Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Казахская община Москвы проходит непростой путь своего становления и развития

28.06.2006 11:35 msk, Арнур Рахымбеков

Миграция  Россия
Казахская община Москвы проходит непростой путь своего становления и развития

Фото © Фергана.Ру

На фото: памятник казахскому поэту и мыслителю Абаю в Москве на Чистопрудном бульваре

Статьей о жизни диаспоры узбекистанцев в Москве, опубликованной несколько дней назад, мы открыли тему активности национальных сообществ. Сегодня речь пойдет о представителях казахского народа, обосновавшихся в российской столице.

ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ

Первые казахи появились в России еще в XIX веке. Это были представители аристократии, сыновья знати, которые учились в Санкт-Петербурге.

А вот в российской столице казахское население сформировалось в основном в советский период. В 1923 году в Москве уже проживало 110 казахов. Практически все они были представителями интеллигенции. После Великой Отечественной войны Москва и Ленинград стали основными центрами подготовки национальных казахских кадров для промышленности, науки, культуры. После получения высшего образования в московских вузах некоторые казахские студенты оставались в Москве, обзаводились семьями.

Именно «советская» Москва – как культурный и научно-образовательный центр бывшего Советского Союза - стала второй родиной для многих студентов из числа казахской молодежи. Из союзных республик, в том числе из Казахстана, в Москву направлялись партийные и советские работники, часто переезжали в столицу СССР и работники культуры и искусства Казахстана. Так что сегодня среди коренных жителей российской столицы подрастает уже далеко не первое поколение «московских казахов».

ЧИСЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ

По данным переписи 1989 года казахское население в Москве составляло примерно 8,5 тысяч человек, включая временно проживавших (студенты, аспиранты, докторанты и т.д.). По данным переписи 2002 года, в Москве проживает более 20 тысяч казахов, также включая студентов. При этом москвичей во втором-третьем поколениях среди них - не более 6-7 тысяч.

В 1990 году было образовано первое общественное объединение - Московское общество «Казак тiлi» (Казахский язык). В 1992 году по инициативе студенческой и рабочей молодежи, приехавшей в рамках организованного набора для работы на крупных московских предприятиях, было создано Московское молодежное общество казахской культуры «Мурагер». В 1993 году группой юридических лиц – общественными и коммерческими организациями – для решения задач финансового и ресурсного обеспечения деятельности обществ был учрежден фонд «Казахская диаспора».

В 1997 году была образована Казахская региональная национально-культурная автономия Москвы (КазРНКА). При этом Фонд и общества «Казахский язык» и «Мурагер», выступив учредителями КазРНКА, сохранили свой статус и продолжают свою самостоятельную деятельность. КазРНКА были делегированы полномочия представления и защиты этнокультурных интересов и запросов казахской общины Москвы в органах исполнительной власти, в государственных учреждениях, а также координация сотрудничества с другими диаспорами и обществами.

За годы своей деятельности московские объединения казахов проделали определенную работу. Это ежегодные праздники «Наурыз», проводимые на крупных концертных площадках Москвы, «круглые столы» и встречи, посвященные выдающимся казахским деятелям науки и культуры. Казахская община Москвы активно участвует в культурных программах и мероприятиях, проводимых Правительством Москвы, а также неправительственными организациями.

МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Особое место занимают организации казахской молодежи в Москве. Вдали от Родины казахская молодежь, а в большинстве своем это студенты московских вузов, стремится к сохранению своей национальной идентичности. Большинство московских казахов-студентов - отпрыски состоятельных родителей. И общаются они, в основном, на дискотеках и в ночных клубах.

Многочисленны студенческие объединения – МГУ им.Ломоносова, РГУ нефти и газа им.Плеханова, Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы. Они формируются по принципу принадлежности к институту или университету. Среди студенчества большую популярность получают молодежные «землячества» – вечеринки в развлекательных ночных клубах российской столицы. Примечательно, что организаторы стараются приурочить молодежные мероприятия к датам национальных праздников либо приглашают на встречи знаменитых общественных деятелей либо эстрадных знаменитостей. Хотя немного странно видеть молодых потомков номадов, закусывающих русскую водку баурсаками (казахский хлеб).

Современность

После распада СССР казахская община Москвы прошла непростой путь своего становления и развития. Процесс осознания себя зарубежной диаспорой потребовал определенного психологического напряжения. В 90-е годы наблюдался довольно резкий спад информационных, культурных, научно-образовательных связей с Казахстаном. В значительной степени это объяснялось сложным социально-экономическим положением молодого Казахстана. Непросто выстраивались в тот период и межгосударственные отношения между Россией и ее южным соседом.

Начиная со второй половины 90-х годов ситуация стала постепенно меняться в лучшую сторону. Вырос студенческий «десант» из Казахстана. Сегодня его количество не уступает числу учившихся в советские годы. Появились представительства казахстанских бизнес-структур. В Москве стали регулярно проводиться дни культуры Казахстана.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС

27 июня 2006 года в Московском доме национальностей должна была состояться конференция Казахской национально-культурной Автономии российской столицы. Итоги ее пока неизвестны. Очередное заседание общественного органа казахской диаспоры, ответственного за связь с московской властью, наверное, и не должно было привлекать столь повышенного внимания общественности, если бы не текущий кризис общины.

Осенью прошлого года состоялось скандальное отчетно-выборное заседание Казахской региональной национально-культурной автономии (КазРНКА), повлекшее раскол внутри общины. Суть того конфликта - в претензиях на должность председателя автономии: с одной стороны на кресло «главного» московского казаха претендовал нынешний глава КазРНКА Полат Джамалов, с другой поменять внутренний расклад сил пожелал активист Талгат Мыктыбаев.

По результатам открытого голосования председателем казахской автономии был избран Т.Мыктыбаев. Однако П.Джамалов решил опротестовать результаты собрания. По его мнению, был грубо нарушен базовый принцип Автономии: правом выбора обладают казахи, но обязательно граждане России. На его риторику демонстративно и конфликтно отреагировали сторонники Т.Мыктыбаева, которые заявили, что и казахстанцы, вернее, граждане уже суверенного Казахстана, также ответственны за судьбу автономии. В зале началась суматоха… Заседание было сорвано. Невольными свидетелями той «разборки» стали представители московской мэрии, наверняка, никогда и не предполагавшие столь бурных проявлений азиатского темперамента.

Пятидесятилетнего уроженца Узбекистана Полата Джамалова поддержало интеллектуальное ядро диаспоры. Это казахская профессура московских вузов, институтов, научные работники и представители культуры. Данный круг сложился с конца 80-х и начала 90-х годов прошлого столетия. Когда после распада СССР часть казахской «элиты» приняла решение остаться в «новой» России.

Его оппонент Талгат Мыктыбаев - относительно молодой преподаватель финансово-хозяйственной академии. Т.Мыктыбаев родом из южного Казахстана – из Шымкента. Отчасти его «южное» происхождение обусловило концентрацию вокруг его фигуры нового поколения казахов России. Это те казахи, которые приехали в Россию уже из суверенного Казахстана. Казахи, может быть живущие новыми ментальными ценностями. Большинство из сторонников Т.Мыктыбаева – бизнесмены и предприниматели. Предметом особой гордости московских казахов считается, то, что в Москве практически нет казахских гастарбайтеров, метущих дворы и выносящих мусор. Как правило, деловой казах в Москве – это распорядитель какой-либо теневой собственности из Казахстана, либо менеджер среднего звена.

Ситуация вокруг избрания на должность председателя казахской автономии, вероятно, отражает конфликт не столько личностных интересов, а конкуренцию определенных социальных формаций.

Об авторе: Арнур Рахымбеков – журналист, московский корреспондент Национального информагентства «Казинформ». Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру».