Астрахань: зачем нам мигранты на рынках?
С приходом теплых погожих дней на улицах Ахтубинска замелькали смуглые лица. Мужчины в тюбетейках и в темных халатах, женщины в больших платках и в длинных юбках, малолетние дети в ветхой не по росту одежонке растеклись по городу и донимают назойливым попрошайничеством. Женщины с грудными детьми на коленях усаживаются вдоль тротуаров и протягивают руку в надежде на сердобольность прохожих. Главы семейств поступают иначе. Прихватив с собой мальчиков лет 8-10, они обходят дом за домом и стучат палкой в окна, двери, калитки. Причем делается это регулярно, изо дня в день, что весьма раздражает горожан.
Настоящему нашествию непрошеных гостей который год подряд подвергается поселок Верхний Баскунчак. Прошлой весной его привокзальная площадь напоминала огромный табор. Схожая картина повторяется и нынче. Многочисленные семьи из среднеазиатских республик, бегущие от нужды и безысходности, сходят на местной узловой станции, и отсюда их странствия в глубь страны продолжаются в южном и северном направлениях. Расположившись группами, они жгут костры, готовят в котлах пищу, спят вповалку в палатках и на голой земле.
Эти странники, пояснили в Верхнебаскунчакском отделении пограничного контроля, относятся к народности люлю, ведущей кочевой образ жизни, или, проще сказать, узбекским цыганам. Добираются сюда из Казахстана поездом "Атырау-Астрахань", после чего пересаживаются на поезда северного направления. Их главный удел - попрошайничество, в районе долго не задерживаются, следуют транзитом в другие регионы страны. Однако их кратковременное присутствие в городе не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Эти вечно немытые, завшивленные, гонимые судьбой и тягой к перемене мест кочевники являются разносчиками заразных болезней и, по слухам, курьерами по доставке наркотиков. Кроме узбекских паспортов, у них нет никаких документов, а дети и вовсе путешествуют на нелегальном положении.
Следом за первой волной мигрантов на район накатывает вторая их волна. Ее составляют тоже выходцы из среднеазиастских республик, но они едут ближе к началу полевых работ, нанимаются в арендные растениеводческие бригады, на частные стройки, поскольку у себя дома трудоустроиться нет никакой возможности. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция притока иностранной рабочей силы, что весьма тревожит местные власти. Ситуация, как явствует из справки о внешней трудовой миграции, полученной мной в администрации города и района, принимает угрожающий характер. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории области, по сравнению с прошлым годом выросла вдвое. Наибольшая их доля приходится на Узбекистан, Таджикистан и Украину. В основном мигранты привлекаются на сельхозработы, некоторые из них занимаются коммерцией.
Чрезмерный наплыв граждан из бывших союзных республик не проходит бесследно. Прежде всего он обостряет ситуацию на рынке труда и приводит к другим негативным последствиям. Начать с того, что у многих мигрантов не все ладно со здоровьем, медицинских книжек они, как правило, не имеют и вдобавок ко всему игнорируют медицинское освидетельствование в районной поликлинике. В прошлом году у трех иностранных рабочих в районе была выявлена малярия. И кто знает, к каким бедам это могло привести, если бы больных вовремя не отправили домой.
Засилье выходцев из среднеазиатских республик в районе вызывает все более открытое недовольство местных жителей. Особенно это ярко проявляется на рынках города и в поселках, где приезжие не только создали жесткую конкуренцию своим коллегам из числа коренного населения, но и буквально вытесняют их из торговых рядов. До стычек, к счастью, дело пока не дошло, но два небольших городских рынка переполнены узбекскими "челноками", торгующими низкосортным ширпотребом. Причем некоторые из них давно обосновались в райцентре и умело пользуются либеральным российским законодательством. Приезжая в город, оформляют в отделе паспортно-визовой службы РОВД временную регистрацию на 45 дней, по истечении которой продлевают ее - и это продолжается годами. Устроившись таким образом, они снимают частные углы и за товаром ездят не на родину, а в соседний Волгоград, где скупают его по дешевке у вьетнамцев.
Иноземные торговцы ведут себя тихо, пристойно и уважают здешние порядки. Но, как известно, в тихом омуте черти водятся. Упорные слухи о том, что некоторые из них наряду с рейтузами и колготками приторговывают наркотическим зельем, не на пустом месте рождаются. То, что иные "гости" сбывают наркотики, для работников правоохранительных органов не новость. В марте этого года в поселке Верхний Баскунчак задержали во время продажи наркотиков мужчину-таджика. При обыске у него обнаружили 1 килограмм 200 граммов героина. Как выяснилось, он издержался в дороге и на несколько дней остановился в поселке, чтобы сбыть часть товара. Сколько таких наркокурьеров проскальзывает через границу и растворяется на российском пространстве, можно только догадываться.
Для занятия розничной торговлей, в отличие от граждан России, мигрантам не надо оформляться в предприниматели. В свое время в Министерстве по налогам и сборам РФ создали им упрощенные правила для трудовой деятельности. Узбекам, доставившим в город баулы с барахлом, достаточно заполнить заявление-декларацию, уплатить налог по форме 24 из расчета 200 рублей в месяц - и торгуй сколько угодно. Подобный порядок вполне устраивает "братьев" по бывшему Союзу, и месяц от месяца их становится все больше в городе. Местные вещевые рынки скоро будут походить на среднеазиатские базары со всеми их атрибутами. Во всяком случае, "выбить" сегодня место в торговых рядах местным жителям не так-то просто. Не один месяц походишь, прежде чем его добьешься. Зато зарубежные "челноки" чувствуют себя на рынках, как в родной Бухаре.
Схожая ситуация наблюдается и в селах района, где в течение последних лет прочно обосновались корейские бригады, занятые выращиванием растениеводческой продукции. Для них таджики и узбеки - неприхотливая, дешевая рабочая сила, готовая вкалывать на полях за чашку супа и мизерную зарплату столько, сколько захочет хозяин. Некоторые из них находятся на положении нелегалов, потому как не имеют временной регистрации. В прошлом году такие факты имели место в селах Удачное и Болхуны. Кроме того, привлечение иностранцев на сельхозработы загоняет в тупик сельскую безработицу. Конечно, бригадиры вольны нанимать работников по своему усмотрению, но и интересы местных жителей забывать нельзя. Как никак земля, что они арендуют, поделена на паи и принадлежит сельчанам, и стало быть, в плане трудоустройства в сезонных бригадах у них должно быть преимущество.
- В связи с ожиданием увеличения притока иностранной рабочей силы на период весенне-летних работ мы подготовили ряд серьезных мер по ужесточению контроля за трудовыми мигрантами, - рассказывает заместитель главы администрации города и района по социальной политике В.А. Ведищев. - Это касается временной регистрации прибывших, состояния их здоровья и, конечно же, целесообразности привлечения иностранных рабочих. Я думаю, поступим правильно, если в первую очередь трудоустроим своих безработных, а затем будем решать вопрос с другими. Наш район пока не нуждается в дополнительной рабочей силе, и приглашать сюда мигрантов нет необходимости.
Между тем их приток в южные регионы России, и в частности в нашу область, не ослабевает, а только увеличивается. В Краснодарском крае дошло до того, что уже станицы поднимаются на борьбу с незаконными мигрантами. Чтобы этого избежать у нас, миграционный беспредел пора брать под жесткий контроль. У местных властей, убеждали иные собеседники, руки для этого коротки: запретить торговать на рынках и работать на полях выходцам из среднеазиатских республик они не могут, выдворить за пределы района мигрантов - тоже не в их силах. Нужна воля федерального правительства и новый закон о мигрантах, с разработкой которого медлит Государственная Дума РФ. Однако верховная власть против визовых барьеров на границах со среднеазиатскими республиками и за открытое экономическое пространство с ними.
Тем не менее это не значит, что местные власти должны спокойно взирать на то, как миграционные потоки захлестывают регион и создают дополнительные проблемы для коренного населения. Чтобы осуществлять трудовую деятельность на территории страны, подсказали в Верхнебаскунчакском отделении пограничного контроля, требуется соответствующее разрешение миграционной службы. У многих мигрантов, во всяком случае у тех, кто торгует на рынках, его нет. Стало быть, им надо либо оформить такой документ, либо собираться домой. А с торговлей на рынках и с выращиванием овощей, я думаю, ахтубинцы справятся и без узбеков.