Узбекистан: «Нужно поднять нацию с колен!»
Приближаются выборы президента Узбекистана. Одни наблюдатели радуются предвыборной риторике, что льётся из уст главного кандидата - Шавката Мирзиёева. Другие сетуют на то, что переход власти снова происходит неконституционным путем, а все «альтернативные» претенденты на престол - не более чем куклы, марионетки в руках узурпатора. Тем временем, в программах кандидатов не говорится о самом главном - уверен народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров.
* * *
«Уважаемые господа кандидаты!
Я кратко ознакомился с вашими предвыборными программами на пост президента Узбекистана. Ничего принципиально нового я в них не увидел.
С небольшими вариациями повторяются основные мысли и положения каримовских книг и статей. Те же слова о верховенстве законов, ведущей роли государства в процессе перехода к рыночной экономике, о развитии гражданского общества, заботе о благосостоянии народа, человека, укреплении обороноспособности государства, неучастии в различных военных блоках и так далее. Но один из главных, столбовых вопросов, положительное решение которого могло бы приблизить Узбекистан к XXI веку, ни один из Вас затронуть не осмеливается. Это - насильственный, принудительный труд на хлопковых полях.
Использование этой формы труда сразу отбрасывает страну ко временам рабовладельческо-феодального строя, тем более что она в Узбекистане существует на уровне государственной политики. Ибо всякое должностное лицо, начиная с директоров общеобразовательных школ, всех рангов хокимов (глав администраций), руководителей правоохранительных органов, СНБ (Служба национальной безопасности) и заканчивая представителями правительства, осуществляющими на практике эту форму труда, представляют собой государство. Значит, их понимание общечеловеческих ценностей, интеллект, сознание находятся на уровне рабовладельческо-феодального строя. И никакие старания обелить себя перед узбекским народом и международной общественностью, заключающиеся в издании приказов о запрещении труда несовершеннолетних на хлопковых плантациях и других сельскохозяйственных работах, не могут скрыть их рабовладельческой сущности.
Я отлично понимаю, что значит для экономики и обороноспособности страны собрать богатый урожай хлопка. Но урожай урожаю рознь. Он может быть результатом свободного труда, а может - подневольного. В Узбекистане он подневольный. На поля вывозятся сотни тысяч, если не миллионы, учащихся школ и колледжей, студентов вузов, работников медицинских, культурных, государственных, транспортных учреждений. А есть ли государственная статистика, которая честно, без вранья, способна показать, сколько знаний недополучает учащаяся молодежь, как страдают люди из-за отсутствия на своем рабочем месте того или иного врача, чиновника?
Сейчас стало нормой, что выпускник вуза не может грамотно написать диктант за 4-й класс, студент консерватории не знает нотной грамоты, не говоря уже о теории музыки, врач не может поставить больному правильный диагноз и так далее. Основная причина этих негативных явлений кроется в недополучении соответствующих знаний в процессе учебы из-за потраченного на сельхозработы времени.
А теперь посмотрим на эту проблему с другой стороны. Всем известно, что Узбекистан далеко не единственная в мире страна, занимающаяся выращиванием хлопка. А как у них протекает этот процесс? Я знаю точно, что в Америке черные более двух веков как не гнут свои спины на хлопковых плантациях ради обогащения белых (Википедия: рабство в США было отменено после завершения Гражданской войны 1861—1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. После чего распространилась испольщина, когда свободные фермеры-афроамериканцы и безземельные белые фермеры работали на плантациях богачей за долю дохода. – Прим. «Ферганы»). Такое же положение и в Индии, Египте и в других странах.
Почему же эта форма труда продолжает господствовать в Узбекистане? Ведь это не только позор перед всем миром, но государство тратит огромные средства на его организацию. Отрывать людей на какое-то время от выполнения своих профессиональных обязанностей с сохранением заработной платы по месту основной работы, организовывать питание на полях, места для ночлега, сотни автобусов для перевозок хлопкоробов туда-сюда... Кто-нибудь ведет счёт этим расходам?
Есть ли выход из этой ситуации? С моей точки зрения, есть. В Узбекистане давно уже провозгласили переход на рыночную форму ведения хозяйства. В частности, бывшие колхозные земли раздали фермерам. По-моему, фермерам надо дать полную свободу в выращивании и производстве сельскохозяйственных культур, прежде всего - хлопка, и пусть они ведут свое хозяйство, приглашая рабочих и оплачивая их труд. Во всех цивилизованных странах мира существует эта форма ведения хозяйства. На мой взгляд, только таким путём можно от феодального строя перейти в XXI век.
Следующая тема, которую кандидаты аккуратно избегают в своих программах, - это конституционное право граждан на свободу слова, свободно выражать свои мысли, создавать или участвовать в различных политических партиях, собраниях, пикетах, демонстрациях и так далее. Покойный президент «огнём и мечом» лишил граждан своей республики этих прав. На месте подлинно оппозиционных политических сил, таких как народное движение «Бирлик», партия «Эрк», по его приказу были срочно созданы четыре карманных, так называемых политических партии, основной задачей которых было восхваление личности Ислама Каримова. Продолжением такой дискриминационной политики покойного президента стало лишение конституционных прав граждан на свободное передвижение по территории своей республики и выбор места жительства. А его мнение об узбеках-мигрантах может служить примером пренебрежительного отношения к своей нации.
Миллионы молодых узбеков, чтобы не умереть от голода в своем родном кишлаке, бродят по просторам России, Казахстана в поисках любой работы. Они занимают самую низкую, маргинальную ступень социальной лестницы этих государств. Над ними издеваются, их бьют, убивают. Они не могут адаптироваться, потому что не образованны, не развиты, с узким кругозором, потому что половину своих школьных лет они провели на хлопковых полях. И вот вместо того, чтобы поговорить с руководителями России и Казахстана об облегчении участи своих граждан-мигрантов, покойный президент ничего лучшего придумать не мог, как обозвать их лентяями и вообще не хорошими людьми. Пуст Бог будет ему судьей за такое публичное оскорбление своих же соотечественников, отчасти по его же вине оказавшихся в такой ситуации, но я лично ни за что не поставил бы ему памятник как доброму человеку.
А как тирану - да. У него руки в крови своего же народа, из-за него узбекский народ до сих пор продолжает жить в тотальном страхе перед властью. У него преступная семья, члены которой, пользуясь его именем, понакупали дворцов и земельных участков в Америке, странах Европы. За мошенничество в особо крупных размерах их хотят судить в международных судах. А в Узбекистане их отцу собираются соорудить какой-то необыкновенный памятник.
Господа, если вы хоть чуточку уважаете свой народ, вы этого не сделаете.
Господа кандидаты, если я вам скажу, что, несмотря на самую большую численность в Средней Азии, узбекский народ находится в самом угнетенном, отсталом положении, вы можете мне не поверить. Но это так. Почти 60 лет господства царских сатрапов, 70 лет тисков большевистской идеологии, 25 лет каримовского режима превратили наш народ в безмолвную толпу. Такие царские генералы, как Черняев, Скобелев, Кауфман, тысячами расстреливали и вешали туземцев, как они называли местное население. На смену им пришла большевистская идеология, которая дважды меняла алфавит, поставив своей целью превратить нацию в манкуртов. Люди, олицетворявшие собой большевистскую идеологию, называли защитников своего очага и своей земли басмачами, хотя, на самом деле, они сами являлись таковыми. Это они ворвались в чужой очаг, на чужую землю и убивали безвинных людей. Они убивали людей, если в их доме находили книгу на арабской вязи. Они безжалостно убивали грамотных узбеков и сажали на их место таких безграмотных людей, как Ахунбабаев и прочие. Они вырастили поколения хлопкорабов, они травили всякими «бутефосами» (вид дефолианта) всю нашу землю, реки, озёра. Каримов продолжил большевистскую политику хлопкорабства. Он физически уничтожил только-только зарождавшееся национальное самосознание людей в лице народного движения «Бирлик» и политической партии «Эрк».
Таковы, с моей точки зрения, некоторые проблемы в жизни страны и народа, которые ждут своего безотлагательного решения, но, к сожалению, полностью отсутствующие в ваших программах. Нужно поднять нацию с колен, вернуть людям личностное и национальное достоинство, которое в течении более чем 150 лет унижалось различными формами колониализма и деспотизма».
Захид Хакназаров, народный артист Узбекистана, профессор
Международное информационное агентство «Фергана»