А.Капцан
Л.Капцан
Г.Коэлет
В.Усеинов
Д.Энгель
|
Сергей Арифович Алибеков родился 16 мая 1956 года в поселке Касансай Наманганской области Узбекистана. В 1976 году окончил Фрунзенское (ныне - г. Бишкек) художественное училище. С 1979 года участвует в выставках. Работает в области станковой живописи и графики, скульптуре, керампластике, декоративном искусстве.
В 1984 - 1994 гг. работал в мультобъединении Киностудии "Узбекфильм", выступая порой сценаристом, режиссером и художником. Широкую известность Алибекову принес фильм "Будет ласковый дождь", получивший призы на фестивалях в Лейпциге (1984) и Бильбао (1985). В 1988 году С.Алибеков стал
художником-постановщиком художественного фильма "Вельд". Мультипликационные фильмы "Нить", "Пауза", "У лужи", созданные художником, награждены призами международных фестивалей.
С.Алибеков - член Союза художников и Союза кинематографистов Узбекистана.
Произведения С.Алибекова находятся в Третьяковской галерее (Москва) и Кутаисской галерее, в музеях Республики Узбекистан, частных собраниях Узбекистана, России, за рубежом.
Большая часть жизни и творчества художника связана с Ферганой. В настоящее время он живет и работает в Ташкенте.
|
* * *
"На протяжении последних десяти
лет Сергей Алибеков вошел в число наиболее упоминаемых и популярных
художников Узбекистана. Более того, имя С.Алибекова начало обрастать легендами
и будоражить зрителя не одиозностью поведения или шокирующей манерой письма,
а той атмосферой загадочного, парадоксального магнетизма, который исходит из
сонма ирреальных образов и мифологических сюжетов, составляющих
особую драматургию его живописных картин.
Представленные здесь произведения - своеобразная антология работ
Сергея Алибекова, созданных за последние пять-шесть лет и представляющих собой
сгусток интеллектуально-творческой энергии художника и вызревшую к сорока
годам персональную философию искусства, прошедшую своеобразный путь эволюции.
Эти работы объединены в единый цикл, названный автором "Нравственные
категории".
С.Алибеков начинал как керамист, создавший немало
оригинальных пластических композиций как для выставок, так и для многочисленных
интерьеров.
В начале 80-х годов художник все больше уделяет внимание
живописи, постепенно керамика отходит на второй план. И хотя сам автор
рассматривает этот цикл как закономерный, но не самый принципиальный этап
творческой программы, в ряде его последних живописных картин
обнаруживаются явные реминисценции, связанные именно с поисками в керамике
того времени.
Принципиально важной, этапной была его работа в середине
80-х гг. в качестве художника над мультфильмом "Будет ласковый дождь" по
роману Рэя Брэдбери, на который его пригласил режиссер Н.Туляходжаев.
В результате гармонии литературного и интерпретационного,
визуального начал был создан блестящий по пластике мультфильм, принесший его
создателям мировое признание. Фильм стал обладателем Гран-при Лейпцигского
кинофестиваля "Золотой голубь" (1985), испанского - "Серебряный дракон"
(1986). За этим фильмом последовала работа в качестве художника еще над
двумя мультфильмами: "Золотой лист", "Сад хризантем" и участие в постановке игрового
фильма "Вельд" (1987). После этой картины С.Алибеков приступает к работе над мультфильмами уже
в качестве и художника и одновременно режиссера, создав на протяжении довольно
короткого времени три картины ("Пауза", "Нить", "У лужи").
Приобщение к драматургическому и кинематографическому
материалу и технологии заметно обогатило арсенал живописно-пластических
средств художника. Работа в кинематографе стала самостоятельной и важной
частью творчества С.Алибекова, имевшей принципиальное значение
для последующих этапов.
Изображение конкретного предмета становится основной
эстетической конструкцией и смысловым манифестом в произведениях С.Алибекова.
Поиски в области абстрактно-отвлеченных форм художник рассматривает лишь как
средство, необходимый этап ремесленного обучения мастерству: "Абстракция - это
игра, упражнение, нужное для воспитания навыков, композиционного, цвето-пластического построения картины, - говорит
С.Алибеков. - Это - суть современного дизайнерского решения. Беспредметное
искусство действует только на эмоции, не затрагивая духовно-нравственных
категорий. В то время как изображение конкретного предмета необходимо
для вовлечения человека в осмыслительный процесс. Как бы нить, за которой надо
пройти, чтобы частично "почувствовать", на что пытается намекнуть
художник."
Представленный здесь цикл работ С.Алибекова - своего рода
мифологическая сюита, в которой отсутствует современная атрибутика.
Историчность аксессуаров, мифологические и аллегорические образы и мотивы
создают особый, ирреальный фантастический мир. В этом отношении творчество
Сергея Алибекова можно рассматривать как развитие своеобразной мемориальной
линии в живописи Узбекистана" (...).
А.А.Хакимов,
доктор искусствоведения, профессор,
действительный член Академии художеств Узбекистана
(из вступительной статьи к
альбому С.Алибекова -
"АРТ-Пресс", Ташкент, 1998 г.,
IBSN 5-8250-0584-6).
|
|
|