Юрий Мизинов: «Навигатор» никогда не будет заниматься «черным пиаром»
Юрий Михайлович Мизинов - основатель и главный редактор известного казахстанского независимого Интернет-издания «Навигатор». В последнее время «Навигатор» испытывает на себе давление властей, как и некоторые другие независимые СМИ Казахстана. Корреспондент ИА «Фергана.Ру» Элмурад Жусупалиев побеседовал с Юрий Михайловичем на эту тему.
- Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, об истории создания Интернет-изданий в Казахстане, в частности, «Навигатора».
- Интернет в Казахстане развивается очень быстро. Я не хочу говорить о развлекательных сайтах или же об Интернет-магазинах, о корпоративных сайтах. Буду говорить о сайтах, которые представляют собой общественно-политические издания. Первым общественно–политическим изданием в Интернет-сообществе Казахстана был сайт Евразия (http://eurasia.org.ru). Это был, конечно, фурор, некое потрясение, там печатались такие материалы, которые ни одно СМИ не смогло себе позволить. «Навигатор» стал вторым общественно-политическим Интернет-изданием. Он был создан 17 января 2000 года. Создали его три журналиста, которые работали в оппозиционных газетах «Дат» и «451 градусов по Фаренгейту». С тех пор газета «Навигатор» и существует. Теперь, правда, непонятно, под каким названием… Параллельно с нашими изданиями появились другие сайты, которые занимают проправительственную позицию. На данный момент в Казахстане очень много хороших общественно-политических Интернет-сайтов, но по посещаемости они в пять-десять раз отстают от «Навигатора».
- Юрий Михайлович, вы сказали: «Теперь непонятно, под каким названием существует газета «Навигатор». Разъясните, в чем дело?
- Речь идет об определении суда, которым нам запрещено использовать товарные знаки «Навигатор» в кириллическом и в латинском написании. Некто Бондарцев из организации с мрачным названием «НКВД» подал на нас в суд. Оказывается, они за год до этого они подали заявление на регистрацию товарных знаков «Нави», «Навигатор», и в сентябре они получили свидетельство о регистрации. На основании этого свидетельства они подали в суд. Судебного заседания пока не было, но, тем не менее, судья вынес определение и запретил нам употреблять эти названия. Поэтому сегодня слова «Навигатор» и «navi.kz» на нашем сайте написаны азбукой Морзе. Азбуку Морзе нам не запрещали употреблять и мы этим пользуемся. И адрес «Навигатора» тоже изменился, теперь он звучит как www.mizinov.net. Это, конечно, временная мера и она нам дает выжить. Хотя мы и потеряли треть всех посещений нашего сайта после изменения названия, но, тем не менее, мы остались впереди и продолжаем лидировать, пока…
- И что вы намерены предпринять дальше?
- Мы подали ответный иск. Сейчас в суде лежат два иска, от нас и от наших оппонентов к нам. Но еще ни одного судебного заседания не было. Прогнозировать ход процесса мне сложно, потому что я понимаю, что компания «НКВД» - подставная и к СМИ никакого отношения не имеет. Руководитель компании Бондарцев лично мне знаком. Поскольку, когда мы начинали свой сайт, он часто приходил к нам в редакцию, пользовался Интернетом. Я думаю, что Бондарцев сам по себе не представляет ничего, за ним стоит довольно высокопоставленное лицо. Бондарцев выполняет его заказы и приказы. Назвать имя должностного лица по понятным причинам я не могу, так как опасаюсь судебного преследования. Но этот человек преследует нас ужен в течение нескольких лет.
- Это преследование политическое или коммерческое?
- Я думаю, политическое, конечно. Потому что «Навигатор» в основном читают политически продвинутые люди, читают сотрудники администрации президента, чиновники, члены политических партий. 50 процентов посетителей нашего сайта - из Казахстана, другая половина - из других государств мира. По посещаемости у нас в первой пятерке зарубежных стран - США, Россия, потом идет Германия, Франция и другие европейские государства. Так что информацию о Казахстане за рубежом многие узнают из «Навигатора».
- С чего началась противостояния «Навигатора» и власти?
- Мы себя изначально позиционировали как независимое издание. Мы давали трибуну как провластным политикам, так и оппозиционным. Мы часто публиковали полемические материалы совершенно противоположной направленности. В электоральные периоды или же в кризисных политических ситуациях обстановка обострялась и мы чувствовали на себе давление власти. Противостоя этому давлению, мы приобретали популярность среди наших читателей. Интересен тот факт, что когда нас блокируют, у нас увеличивается посещаемость. Наверное, власти это тоже поняли и полтора года «Навигатор» вообще не блокировали. А на данный момент у нас снова электоральный период, предвыборные кампании идут, так что мы опять испытываем давление, как и все остальные независимые СМИ, которые хоть что-то публикуют про оппозицию.
Я не могу сказать, что мы обходили вниманием власти. Недавно мы беседовали с лидером проправительственной партии «Отан», год назад у нас была прямая линия с дочерью президента - известным политиком и бизнесменом Даригой Назарбаевой. Было очень много звонков Дариге Нурсултановне, была очень жаркая дискуссия. Мы размешаем интервью с советником президента Ертысбаевым. То есть, мы не заявляем о своем издании, как об оппозиционном, но, тем не менее, кому-то не нравится, что мы предоставляем слово и оппозиции.
Люди, которые пытаются отобрать у нас «Навигатор», не понимают одного: если ориентация «Навигатора» пойдет в ту или другую сторону - либо в оппозиционную, либо во властную - популярность его упадет. Я хочу сказать, что у нас нет никого противостояния ни с Даригой Назарбаевой и ни с советником президента Ертысбаевым. «Навигатор» хотят отобрать совершенно другие люди, имя которых я не могу назвать.
- Если вдруг появится такой человек, который сможет решить все проблемы «Навигатора» и за свои услуги потребует долю в вашем деле, Вы бы согласились на такие условия?
- Если этот человек преследует чисто коммерческие цели, то я бы согласился. Ну, а если он преследует политические интересы, и тем более односторонние, то бы я отказался. У нас когда-то были и политические спонсоры, но у нас была жесткая договоренность, что в редакционную политику они не будут вмешиваться. Ни при каких условиях мы не станем заниматься черным пиаром или белым восхвалением. Это однозначно. И я благодарен своим читателям, которые нас морально поддерживают в трудные минуты.
- Как вы оцениваете свободу слова в Казахстане?
- Свобода слова, конечно, относительна. Во временой динамике это выглядит так: в 90-е годы в Казахстане было довольно много независимых СМИ. Однако острота критики была минимальной. Допустим, президента критиковать было очень сложно. Сейчас независимых СМИ, вообще способных на критику, намного меньше. Но критика стало намного жестче и острее. Практически на сегодняшний день не существует «запретных тем», которые оппозиционная пресса не могла бы поднять. Но, с другой стороны, все эти издания испытывают на себе очень большое давление. Власть препятствует тому, чтобы до людей доходили издания, которые несут в себе довольно острую критику.