Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Камчыбек Ташиев: «Я не хочу революции. Поэтому вывожу людей на улицы»

05.04.2012 17:28 msk, Екатерина Иващенко

Кыргызстан Интервью
Камчыбек Ташиев: «Я не хочу революции. Поэтому вывожу людей на улицы»

Как обычно по весне, в Кыргызстане активизировалась оппозиция. Пока она представлена двумя партиями: парламентской «Ата-Журт» во главе с Камчыбеком Ташиевым и партией «Бутун Кыргызстан» Адахана Мадумарова. Так как оба лидера - выходцы с юга страны, первые два митинга весеннего сезона-2012 были проведены именно на юге: 1 марта в Оше и 31 марта в Баткене. Третий митинг, намеченный на 10 апреля, пройдет в Джалал-Абаде, родовом гнезде Камчыбека Ташиева. В преддверии этого митинга, а также второй годовщины апрельской революции «Фергана» взяла интервью у лидера «Ата-Журта» о том, чем недовольна оппозиция, каким должно быть развитие страны и к чему может привести очередной выход людей на улицы.

Непосредственно перед интервью, 5 апреля, Камчыбек Ташиев провел пресс-конференцию, на которой сообщил, что 10 апреля в 11:00 будет проведен митинг на центральной площади Джалал-Абада. Его цель – высказывание требований власть имущим. Митинг организовывается несколькими партиями и общественными организациями. Выступление Ташиева на пресс-конференции можно считать преамбулой к нашему интервью.

«Я еще раз хочу обратиться к властям, что они обязаны обеспечивать безопасность митингов, и надеюсь, что они не будут ему препятствовать, - сказал Ташиев. - Но нынешняя власть повторяет ошибки прошлых правителей по части проведения митингов, они останавливают людей, которые хотят попасть на митинг, или (как это было в Баткене, - ред.) каждой семье говорят, что митинг отменяется. Такими действиями власти только поднимают отрицательные настроения людей. Проведение митинга и участие в нем - это законное право каждого. На митинги мы просто приглашаем людей, ни в коем случае не сгоняем специально. На наши митинги люди приходят добровольно».

Пользуясь случаем, Ташиев официально через СМИ пригласил на митинг президента, премьер-министра и спикера парламента, отметив, что по его мнению, «они должны присутствовать на митингах «недовольных» и выслушивать их».

«Что касается моей встречи с Бабановым (премьер-министром Кыргызстана - ред.) и его слов о том, что мы провели хорошую встречу, то мы встречались в общественном месте, но ни разу не было официальной встречи по обсуждению озвученных на митинге требований. Бабанов чуть прибавил своей фантазии, когда говорил о нашей встрече. Немаловажно, что мы должны проводить переговоры в присутствии СМИ, чтобы потом кто-то из нас не говорил то, что ему удобно. Также переговоры не должны быть «дежурными». После переговоров должны приниматься решения», - отметил депутат.

«Никакой революции мы совершать не собираемся. Если дело будет идти к революции и неповиновению, я откажусь от всех властных полномочий. Я не допущу, чтобы кто-либо еще раз провел революцию в нашей стране. Но в нашем обществе много других сил, которые, как говорится, хотят провести «перезапуск» наших отношений с властями, но это, опять же, должно происходить в рамках закона. После 10 апреля я очень надеюсь, что власти хотя-бы начнут с нами разговаривать», - заключил Ташиев.

«Фергана»: - В чем ваши основные претензии к нынешней власти?

Камчыбек Ташиев: - Главная претензия в том, что правительство во главе с Омурбеком Бабановым не может достичь ни экономических, ни социальных целей в области обеспечения каждого члена нашего общества всем необходимым. Мы в этом убеждены, потому что сам глава правительства замешан во многих экономических махинациях, в том числе и контрабанде ГСМ, которые нам Россия дает без пошлины. Полтора года контрабанда ГСМ никак не может остановиться. Об этом говорят миллионы людей. Было время, что в день по 200 машин через Баткенскую область пересекали границу с Таджикистаном. Кто это мог организовать? Открыто водители, сопровождающие и простые люди говорили, что все это дело рук Бабанова. Более мелкими партиями, но контрабанда продолжается и сейчас. Вот вам последнее письмо, которое пришло мне от жителей Баткенской области 2 апреля текущего года, где они рассказывают, что ежедневно через границу проходит по сто сорокатонных грузовиков с ГСМ (Ташиев достает и показывает мне письмо, написанное по-киргизски, с подписями - авт.). Затем ГСМ из Таджикистана переходит в Афганистан. Сейчас стала модной контрабанда из Таджикистана в Афганистан: то же самое происходит с минеральными удобрениями. Все спрашивают, а зачем минеральные удобрения Афганистану, где почти нет сельского хозяйства? Так они на нем сеют героин (видимо, К.Ташиев имеет в виду посевы опийного мака, из которого производят героин - ред.).

В свою очередь от Генпрокуратуры мы получаем ответы, что они информацию проверили. Нам известно, что в день границу пересекает по 200 машин, а они поймали только 10 машин за месяц. Бывший прокурор Баткенской области в своем докладном письме генпрокурору писал о том, что тогда еще первый вице-премьер Бабанов имеет прямое отношение к контрабанде ГСМ.

Это я привел только один из примеров. И как может такой человек, которые думает только о личном обогащении, сидеть во главе правительства?

Кроме того, правительство занимается саморекламой. Они сказали, что у них есть программа правительства «100 дней». Но это не может являться программой, это просто план мероприятий, которые они и так, как госчиновники, обязаны выполнять. Нет там ничего такого, чтобы это ставить отдельной целью. Так и по этой программе не было принято ни одного нового закона. О чем еще можно говорить?

Также мы просим наказать виновников конфликтов июня 2010 года и тщательно расследовать события 7 апреля, потому что до сегодняшнего дня не наказали ни одного человека. Также мы требуем призвать к ответственности лиц, причастных к разграблению денежных средств из ячеек «Азияуниверсалбанка», когда чиновники разговаривали по телефону и «закидывали» друг другу по миллиону, я говорю о разговоре Бекназарова и Сариева. Кто привлечен к ответственности по этим эпизодам?

- А на основе выводов какой конкретно комиссии привлекать и наказывать виновников июньской трагедии?

- Если внимательно посмотреть на выводы всех комиссий, то можно увидеть, что все они сошлись во мнении по одному вопросу: кто виноват? И депутатская, и международная комиссии говорят, что виноваты члены временного правительства. Кто из них привлечен к ответственности? Никто! Вот об этом и идет речь. Не о наказании рядовых преступников, которые волей-неволей, по обстоятельствам совершили преступления. Если бы руководители страны не допустили тех событий, они бы не совершили преступлений.

- На митинге в Оше вы выдвинули еще одно требование: возврат Конституции 1993 года. Почему вы настаиваете на той Конституции?

- Это была первая Конституция нашей страны. Но мы не требуем ее вернуть, мы хотим переделать нынешнюю по подобию Конституции 1993 года. Нам надо навести порядок в обществе. Для наведения порядка парламентским путем нам еще далеко… Конечно, мы не говорим, что у нас должна быть супер-президентская держава, чтобы мы поклонялись только одному человеку, - мы это уже прошли. Но мы должны дать ему столько полномочий, чтобы он мог взять на себя ответственность и иметь право навести порядок в стране. А сейчас у него этого нет, он действует по своей инициативе: собирает министров и дает им поручения, а по Конституции этого нельзя. А надо, чтобы он давал поручения министрам и потом же с них спрашивал.

Возможно, избрать даже парламентско-президентскую форму правления. В нынешней Конституции много нестыковок, тех моментов, которые надо менять. Без изменения этих полномочий властных структур наведения порядка не будет. Главное условие благополучия в стране – наведение порядка, а без этого хоть миллионы в страну засыпай, благосостояние не поднимется.

- Какие конструктивные предложения готовы сделать вы?

- Я говорю, что надо срочно отправить в отставку правительство, созвать конституционное совещание и создать правительство народного доверия. Какое правительство мы сейчас создали?! Как депутат, я не могу идти против своих коллег, но когда мы создаем правительство во фракциях, мы отдаем пост министра человеку, исходя из его заслуг перед фракцией или партией. Мы не смотрим, профессионал он или нет, годится ли он для этого занятия. Это приводит к печальным результатам.

Но если так получится, что мы создадим правительство, то я бы сказал, что 50 процентов должностей должны занимать люди «из народа». Их должны назначать не фракции, а народ, у нас много людей, которые могут хоть сейчас начать работать. Ну, а оставшиеся 50 процентов можно отдать фракциям.

Также у оппозиции есть своя программа вывода страны из политического, экономического и социального кризиса. Но сейчас эту программу мы не собираемся раскрывать. Мы бы не хотели, чтобы кто-то ей воспользовался. Мы хотим посмотреть, что сделает правительство.

- Но вы же убедились, что правительство ничего не делает. Может, лучше поделиться программой и выводить страну из кризиса? Что вы жадничаете?!

- Мы могли бы ее отдать, но они ее не исполнят или исполнят так, что у них ничего не получится. Сейчас нам надо менять конкретных людей в правительстве, начиная с его главы.

- Кого из политиков вы бы причислили к своей команде?

- Это Адахан Мадумаров, Ахмат Кельдибеков и я. Вокруг нас много политических деятелей и партий, общественных организаций и молодежных движений. Поэтому мы собираем столько народу на митингах.

- Мырзакматов?

- Сейчас он находится во власти, мы не причисляем его к оппозиции. По своей включенности в структуру власти он не может быть оппозицией, но может быть нашим единомышленником.

- Как вам кажется - поддерживают ли вас, «южан», на севере?

- Много людей присоединилось к нам и с севера, но они не хотят называть свои имена. Есть разные, в том числе известные, люди, которые поддерживают оппозицию, но не хотят это делать публично. Мы все являемся гражданами этой страны независимо от места проживания, национальности и социального происхождения.

- Тем не менее, первые три митинга вы проводите на юге…

- Революции всегда так и создавались. История повторяется. 2005 год – ни одного митинга, кроме как за день до революции в Таласе, не было. Все началось на юге: Ош, Джалал-Абад и потом пошло. 2010 год – на юге ни одного митинга не было, но революция совершилась. И сейчас также. На юге во всех крупных областных центрах прошли митинги, люди озлоблены, они хотят результатов и могут совершить всякое. Но мне бы лично не хотелось, чтобы произошла революция. Я всеми силами буду стараться удержать народ от революций и переворотов. А как дальше сложится ситуация? Возможно, и моих сил не хватит.

- Как дальше сложится, если прошло уже два митинга и ничего не изменилось?

- Есть совесть властей. Они думают: «да ладно, пусть оппозиция проводит свои митинги». Но ничего не делая, они показывают обществу свое истинное лицо. Митинги просто так не проходят, они оставляют свои отпечатки в общественном сознании. Скоро об этих митингах и требованиях населения вспомнят. Не только политики, но и общество: что митинг был там - и ничего не сделали, и там - и снова ничего не сделали.

- Вы говорили на пресс-конференции, что не допустите еще одной революции…

- Не хотелось бы, но может сложиться такая ситуация, которую даже я не смогу остановить. Другие силы смогут воспользоваться народом. В стране, особенно на севере, много недовольных властями, и они могут воспользоваться ситуацией. Недавно один политик говорил, что даже мародеры уже готовятся. Я этого боюсь, что кто-то воспользуется. Но сам ни за какие должности и благосостояние не буду принимать участие в перевороте.

- Назовите конкретно, кто эти «другие силы», а то получается, что митинги проводите вы, людей собираете на площадях вы, а если что-то произойдет, то ответственность перекладываете на «другие силы»?

- Там, где мы проводим митинги, все проходит мирно. Это наша заслуга. Но в обществе есть много сил, которые бы хотели изменить ситуацию, от меня многое не зависит. Завтра могут начаться митинги в Нарыне, Караколе. Например, поднимутся в Бишкеке пять тысяч человек, а с юга – 100 тысяч, и они сделают революцию, это уже не будет моя вина. Поэтому сейчас мы должны убедить людей, что так делать нельзя.

- Так зачем вы выводите людей на улицы?

- Так это не мы виноваты! Власти должны не игнорировать население, а встречаться с ними, с лидерами оппозиции, разговаривать, решать вопросы, успокаивать. Это прямая обязанность властей, но они ее не выполняют, а это всегда приводит к трагедиям. То, что было в 2005, 2010 годах – это трагедии. Тех политиков, которые неправильно управляли государством, можно было менять другими способами, а не при помощи кровопролития. Есть же другие инструменты – митинги, требования, диалоги, переговоры. Власти же хотят только революции, они пришли при ее помощи к власти и считают, что кроме революции, их ничего не сможет поменять. Это плохо.

- На какие места в правительстве народного доверия вы и ваши сторонники претендуете?

- Жизнь покажет. Неправда, что я специально организовываю митинги, чтобы достичь власти. Если я даже пойду на одну из ключевых должностей в правительстве, я поставлю условие: если я приду к власти, я должен буду изменить жизнь людей в лучшую сторону. Где бы я ни работал, я показывал результаты. Займу пост премьера – буду обязан изменять жизнь людей в лучшую сторону. Чего бы это ни стоило, я сделаю это!

Как я говорил выше, надо навести порядок, поэтому параллельно с отставкой правительства должно создаваться конституционное совещание. В течение одного-двух месяцев мы должны прийти к новому политическому строю. Для достижения результатов нам надо менять строй, на 20-50 процентов, это уже будем рассматривать на месте. Но с сегодняшним строем мы не поднимем благосостояние людей.

- А вы не думаете, что люди уже не верят политикам, потому что ваше «надо повышать благосостояние людей» раньше говорили и другие?

- Надо посмотреть, где работали предыдущие власти и какие результаты они показали. Если человек захочет дать результат, он его даст. У нас много министров, которые сидят и ничего не делают, а результат – это не их дело. Они должны отвечать за результат, не просто увольнением, а привлечением. Не добился результата – тебя надо не просто увольнять, а привлечь к ответственности.

- В свое время вы проголосовали за правительство Бабанова…

- В то время мы не могли ничего изменить. Чтобы в обществе не сложилось мнение, что мы всегда против всего, мы отдали ему свои голоса. Но через пару месяцев мы увидели отрицательные результаты и начали критиковать - и будем критиковать дальше. Хорошо, я завтра прекращу критиковать и как вы, журналисты, начну его хвалить. Не думаю, что это приведет к хорошим результатам.

В конце концов, если власть имущие не будут обращать на нас внимание, то мы их оставим в покое, пусть они дальше хвалят друг друга, но придет время - и их снесут, и тогда точно будет революция. Если они не решат с нашей помощью все эти вопросы, то они останутся один на один с народом - и тот их снесет.

- Не угрожает ли массовая митинговая активность стабильности страны?

- Это обманчивая стабильность. Стабильность наступит тогда, когда вырастет благополучие народа. Сейчас народ ждет, но когда его чаша терпения переполнится, народ выйдет на улицы. Власти должны были воспользоваться этой стабильностью, этими месяцами, что они у власти. Но они упустили самое золотое время. Хорошо, люди обеспечили им стабильность, чтобы они хорошо сидели. А кто обеспечит людям достойную жизнь?! Я успокоюсь - и их снесут. Поэтому, если они понимают, я им полезное дело делаю.

- Почему не называете других фамилий, кроме Бабанова?

- Все те, кто сейчас работает министрами, пришли не по своей воле, не по своим патриотическим чувствам, а по направлению партии. Поменяйте хоть всех министров - пока Бабанова не сменишь, страна лучше жить не будет. У него другая психология, он не государственник, он частник и везде хочет иметь личную выгоду.

Согласно декларации о его доходах, он получает 800 тысяч сомов и у него нет никакого имущества. Во время праздника Навруз 21 марта он раздавал людям по 100 долларов. Тогда откуда он раздавал эти деньги? Из зарплаты, ладно, зарплату он отдал. Другого имущества у него нет, прибыли нет, тогда что, его семья голодает? Мы не должны быть врунами, политик высшей категории должен быть всегда честен. В своей декларации я зарегистрировал около двух миллионов долларов, а он – 800 тысяч сомов. Из этого надо делать выводы. В развитых странах его бы давно вышвырнули.

- К Атамбаеву претензий нет?

- К нему тоже есть много претензий. Но сегодня все зависит от премьера. Поэтому и надо перевести часть обязанностей президенту, чтобы он тоже отвечал напрямую.

- Какие итоги вы могли бы подвести к годовщине событий 7 апреля?

- Никаких результатов. Мне просто жалко погибших на площади ребят. Все, кроме жизни, можно вернуть. Я много об этом думаю и прихожу к мысли, что зря это было сделано. Чтобы поменять Бакиева и прийти обратно к такому состоянию, не стоило столько жизней отдавать. Это слишком дорогое удовольствие. В память тех людей мы должны что-то делать.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»