Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекская община Астраханской области – «подушка безопасности» для вновь прибывающих узбекистанцев

08.09.2006 11:39 msk, Н.А.Зотова

Миграция  Россия
Узбекская община Астраханской области – «подушка безопасности» для вновь прибывающих узбекистанцев

Публикацией об активности узбекской диаспоры в российской столице мы открыли серию материалов, посвященную жизни центральноазиатских сообществ в России. Наши исследования показывают, что реально существующих объединений выходцев из Узбекистана в России довольно много. И сегодня мы рассказываем об общине узбекистанцев в Астраханской области.

Необходимо отметить, что Астраханская область исторически является территорией, заселенной представителями самых разных народностей. Среди них - русские, татары, ногайцы, казахи, калмыки, туркмены, дагестанские народности (аварцы, лезгины и проч.), узбеки, таджики, немцы и другие. В реестре общественных национально-культурных объединений области по состоянию на 2006 год только областных обществ, обладающих статусом юридического лица, насчитывается двадцать восемь. Кроме того, есть местные национально-культурные общества и автономии.

Объединение узбекистанцев было зарегистрировано при областной администрации в апреле 1996 года и носит официальное название "Астраханская областная общественная организация узбекской культуры "Узбекистон". Как отмечает руководитель объединения, Баходир Рузметович Аминов, идея образования общества возникла у него еще в 1993 году, когда в Астраханской области наметился подъем интереса к национальным культурам. В этот период по местному телевидению часто показывали представителей национальных объединений области, транслировались передачи, посвященные праздникам и обычаям представителей разных этнических групп.

Сам лидер объединения - родом из Хорезма. На родине он окончил педагогический институт. В Астрахани живет с 1985 года. Его родственники живут в Узбекистане: мать и дочь от первого брака - в Хорезме, родная сестра с семьей - в Ташкенте. Старший сын и младшие дети находятся с отцом в Астрахани.

Баходир Аминов (справа) с друзьями. Фото ИА Фергана.Ру
Баходир Аминов (справа) с друзьями. Фото ИА Фергана.Ру
Таким образом, длительное время проживая в России, еще в 1993 году Аминов предложил идею создания общества своим друзьям, поскольку он решил, что настал момент познакомить астраханцев с культурой, историей, традициями и музыкой узбеков. Тем не менее, по ряду причин сразу зарегистрировать объединение не получилось, это произошло только в 1996 году.

С момента своего создания общество "Узбекистон" вело активную работу. Руководителей общества стали показывать по телевидению, они приходили со своими предложениями в городскую и областную администрации. В 1997 году родилась идея проведения праздника Навруз. Нужно сказать, что традиции празднования Навруза в советское время в Астрахани не существовало даже на неформальном уровне. Первый праздник был проведен на базе отдыха; было приглашено порядка 500 гостей. Это были члены диаспоры, представители администрации, других национальных общин, телевидение. После первого успешного опыта руководство Астраханской области предложило в дальнейшем праздновать Навруз на областном уровне.

Интересно, что в это время никто толком не знал, как правильно проводить Навруз согласно народным традициям и обычаям. Аминов говорит: "Я проводил его так, как видел в детстве". Они варили сумаляк, приглашали музыкантов (в том числе, музыкальный коллектив из Хорезма), пели и устраивали танцы. С тех времен и по сегодняшний день Навруз проводится в городском Парке культуры; сейчас праздник проводится с большим размахом, в нем принимают участие большинство национальных общин региона. Интересно, что идею впоследствии подхватили и во многих других областях России. Общество организовало и экспозицию, посвященную узбекской культуре, в астраханском этнографическом музее.

Из чего складывается повседневная жизнь и деятельность общества? Безусловно, как отмечалось и в предыдущих статьях про узбекские общины в других городах России, успешное функционирование общества как формальной организации и общины как неформальной зависит от личной энергии руководителя. Б.Р.Аминов - фигура публичная. Он входит в состав многих административных структур области. Так, он является членом Консультативного совета при губернаторе Астраханской области, членом Общественной палаты при администрации города (комиссия по развитию культуры), а его сын является членом комиссии по правопорядку. Кроме формального статуса, это дает лидеру объединения и некоторые неформальные возможности.

Например, прекрасно представляя себе бедственное положение трудовых мигрантов из Узбекистана в России, он пытается использовать свои знакомства и рычаги влияния, чтобы хоть как-то воздействовать на ситуацию. Он обращался с предложениями по упрощению порядка регистрации мигрантов к губернатору, в другие соответствующие службы. Другое дело, что практически все эти усилия пропадают втуне. Например, Баходиру Аминову ни разу не удалось попасть на прием к руководителю ФМС (Федеральная миграционная служба) области: "Мы идем к таким службам со своими предложениями, но начальник никогда тебя не примет; они не идут на контакт, им это ненужно, невыгодно. Они нас отфутболивают". Действительно, складывается ощущение, что все усилия национальных общин приобрести голос и выступить в прессе с наболевшими проблемами наталкиваются на глухую стену, это "глас вопиющего в пустыне". Аминов говорит: "Мы стараемся помогать людям, но не мы же выдаем разрешения на работу. Если бы ФМС прислушивалась к нашему мнению... Мы идем со своими предложениями, но нас не принимают. Поэтому "бардак" процветает. Я пытался выступить в прессе, но у меня нет возможности раскрыть все болезненные проблемы, показать способ их разрешения. Само российское общество еще несовершенно. Если болезни общества раскрывать, выздоровление наступит быстрее. А если ситуацию будут контролировать одни органы власти, то сегодня их мнение одно, завтра все иначе...", - сетует Б.Аминов. Вообще, вся совокупность проблем мигрантов из Узбекистана - это тема для отдельного разговора, и она будет раскрываться в дальнейших статьях.

Этнографический уголок общества Узбекистон в музее Астрахани. Фото ИА Фергана.Ру
Этнографический уголок общества Узбекистон в музее Астрахани. Фото ИА Фергана.Ру
Национальное общество "Узбекистон" арендует собственный офис в центральном районе Астрахани. Материальная сторона деятельности общины во многом также обеспечивается за счет собственной коммерческой деятельности ее лидера. У Баходира Рузметовича есть свой бизнес: он владелец магазина. Значительную часть собственных средств он направляет на аренду здания и поддержание деятельности общины. Кроме того, члены общины также оказывают материальную помощь объединению, на эти деньги проводятся различные мероприятия, встречи и праздники.

Аминов оценивает численность узбекской диаспоры в астраханской области в 5 тысяч человек: это постоянно проживающие люди, в том числе, получившие гражданство РФ. С нелегальными мигрантами эта цифра составляет 15 тысяч человек, а в летнее время, с учетом сезонных рабочих - 25 тысяч человек. Здесь оценки Б.Аминова существенно расходятся с данными официальной статистики. По сведениям Всероссийской переписи 2002 г., в Астраханской области проживает 1030 узбеков. Александр Сергеевич Стадник, начальник межэтнического отдела областной администрации, оценивает численность диаспоры примерно в 2000 тыс. человек. По всей видимости, истина лежит где-то посредине.

Каковы же перспективы роста или, наоборот сокращения узбекской диаспоры в регионе? По мнению Аминова, остаться в Российской Федерации и получить гражданство хотят только 3-5% приезжающих в область узбеков. Остальные даже не думают об этом, расценивая свою работу как временную. Люди надеются нормально работать когда-то в будущем на родине; кроме того, у узбеков традиционно сильно развиты семейные связи, которые не позволяют им так резко сменить место жительства.

Гастарбайтеры из Узбекистана работают на полях Астраханской области почти без выходных. Фото ИА Фергана.Ру
Гастарбайтеры из Узбекистана работают на полях Астраханской области почти без выходных. Фото ИА Фергана.Ру
В основном, жители Узбекистана приезжают сюда на сезонную работу. Основные сферы занятости - это сельское хозяйство и строительство. В сельском хозяйстве, на полях, расценки оплаты труда крайне низкие. Так, зарплата трудовых мигрантов составляет 3-5 тысяч рублей в месяц при очень длинном рабочем дне, а выходные практически отсутствуют.

Вообще, трудовая миграция из Узбекистана началась значительно позже, чем, например, из Таджикистана. Многие узбеки ехали работать на поля в соседний Казахстан, а не в Россию. Однако там условия проживания и труда намного хуже, а зарплата - ниже. В силу этого, большое количество узбекистанцев сейчас едет именно в Астраханскую область. По оценкам экспертов, в сельском хозяйстве в Астраханской и Волгоградской областях узбеки постепенно заменяют таджиков, которые в поисках лучшей жизни стремятся ехать в Московский регион. Узбеки же пока соглашаются работать за маленькие деньги и в плохих условиях.

Штрихи к портрету узбекского гастарбайтера в России

Аймхан, 27 лет, родом из Нукуса. Хорошо говорит по-русски, так как в свое время поступала в Нукусский университет на отделение русского языка, но не добрала баллов на экзамене по немецкому. Закончила в Нукусе политехнический колледж. У нее в семье 13 братьев и сестер. Вышла замуж за человека, который украл ее у родителей (кража невест в Каракалпакистане, по ее словам, это до их пор очень распространенная практика). После замужества хотела еще раз пробовать поступить в университет, но уже была беременна.
В качестве яркого примера сезонного трудоустройства приведем рассказ молодой женщины (27 лет) из Нукуса, встреченной нами в поезде "Москва-Куляб". Аймхан (назовем ее так) в первый раз приехала работать в Россию (в Харабалинский район Астраханской области) вместе с мужем и родственниками; до этого они ездили в Казахстан. За шесть месяцев работы они заработали по 27 тысяч рублей на каждого. На полях выращивали помидоры, "хозяева" были корейцами. Вся семейная бригада осталась очень довольна условиями работы, поскольку хозяева к ним относились хорошо ("даже часто садились кушать вместе с работниками"), и помогли перевести заработанные деньги на родину через Астрахань. Кроме того, неплохими были и условия проживания: работники сами построили для себя "балаганчик" (обычно это временное сооружение типа палатки, землянки или вагончика), причем для Аймхан и мужа выгородили отдельную комнату. Также от магистральной трубы был сделан водоотвод и устроен душ. Для сравнения Аймхан рассказала нам об условиях проживания в Казахстане, где женщинам и мужчинам приходилось ночевать вместе. К этому рассказу можно добавить, что Аймхан действительно повезло с хозяевами, так как неоднократно приходилось слышать рассказы и о случаях продажи узбеков в рабство корейцам для работы на полях (да и только корейцам).

Еще одной категорией сезонных мигрантов являются челночники. В основном, они торгуют на крупнейшем рынке Астрахани - Больших Исадах. Там существует специальное место - большой крытый павильон, называемый "Узбек-базар". Большую часть торговцев там составляют узбеки, среди них много женщин. Несмотря на кажущиеся благоприятными условия труда и заработка, работа на рынке, по многочисленным комментариям, приносит "адские мучения, потому что приходится платить всем".

Легализовать торговую точку на базаре узбеку без российского гражданства практически нереально. Поэтому приходится платить деньги самым разным "крышующим" структурам. Так, если доход маленькой торговой точки составляет примерно тысячу долларов в месяц, то на взятки милиции, охране рынка и "отстегивание" криминальным группировкам уходит порядка $800. Кроме того, милиция прекрасно осведомлена о том, что мигранты снимают жилье в непосредственной близости от рынка. Зачастую ночью в квартиры к узбекам врываются омоновцы, устраивая настоящие облавы, проверяя наличие регистрации и собирая "дань".

Как живут члены общины, выбравшие Астрахань в качестве своего постоянного места жительства? Можно сказать, что узбекская диаспора хорошо интегрирована в общество. Ряд узбеков являются успешными предпринимателями, владельцами торговых точек, магазинов. Есть несколько узбекских кафе, хотя, как говорят они сами, "узбеки еще не настолько богаты, чтобы открывать свои заведения с национальной кухней". Вообще, как очень верно отмечает Б.Р.Аминов, адаптация приезжающих людей к иной среде и интеграция в российское общество - одна из важнейших проблем. К сожалению, органы власти совершенно не уделяют ей внимания. Зато общество проводит регулярные встречи и собеседования с теми, кто решил обосноваться в Астрахани, им помогают узнать законы, проинформировать о возможностях найти работу и жилье, дать совет и "верное направление", как это формулирует Аминов.

Слова о "верном направлении" не случайны и не высокопарны. В действительности существует много случаев, когда выходцев из Средней Азии стремятся завербовать для транспортировки наркотиков, прельщая большими деньгами, возможностью помогать семье, оставшейся на родине, и манипулируя людьми. В общине их стремятся об этом проинформировать и предостеречь. Таким образом, община выполняет очень важную роль своеобразной "подушки безопасности" для новоприбывших мигрантов и постоянных членов диаспоры. По мнению руководителя общины, которое я полностью разделяю, "люди все же чувствуют себя комфортнее, т.к. здесь существует узбекская организация. В ситуации грубого нарушения их прав, и даже бытовых ссор узбеков - мы можем помочь им разобраться".

Мне хотелось бы завершить вводную часть рассказа о жизни узбекской общины в Астраханской области в этом позитивном ключе. Об очень интересных в этнографическом плане аспектах жизни общины, личных историях ее отдельных членов, жизни трудовых мигрантов-сезонников и крайне острых проблемах мы расскажем в следующих статьях.

ОБ АВТОРЕ: Зотова Наталья Александровна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве. Статья написана по материалам полевых исследований в Астраханской и Волгоградской областях в августе 2006 года. Продолжение следует.