселяться в него. Объяснение этому найти нетрудно. Край признан дотационным регионом и уровень жизни здесь, по сравнению с другими регионами России, невысокий. В силу этого трудовая миграция из Средней Азии и Казахстана не является слишком заметным явлением в общественной и социальной жизни края.
Экономическое и социальное развитие Узбекистана, Таджикистана и Киргизии в постсоветское десятилетие значительно отстает от Казахстана. Для населения этих государств выходом из бедственного положения стала трудовая миграция на территорию России. Основной поток трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана направляется в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России, в которых уже образовались значительные общины соотечественников, и можно заработать наверняка. Но и российские приграничные города, такие, как Барнаул – главный город Алтайского края, все же принимают определенную часть трудовых мигрантов из Центральной Азии.
|
По нашим наблюдениям, подавляющее большинство трудовых мигрантов в Барнауле – узбеки. Если говорить о векторе миграции из Узбекистана в целом, то в настоящее время узбекские гастарбайтеры активнее всего «атакуют» рабочие места в Казахстане. Аналитики считают, что Казахстану наряду с «желтой» опасностью грозит еще и узбекская. Эта опасность связана с тем, что Узбекистан не справляется с постоянно растущим населением. Кроме выезда на заработки в Казахстан, узбеки направляются и в Россию.
Побеседовав с мигрантами, можно выяснить, что узбеки в Барнаул приезжают, в основном, из городов Ферганской долины, а именно Ферганы и Андижана. Как известно, Ферганская долина всегда была не только самым густонаселенным регионом Узбекистана, но и всего бывшего Советского Союза. Опрошенные узбеки не жалуются на плачевное положение внутри республики; практически все называют мотивом приезда на заработки перенаселенность родных городов и невозможность устроиться на работу.
Столовая по-узбекски
Одна из сфер применения труда узбекских мигрантов - это работа на предприятиях общественного питания. В настоящее время в Барнауле действует несколько узбекских столовых, которые на фоне других подобных заведений европейского типа выгодно отличаются низкими ценами, экзотической и сытной кухней. Узбекская чайхана является и местом сбора соотечественников и земляков, таким своеобразным звеном, объединяющих временных мигрантов на российской земле.
Подобные заведения можно назвать очагами узбекской культуры, в которых представлены диковинные для барнаульцев национальные азиатские блюда: лагман по-уйгурски, плов узбекский, люля-кебаб, манты узбекские, лепешки и т.д. Таких столовых в городе около восьми, что говорит о том, что ассортимент и представленная узбекская кухня пользуется спросом у населения. К тому же владельцы заведения устраивают по вечерам танцы под восточную музыку.
После разговора с главным поваром одной из узбекских столовых в Барнауле стало понятно, что хозяева и шеф-повара узбекских столовых хорошо знакомы и приезжают примерно из одних мест (в данном случае, из Ферганской долины).
Азим – повар из города Маргилана, расположенного в Ферганской долине. Он уже второй раз приезжает в Россию на заработки. В этом году находится в Барнауле с февраля, собирается работать до декабря. На вопрос, почему Азим выбрал для заработков Барнаул – не самый развитый в социально-экономическом плане город, - он ответил, что «сюда его позвали знакомые узбеки, а в Москве, к примеру, у него таких знакомых нет». Узбеки в тех городах, где трудятся, держатся друг за друга, помогают.
Азим – квалифицированный повар, на родине у него имеется своя кондитерская. К тому же он отец четверых детей. Благодаря предыдущей поездке в Барнаул Азим смог выдать замуж дочку и обеспечить её жильем. Свое рвение к работе в России предприимчивый повар объясняет тем, что мечтает поставить всех детей на ноги, несмотря на то, что старшие сын и дочь уже живут в своих семьях. По этому поводу Азим высказался так: «У вас в России принято: женил либо отдал замуж и все - живите сами. У нас по-другому: даже если женил, пока на ноги не поставил, должен помогать». После этой поездки Азим хочет построить для сыновей и их семей хороший дом и, как любой узбек, конечно, надеется, что сыновья обеспечат ему безбедную старость. В России Азиму нравится, он не прочь приехать ещё раз.
«Восточный рынок»
Значительная часть выходцев из Центральной Азии работает в созданных в Барнауле ещё в 90-е годы рынках, на которых продаются привозные фрукты и овощи. «Жаркий» период для торговцев–узбеков начинается в мае-июне, когда поступают первые партии фруктов и овощей, и заканчивается поздней осенью. В настоящее время в городе действуют два крупных рынка, один из них носит гордое название «Восточный рынок». Рынки работают не только во время летнего привоза фруктов, но и зимой, хотя и не в полную силу. Торговцы на рынках – преимущественно уроженцы Ферганы, Андижана и других районов Ферганской долины. Торговля таджиков на рынке практически сведена к нулю, киргизы также не встречаются. Возможно, это связано с тем, что узбекские предприниматели перекупают фрукты в Киргизии, Казахстане и поставляют в Россию. Фактически торговля стала монополизироваться в руках узбекских мини-предпринимателей.
Мой собеседник - Абдусамат Мирзохидович, в прошлом учитель физкультуры в школе, закончил педагогический институт в Андижане. Он поведал, что поставка фруктов в Россию связана с множеством трудностей и препятствий. О том, что узбекские товары можно провезти с большим трудом, свидетельствует и ассортимент рынков. К примеру, любители и ценители арбузов знают, что казахстанские арбузы по вкусу никогда не сравнятся с ташкентскими, но последние представлены у продавцов только в небольшом количестве и всегда значительно дороже. Всему виной препятствия со стороны казахстанских таможенников, высокие пошлины на ввоз фруктов и т.д. Поэтому и приходится торговать казахстанскими арбузами. Яблоки и груши этой осенью привезли из Киргизии.
Афишировать свою деятельность продавцы не стремятся, стыдливо отворачиваясь от фотокамер. На условия проживания не жалуются, с самого начала беседы иммигранты отмечают, что живут на съемных квартирах и у всех оформлена регистрация.
Строительный десант
Третья команда азиатских рабочих в Алтайском крае – это узбекские и таджикские строительные бригады. Барнаул – один из динамично застраиваемых городов России, но на крупных стройках жилых объектов труд мигрантов практически не используется. Как пояснили нам в Миграционной службе при УВД Алтайского края, азиатские бригады «ушли в подполье». Это произошло после ряда облав и штрафных санкций, которые были применены к работодателям, не имеющим официального разрешения на использование иностранной рабочей силы. Например, в 2004 году было проверено 883 работодателя, из которых только 293 имели разрешения на привлечение приезжих рабочих. Кроме того, поступали жалобы профсоюзных организаций на то, что низкооплачиваемый труд азиатов создает конкуренцию на рынке труда для официально работающих строительных бригад. В настоящий момент бригады азиатов задействованы в основном на строительстве частных коттеджей и домов, на отделочных работах и т.д. В общем, там, где работодателю легче спрятаться от взора налоговых органов и облав миграционной службы Алтайского края.
На одной из улиц Барнаула мне удалось пообщаться с бригадой узбекских рабочих, трудящихся по найму. Бригада состоит из восьми человек, на данном объекте было задействовано трое. Бригадир Миркомил работает вместе с сыном Сардором, парнем двадцати лет. Они приехали из Андижана. Миркомил удивительно чисто, без акцента говорит на русском языке. Сын пояснил, что его отец, родившийся и выросший ещё в советское время, учился в русском техникуме и вращался в русскоговорящей среде, и к распаду Советского Союза даже не знал узбекского языка. Конечно, потом ему пришлось его выучить. На работу в Россию отец и сын вынуждены приезжать потому, что в густонаселенном Андижане не хватает рабочих мест. В Андижане расположен завод по производству автомашин фирмы Daewoo, но семья Миркомила устроиться на работу в родном городе не смогла. В Барнаул в первый раз они поехали, потому что на дорогу не требовалось значительных средств, все-таки это не так далеко.
Сардор несколько раз повторил, что у них в России нет никаких проблем, трудятся они официально, регистрацию сделали и вообще все замечательно. Заработки устраивают, до холодов оставаться не планируют, будут вскоре уезжать. Андижанцы отметили, что негативного отношения к себе не заметили, хотя понимают, что отнимают хлеб у местных строительных бригад. Но говорят: «Ничего, мы же только на лето, скоро уедем, не будем никому мешать».
Подводя итог небольшому очерку о жизни среднеазиатов в Барнауле, хочу отметить, что поток таджикских мигрантов в Алтайский край в целом заметно снизился. Происходит монополизация свободных секторов трудового рынка узбеками. Возможно, это связано с тем, что узбекская община в городе уже стала довольно внушительной. Хотя точная статистика пока не может быть приведена из-за постоянной ротации узбекского населения.
Интересен и тот факт, что узбеки в основном обрастают торговыми связями. Они не стремятся зарекомендовать себя как общественная группа, как это делают, например, казахи, татары и др. Несмотря на то, что есть глава общины, узбеки не представляют свою этническую группу на проводимых в городе Днях культуры этнических групп, не борются за официальный статус. Они не живут общественной жизнью, в отличие от казахов, которые в этом плане более активны и предприимчивы: в Барнауле с 2003 года официально зарегистрирована общественная организация «Центр казахской культуры «Ата Мура».
Вряд ли можно сказать, что казахи и узбеки держатся как одна сплоченная азиатская община. Их интересы не пересекаются, потому что узбеки задействованы в сфере общепита, торговли, строительства. Они несколько оторваны от жизни российского общества, потому что нахождение в Барнауле для многих - временный заработок, поэтому им удается сохранить на алтайской земле образ жизни, который они ведут на родине. Казахи же, наоборот, интегрированы в российское общество, многие из них обосновались здесь ещё в советское время, они не являются гастарбайтерами. И жизнь среднестатистического казаха мало чем отличается от русского.
* * *
Юлия Гужвенко работает в Барнаульском государственном педагогическом университете, сотрудник учебно-исследовательской лаборатории «Россия и Восток».