Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Питьевая вода как государственная проблема

16.10.2014 14:56 msk, Екатерина Иващенко

Политика Экономика Кыргызстан Вода Общество
Кыргызстан: Питьевая вода как государственная проблема

Фото Азаттык

26 сентября 2014 года в Бишкеке прошла презентация Государственной программы развития питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызстана на 2014-2024 годы. Ее уже подписало правительство, а в ближайшее время Госпрограмма должна получить одобрение парламента страны. Отметим, что это первый документ за все годы независимости, затрагивающий больной вопрос обеспечения населения чистой водой.

В Госпрограмме представленные интересные данные. Так, на 1 сентября 2013 года на территории страны числится 1890 населенных пунктов, из них 1805 - села. В 267 селах водопроводы построены до 1960 года, в 458 селах - до 1980 года, в 396 селах водопроводы отсутствуют. После ликвидации колхозов и совхозов сельские водопроводные сети более 10 лет были бесхозными, и это привело к серьезному ухудшению их технического состояния, в большинстве сел водопроводы вообще перестали работать.

47,5% населения пользуется водой из водоразборных колонок, расположенных на расстоянии менее 100 метров от домохозяйств, а 52,5% - из источников, расположенных на расстоянии более 100 метров. 60% сельского населения получает воду из водопроводных сетей, из них 38,3% - из уличных водоразборных колонок и 21,6% - из внутридомовых колонок. Остальные 40% используют для питья воду из арыков, рек, каналов, родников, а также пользуются привозной водой.

27% сельского населения получает воду круглосуточно, 37% имеет доступ к питьевой воде 12 или более часов в сутки, а 36% - менее 12 часов в сутки, зачастую не каждый день. Водоочистные сооружения в большей части не функционируют, для обеззараживания воды применяются примитивные хлораторные установки. Большинство водопроводов, питающихся из поверхностных источников, поставляют потребителям воду ненадлежащего качества по микробиологическим показателям.

В сельской местности лишь 21% населения страны обеспечен центральной системой канализации. Для города Бишкек этот показатель составляет 78%, а в регионах он не превышает 10%. В некоторых городах имеются действующие системы водоотведения, но из-за превышения сроков эксплуатации и недостатка инвестиционных вливаний они находятся в состоянии, требующем капитального ремонта или обновления.

Кроме того, в отдаленных городах и районных центрах доступ к системам водоотведения ежегодно сокращается на 1,5-2% из-за деградации существующей инфраструктуры. В сельской местности только 3% жилых и общественных зданий подключены к системам водоотведения - это школы и медицинские центры.

Отметим, что в Госпрограмме также затронута тема санитарии. В частности, сказано, что ежегодно борьба с заболеваниями, передаваемыми через питьевую воду, обходится стране в сумму, превышающую 4,8 миллиарда сомов, при этом каждый год регистрируется около 30.000 острых кишечных инфекций, а на долю болезней, относящихся к паразитарным, приходится 24% всех случаев.

Среди болезней, связанных с водой, - брюшной тиф, вспышки которого происходят в течение ряда лет в городе Майлуу-Суу и Ноокенском районе Джалал-Абадской области (об одном из случаев заражения тифом и других водных проблемах «Фергана» подробно писала здесь). Это обусловлено, главным образом, недостаточным доступом к безопасной питьевой воде. Согласно данным Министерства здравоохранения КР, в некоторых сельских населенных пунктах от 61 до 79% случаев заболевания детей (энтеробиоз, аскаридоз, лямблиоз и гименолепидоз) происходят от заражения четырьмя видами гельминтов.

Вот и получается, что несмотря на значительные запасы в республике пресной питьевой воды хорошего качества, из-за негативного воздействия инфраструктуры, промышленных предприятий и хвостохранилищ, свалок твердых бытовых отходов, моек автотранспорта, отсутствия систем водоотведения многие освоенные месторождения воды загрязнены нитратами, хромом, нефтепродуктами и проч.

Общий размер инвестиций, необходимых для улучшения доступа сельского населения к услугам водоснабжения, составляет более 20,72 миллиардов сомов.



В период 2014-2024 годов в соответствии с Государственной программой предусматривается выполнить работы по строительству и реабилитации водопроводов в 425 селах республики на сумму 6 млрд 885 млн сомов, а также систем водоотведения в 27 районных центрах на сумму 1 миллиард 600 миллионов сомов.



Зульфия Марат: «Проблему воды можно решить своими силами»

Данные не просто неутешительные, они пугают. Тем более известно, что в проекты по водоснабжению уже были вложены огромные суммы.

В интервью «Фергане» сотрудник Бюро по правам человека и и соблюдению законности Зульфия Марат, которая занимается мониторингом проектов в области водоснабжения с 2007 года, рассказала, что последние 10 лет в стране было проведено не менее девяти таких проектов на общую сумму около 200 миллионов долларов США (в таблицу не включены проекты, начавшиеся с 2011 года). Все они проводились на средства доноров.


Донорская поддержка проектов, связанных с водоснабжением и санитарией

«Согласно данным исследования АБР, в общую сумму вошли и 12,5 миллионов долларов США в виде вклада государства, для чего средства собирали и с населения. Это было одним из условий доноров: 5% бюджета дают местные сообщества. Однако далеко не все проекты состоялись, и доноры указывали, что одна из причин - коррупция в органах власти», - говорит эксперт.

«Дело в том, что до 2011 года данные проекты реализовывались объединенным Отделом реализации проектов при государственном Департаменте питьевого водоснабжения, - продолжила Зульфия Марат. - К сожалению, коррупцией был поражен весь проектный цикл: проектирование, тендер, реализация и сдача в эксплуатацию объектов водоснабжения. Однако за это никто ответственности не понес. А о самих проектах вспоминали и правительство, и депутаты исключительно в популистских целях. Департамент передавался под патронаж то одного, то другого государственного агентства. Сейчас он находится при Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве КР и с трудом сохраняет своих представителей по регионам. А предпоследнее и нынешнее правительства (Розы Отунбаевой и Алмазбека Атамбаева - ред.) продолжили печальные традиции прошлых властей: они не только забыли в разрекламированную Национальную стратегию устойчивого развития на период 2013-2017 года от 21 января 2013 года включить раздел по питьевой воде (указом президента от 27 сентября 2013 года это упущение было «закрыто»), но однажды даже «забыли» включить в госбюджет затраты на заработную плату немногочисленных сотрудников Департамента, которая и так крайне невысока».

Отвечая на вопрос, при каких условиях возможно реально обеспечить питьевой водой большую часть населения, Зульфия Марат ответила: только решая проблему собственными силами.

«Я думаю, что сейчас правительству следует, наконец-то, обратить свое внимание на сектор водоснабжения и водоотведения, где за 23 года даже не была проведена паспортизация объектов сельского водоснабжения и в бесхозном состоянии находятся десятки, а возможно, и сотни скважин с водой, - говорит госпожа Марат. - Отдельная Госпрограмма по воде принимается впервые, до этого не было согласованного между различными правительственными ведомствами понимания, в каком направлении должно идти развитие сектора. Но поскольку эту Программу создавали, как ориентир для кредиторов, таких как Всемирный банк и Азиатский банк развития, в ней не заложены внутренние источники самофинансирования сектора. И это – самое слабое место Госпрограммы», - уверена Зульфия Марат.

«Как один из разработчиков программы, я вносила в нее некоторые предложения (от них отказались, утверждая, что время для них еще не пришло). Но я считаю, что для решения проблемы водоснабжения крайне важно организовать отдельную службу при правительстве – Госагентство по развитию системы питьевого водоснабжения и водоотведения, а областным фондам развития начать реализацию водных проектов. Государству (в лице правительства через министерство финансов или РСК банка) следует начать выдавать «длинные кредиты» (сроком до 10-15 лет, под 2-3% в год) сельскохозяйственным кооперативам, ассоциациям подобных кооперативов и органам местного самоуправления на строительство и реабилитацию сетей водоснабжения. Чтобы это был самофинансируемый процесс, для первоначального запуска цикла перекредитования параллельно требуется выдать краткосрочные кредиты (для начала хотя бы в один миллиард сомов, но требуется 10 миллиардов сомов в год) для Бишкека, Оша и малых городов, где сбор денег с населения уже отлажен. Наряду с этим налаживать сбор денег с сельского населения. Именно это позволит нам в течение 7-10 лет отказаться от внешних кредитов и перейти к внутренним источникам финансирования. А значит – не зависеть от доноров. А отдельное государственное агентство будет заниматься гармонизацией законодательного поля, отслеживать ход исполнения госпрограммы и держать социальные индикаторы (доступ к воде и ее качество, тарифы и т.д.) под своим контролем, а также помогать разрешать споры в тех случаях, когда источники водоснабжения оказались в частных руках, а население осталось без других альтернатив. Вот если это все осуществить, то за 10 лет можно обеспечить 90 процентам населения доступ к чистой воде», - заключила Зульфия Марат.

Аскар Токтошев: «Доноры сами просили разработать эту программу»

Однако директор Департамента развития питьевого водоснабжения и вододеления в населенных пунктах при Госстрое КР Аскар Токтошев не согласен с мнением, что страна может решить данный вопрос без помощи доноров.

В интервью «Фергане» он подтвердил, что вопросом водоснабжения начали заниматься с 2000-х годов, и все предыдущие проекты, действительно, финансировали доноры. «С 2000 по 2012 годы все проекты по воде финансировали АБР и ВБ. Признаюсь, часть из них оказалась провальной. Так, изначально планировалось построить водопроводы в 1000 селах по всей стране, однако построили лишь в 545 селах, из этого числа в 250 селах начались проблемы после сдачи в эксплуатацию. Мы выяснили, что там были ошибки и искателей скважин, и проектировщиков, и даже строителей. После этого ВБ выделил второй транш денег на исправление ошибок в 45 селах в Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областях. Проекты по этим селам завершатся 31 октября текущего года».

Что касается АБР, то он приостановил выделение второго транша, пока государство не решит вопрос искоренения коррупционных схем при получении грантов и кредитов.

«У нас и есть проблемы, и положительные сдвиги. За все годы независимости по вопросам воды не было ни постановлений, ни законов - ничего. Впервые вопросы воды были включены специальным указом президента в Национальную стратегию устойчивого развития страны до 2017 года, где было сказано - за три года построить водопроводы в 50 селах и сервисные центры по обслуживанию сетей водопровода в 40 районах, а это вся страна».

Кстати, Аскар Токтошев является одним из создателей Государственной программы развития питьевого водоснабжения - по его мнению, стратегического документа, написанного впервые за всю историю независимой страны. «Программа действительно писалась под доноров и инвесторов: внешних и внутренних. Отмечу, что доноры сами просили разработать программу, чтобы потом работать согласно ее плану».

Относительно реализации Госпрограммы Токтошев настроен позитивно, ведь с появлением программы появились и доноры. Это АЗБ, ВБ, ЕБР, Делегация Европейского союза, ПРООН, ЮНИСЕФ, Международный деловой совет, «Кумтор», Посольство Швейцарии в КР.

«На сегодняшний день на реализацию программы уже привлечена часть финансов со стороны ЕБР. Намерено ли правительство выделять деньги? В этом году уже выделили на нее 25 миллионов сомов, и я считаю это достижением. После презентации программы правительству мы встречались с вице-премьером Тайырбеком Сарпашевым и просили довести долю государства до 650 миллионов сомов ежегодно».

«Дело в том, что на эту отрасль всегда будут нужны деньги, - говорит директор Департамента. - Водопроводные сети – это инфраструктура, которая имеет свойство изнашиваться, ее надо обновлять или заменять. Но я верю, что свой план за 10 лет мы выполним. Что касается искоренения коррупции, то сейчас мы разрабатываем новую схему по реализации проекта. Главное в ней - что теперь за ходом реализации Госпрограммы будет следить несколько независимых органов, но без конфликта интересов», - заключил Аскар Токтошев.

* * *

Наверное, впервые основные сложности в реализации госпрограммы будут заключаться не в деньгах – доноры уже готовы их дать. Главное - искоренить коррупцию.

Звучит так же оптимистично, как про коммунизм, который наступит в 1980-м году.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»