Конфликт в Темиртау: Хроническая стадия
В прошедшем году крупный трудовой конфликт в Казахстане возник не только в Жанаозене, где он, как известно, вылился в кровавые столкновения. Трудовой спор начался и на АО «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области (в советском прошлом — комбинат «Кармет»). Спор этот не решился пока никак: руководство индийской транснациональной компании явно не готово идти на уступки. Между тем, терпение металлургов и угольщиков постепенно иссякает. В том, каковы причины противостояния в Темиртау, разбирался корреспондент «Ферганы» Алексей Василивецкий.
Когда подъезжаешь к Темиртау, то видишь город, окутанный дымкой. Это не просто туман, это ядовитый смог. Правда, руководство комбината говорит, что скоро этот смог перестанет быть цветным - после того, как закончится переоборудование одного из цехов Казахстанской Магнитки. Он и сейчас в основном белый, но радужное облачко, вырывающееся в воздух с территории комбината, автору этих строк тоже довелось увидеть.
Впрочем, по городу ходят слухи о том, будто основные выбросы производят в 3-4 часа ночи, когда горожане спят. Объективного, независимого контроля за состоянием окружающей среды нет. По крайней мере, сами темиртаусцы в это не верят. Как бы то ни было, не приходится сомневаться, что работа на «Кармете» была и остается вредным производством, которое должно соответствующим образом оплачиваться.
Внешне конфликт между профсоюзами и иностранной компанией как раз и выглядит как спор за повышение размеров оплаты труда. Еще 8 октября прошлого года по инициативе трудовых коллективов угольного, рудного и стального департаментов АО «АрселорМиттал» была проведена конференция, которая единогласно утвердила требование о повышении тарифных ставок и должностных окладов на 30%.
Руководство компании проявило жесткость и заявило, что может рассматривать требование о повышении зарплат не раньше июля 2012 года, и будет увязывать его с итогами производственной деятельности завода.
Представители профсоюзов четыре раза подавали заявки на проведение массового митинга, и четыре раза им было в этом отказано. Точнее, в ответ на заявку на митинг 10 марта на площади перед заводоуправлением последовало встречное предложение городского акимата (администрации) провести массовое мероприятие… на другом конце города - в заброшенном и заснеженном парке.
- Вы посмотрите на фотографии этой площадки! Там же люди просто могли ноги поломать! – говорит Валентина Шепеленко, главный редактор газеты «Магнитка плюс», органа профсоюза металлургов. – Кроме того, на этой поляне в парке уместилось бы максимум пятьсот человек, а мы планировали вывести не менее четырех тысяч. И от такого предложения акимата пришлось отказаться.
Любопытно, что нынешний аким Темиртау пришел на эту должность с поста начальника доменного цеха завода. Но это никак не влияет на его отношение к требованиям бывших коллег. После Жанаозена власти до дрожи боятся любых массовых митингов, собранных по инициативе снизу, пусть даже претензии у шахтеров и металлургов не к государству, а к иностранному собственнику.
На некоторые мелкие уступки владельцы «АрселорМиттал» все же идут, хотя очень неохотно.
- У трудового коллектива заключен с владельцем комбината коллективный договор, в соответствии с которым зарплата трудящихся должна ежегодно индексироваться на величину инфляции. Когда начался мировой экономический кризис, мы добровольно согласились на то, чтобы индексация проводилась не единовременно, а дважды в год. Кризис прошел, по крайней мере, нам так сказали. Но заводоуправлению понравилась система, предлагавшаяся в качестве временной. И только теперь, когда рабочие заволновались, администрация выразила готовность вернуться к разовой индексации в начале года, - заявил нам Виктор Щетинин, заместитель председателя профсоюза металлургов «АрселорМиттал».
Заводчане отправили обращение на имя премьер-министра Казахстана Карима Масимова. Им ответили: для того, чтобы на месте разобраться в ситуации, в Темиртау прибудут руководители аж пяти ведомств – от министерства соцзащиты до генпрокуратуры. И, действительно, несколько высших чиновников уже побывало в этом году в городе металлургов. Вероятно, какой-то компромисс по зарплате будет найден. Вопрос в том, исчезнут ли после этого корни конфликта. А вот на этот счет существуют большие сомнения. Дело в том, что рабочие «казахстанской Магнитки» не понимают политики руководства предприятия и не видят четкой перспективы. А основания для тревоги у них есть.
Топ-менеджеры «АрселорМиттал Темиртау» поставили своей целью за несколько лет сократить численность персонала с нынешних 17,5 до 12 тысяч работников при минимальном техническом перевооружении комбината. На 2012 год запланировано, например, сократить 1550 человек. Делают они это не жестко. Например, существует система добровольного досрочного увольнения, при которой сотрудникам, увольняющимся до срока истечения контракта, выдают значительный разовый бонус – 2 миллиона тенге (400 тысяч рублей, если переводить на российские деньги). Кто-то, естественно, уходит на пенсию или по болезни.
Беда в том, что на место уволенных никого не набирают, увеличивая интенсивность труда оставшихся.
- У меня в бригаде должно быть по штату 12 человек, а работает то три человека, то пять. Очень сильно выросла нагрузка на работников. В случае, если бригада не добирает до штатной численности, нам платят 75% заработка одного отсутствующего работника, но не более (то есть, работу еще за нескольких человек мы, получается, выполняем бесплатно). Время от времени сокращают и само штатное расписание, и тогда выплаты нам за дополнительную работу еще более понижаются. Компания на этом экономит. Плюс мы вынуждены постоянно выходить на сверхурочные и «черные субботы». Но так продолжаться бесконечно долго не может, - рассказал нам один из рабочих-металлургов, не пожелавший обнародовать свое имя.
Как следствие, люди, даже получая больше, чем в среднем по Казахстану, не могут полноценно восстановить свои силы. И еще один повод для беспокойства заключается в том, что они не видят будущего предприятия. В самом деле, если завод массово покидают квалифицированные кадры, а подготовка новых не ведется, о чем это может свидетельствовать? Сами рабочие говорят о том, что, возможно, господин Миттал планирует «выжать» из предприятия все, а потом от него избавиться (хотя сам Лакшми Миттал, приезжая раз или два в год в Казахстан, утверждает обратное).
То есть, вопрос не только в конкретном увеличении зарплаты сегодня. Работники недовольны политикой компании в целом… Кстати, о зарплатах. Официально она в среднем составляет на предприятии 114 тысяч тенге. Выше средней по Казахстану. Но это – со всеми доплатами за постоянные переработки. И за труд во вредных условиях. А реально металлурги могут получать на руки и по 40-50 тысяч тенге в месяц (в целом же разрыв с иностранными предприятиями того же Миттала по уровню оплаты у карметовцев – более, чем в 10 раз!)
- У нас в последние годы участились случаи, когда рабочие тридцати-сорока лет приходят в цех и просто там скоропостижно умирают. Вроде бы, ни с того, ни с сего. И это, конечно же, с позиции администрации не имеет ничего общего с гибелью на производстве. Но мы-то понимаем, в чем дело. Вот и подумаешь, стоит ли эта зарплата здоровья, - говорят сотрудники «АрселорМиттал».
Ситуация осложняется тем, что рабочие комбината набрали множество потребительских кредитов, и во время глобального кризиса, когда предприятию пришлось «затягивать пояса», у многих возникли проблемы с возвратом. Да и сейчас многие металлурги и угольщики живут от зарплаты до зарплаты, с трудом погашая проценты по банковским ссудам…
По обнародованным самой компанией данным, объемы производства на «АрселорМиттал Темиртау» и размеры прибыли в прошлом году выросли (производство жидкой стали, например, в 2011 году увеличилось на 10,3%). Так что, вероятно, возможности для маневра у нее остаются.
Правда, возникли трудности на иранском рынке, поскольку на Иран влияют международные санкции (по данным из неофициальных источников, продукция, отгруженная с комбината иранским потребителям в IV квартале прошлого года, осталась до настоящего момента не оплаченной). А ведь Иран выглядит для предприятия очень выгодным партнером из-за удобства схемы транспортировки металла - по железной дороге. Проблемы этого государства создают трудности для карагандинских металлургов. Однако же Иран является отнюдь не единственным потребителем продукции комбината. На нынешний год руководство «АрселорМиттал Темиртау» также запланировало рост объемов производства. А вот по росту зарплат стоит пока насмерть.
Часть рабочих недовольна позицией профсоюзов металлургов и угольщиков, считая ее недостаточно жесткой. «Они раньше сидели в самом заводоуправлении, теперь переехали в бывшую заводскую библиотеку, но даже своего помещения у профсоюзов нет. Разве они могут быть независимыми?» - такое тоже приходится слышать в Темиртау. Тем не менее, наличие официальных переговорщиков позволяет держать ситуацию под контролем, обходиться без забастовок и массовых уличных акций. Пока позволяет.
У казахстанского государства есть возможность не повторить ошибки Жаноазена, выступить посредником в конфликте с иностранным инвестором, а не просто жестко занять сторону транснациональной компании. И прояснить, что же иностранный собственник собирается делать с жемчужиной казахстанской индустрии в обозримой перспективе. По крайней мере, этого ждут от власти рабочие предприятия «АрселорМиттал Темиртау», на котором, между прочим, начинал свой трудовой путь нынешний президент страны.
Алексей Василивецкий
Международное информационное агентство «Фергана»