Сергей Алибеков
эссе о тюбетейке
(Опубликовано в "Звезде Востока", No4, 1992 г., с. 57)
Коллекция тюбетеек С.Алибекова
Белое и черное. Два полюса - два начала.
Поле черного квадрата - космос, тьма. Четыре белых элемента - круговорот, знак солнца.
Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в
исподволь приближающейся воронке - спокойствие, гармония.
Кого благодарить за эту деталь национального костюма, за эту вершину прикладного искусства?
Казалось бы, все предельно просто, но, очевидно, подобная доступность и открытость и вызывает невероятный восторг.
Черный купол, будто напоказ, оттеняет макушку головы, где расположились четыре завитка: миндаль или перец, или крыло
фазана, кто знает? Остается лишь крохотное зияние между нашей догадкой и неуловимой дрожью постоянно ускользающей
истины. Может, и к лучшему, поскольку в данном случае мерцание, зыбкость, неопределенность доставляют нам колоссальное
наслаждение.
Нетрудно представить - вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани.
Но за последним стежком происходит чудо - выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом
ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой
магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью
простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно
врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность
каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику,
контраст, нюанс - они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь
в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону - другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж,
и все обрывается.
Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная - куполообразная с
"барочными" компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует
говорить о замкнутости и
некоторой отдаленности "языка" применительно к определенной местности
(допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную
структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма
уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь
моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую
поверхность за счет лощения и активного блеска), что придает ей подчеркнутую
самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы,
наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел
композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а "кометы",
резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие
образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и
возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца
или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и
строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка. Значительное
место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который,
петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати
"арок" (они спаяны - одна с другой - по четыре на каждой стороне квадрата),
подпирающих купол тюбетейки -модель бытия. Причем форма и орнаментальное
развитие "арок" абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак
профессиональной свободы в, казалось бы, "спонтанном" творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.
В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные
стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир
(пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу - потаенную
силу традиций, - хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века...
Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и
затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.
Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.
|