Узбекистан: Beeline и Ucell плохо справляются с обслуживанием абонентов в отсутствие Uzdunrobita
После ухода МТС на узбекском рынке сотой связи осталось как бы выжженное поле...
После того как власти Узбекистана расправились с «дочкой» МТС Uzdunrobita, оставшиеся в стране два мобильных оператора - Beeline и Ucell - испытывают очень высокие нагрузки на свои сети, в связи с чем качество сотовой связи в стране заметно ухудшилось. Зато расходы абонентов увеличиваются. Но в силу отсутствия серьезной конкуренции на узбекистанском рынке сотовой связи людям деваться некуда.
На днях Госкомитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции Узбекистана (ГПДиРК) заявил о нарушениях закона со стороны Ucell и Beeline: компании обвиняют в сговоре о повышении абонентской платы и тарифов на услуги, что противоречит закону страны «О конкуренции».
Сообщения об этом появились в узбекских СМИ и на сайте Госкомитета 1 мая, однако к вечеру они были удалены – по неизвестной причине. Но на сайте Mezon.uz пока еще можно прочитать публикацию «Госкомконкуренции оштрафовал Beeline и Ucell за ценовой сговор».
Согласно этому тексту, комитет обнаружил, что в апреле 2012 года оба оператора одновременно увеличили размер ежедневной абонентской платы (с $0,01 до $0,02), то же повторилось и январе 2013 года (абонплата на основных тарифах двух компаний почти синхронно выросла с $0,02 до $0,03).
«Необоснованное, одновременное и синхронное повышение абонентской платы и отдельных тарифов со стороны Beeline и Ucell свидетельствуют о наличии согласованных действий между двумя вышеназванными операторами мобильной связи в течение коротких промежутков времени, приводящих к ограничению конкуренции и искусственному повышению цен, что является прямым нарушением статьи 11 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции», - говорилось в сообщении пресс-службы ГПДиРК.
Таким образом, отмечает Госкомитет, нарушена статья 11 Закона «О конкуренции», специальная комиссия по рассмотрению нарушений законодательства о конкуренции, естественных монополиях, защите прав потребителей и о рекламе возбудила дело, по итогам рассмотрения которого на компании наложен штраф (размер не указывается).
Деньги из воздуха? Похоже на то
В ноябре 2012 года новый гендиректор компании Ucell Али Аган, вступивший в должность 3 сентября, провел встречу с журналистами, на которой заверил, что «компания Ucell сделала абсолютно все, что было в ее силах, и ни один абонент не остался без связи из-за того, что мы что-то не сделали».
«Со стороны может показаться, что мы делаем деньги из воздуха, но на самом деле в поддержание работы сети мобильной связи вкладываются сотни миллионов, даже миллиарды долларов. Естественно, инвестируя в сеть, вы предусматриваете рост количества абонентов и их возможное поведение. Но не все ситуации можно предусмотреть. В 1999 году, к примеру, в Турции было сильное землетрясение, и вся телефонная сеть легла, так как она не рассчитана на то, чтобы все в стране одновременно звонили друг другу. Можно сделать так, чтобы сеть бесперебойно работала, для этого вместо, скажем, одного миллиарда долларов придется потратить десять миллиардов. Но в таком случае компания не будет получать прибыль и не сможет платить налоги», - пояснил Али Аган.
Правда, хороший ответ, исчерпывающий?
Глава компании не отрицал проблемы с качеством связи и пообещал, что в ближайшие месяцы «качество связи серьезно улучшится благодаря проведенной оператором за последние месяцы работе. Уже в первую неделю декабря абоненты заметят сильное улучшение связи. Подождать нужно совсем немного».
Прошло уже почти полгода, а воз и ныне там. Директора приходят и уходят, а проблемы остаются.
И никто из руководства компании не заявляет, что одной из главных причин, из-за которых хромает сотовая связь в Узбекистане, - принявшие масштаб эпидемии регулярные отключения электроэнергии, особенно в регионах республики.
Взгляните на эту рекламу Beeline: компания предлагает бесплатный интернет после использования 5 мегабайт в день. Однако ниже мелкими серыми буковками указано, что «технологическое ограничение составляет 25 бесплатных Mb в день, по истечении которых Интернет тарифицируется согласно тарифному плану». Таким образом, заявленный бесплатный интернет ограничен 25 мегабайтами. Абонента откровенно обманывают, скрывая, что на самом деле после 5 мегабайтов в день бесплатны только 25, остальные надо оплачивать из расчета $0.07/Mb
«Думаю, плачевный конец Uzdunrobita многому научил ее оставшихся «в живых» конкурентов», - говорит не пожелавший представиться сотрудник Ucell. – Несмотря на колоссальные убытки и постоянно выходящее из строя из-за бесконечных отключений электроэнергии оборудование, руководство не считает нужным поднимать этот щепетильный вопрос перед властями, опасаясь, видимо, непредсказуемых последствий для своего бизнеса. В итоге за все технические неполадки и расходы компании ответ держат бесправные абоненты».
Под давлением общественности компания Ucell, наконец-таки, занялась установкой современного оборудования и устройств для бесперебойной работы сети, в частности - стационарных базовых станций. Строительно-монтажные работы начались с густонаселенной Ферганской долины (Ферганская, Андижанская и Наманганская области), где проблемы с мобильной связью проявляются наиболее остро. Здесь будет реализован проект по установке порядка 20 стационарных генераторов немецкого производства стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. По словам специалистов, для нормального функционирования и оптимизации работы компании в стране потребуется установить около 500 таких базовых сооружений (к слову, даже устоявшийся в мире тренд 3G в Узбекистане поддерживают всего немногим больше 10 процентов устройств, а действие 4G пока вообще будет в ограниченных зонах). Чтобы все это реализовать, руководству и специалистам компании еще предстоит преодолеть хитросплетения таможенных процедур при ввозе импортного оборудования (максимально подогнанного под наши специфические стандарты), непростые тендерные торги и сложную цепь согласовательно-разрешительных процедур в органах местной власти, включая придирчивые СЭС.
По мнению сотрудника Ucell, после установки современных базовых станций отпадет необходимость круглосуточного контроля над оборудованием – умная электроника будет автоматически реагировать на опасную ситуацию с обесточиванием. Это, конечно, минимизирует потери, но не снимет проблему окончательно: качество связи зависит от множества факторов, в том числе и человеческого.
«У Ucell одно достоинство – никто не может дозвониться»
Тема из рук вон плохой связи мобильных операторов Узбекистана давно уже стала притчей во языцех, в том числе – в обсуждениях в различных социальных сетях. К примеру, в своих комментариях к заметке об интервью главы Ucell Али Агана, опубликованной одним из узбекских веб-сайтов, абоненты открыто ругают руководство компании, выражают ему недоверие, смеются над пустыми обещаниями. Один из пользователей, характеризуя качество услуг оператора, «попал в десятку», едко подметив, что единственным «достоинством» Ucell является… молчание телефонных аппаратов в силу невозможности дозвониться до абонента: звонки, как известно, часто мешают работе.
«Обмануть клиента легко, но это дорого обойдется», - признает Аган, ратующий, по его словам, за превращение Ucell в компанию №1 на узбекском рынке телекоммуникаций. И не только по числу абонентов, но и по качеству оказываемых услуг и «ассортименту» перспективных технологий. Однако пока все лозунги и обещания гендиректора продолжают оставаться благими намерениями, с удивительным постоянством растут тарифы и абонентская плата, принудительно введенная на все пакеты услуг, – пропорционально увеличивающейся армии пользователей. Не знаю, как для компании, но для абонента подорожание всего и вся при отвратительном качестве услуг (практически отсутствующей связи) очень чувствительно.
Международное информационное агентство «Фергана»