Президентские выборы в Кыргызстане: До и после
Мнение московского журналиста Алексея Василивецкого, побывавшего на выборах в Бишкеке
Выборы в Кыргызстане завершились в один тур, как и предсказывали социологи. Север страны, который обычно выступает менее консолидировано, нежели Юг, пришел на участки и обеспечил значительный процент голосов за Алмазбека Атамбаева. Однако же я не могу согласиться с выводом Ирины Ермаковой о том, что итоги голосования углубят раскол между севером и югом Кыргызстана. Уже хотя бы потому, что Атамбаев победил также в Оше и Ошской области, а в других южных регионах, Баткене и Джалал-Абаде, на мой взгляд, показал очень неплохие результаты по сравнению с прошлогодними выборами в Жогорку Кенеш (парламент страны. – прим. ред.) .
Если бы в Джалал-Абаде Алмазбек Атамбаев победил, вопреки прогнозам социологов, то это как раз послужило дестабилизации ситуации: в этот результат никто бы просто не поверил. Примерно то же самое случилось бы и в Баткене. А теперь конкуренты Атамбаева забрасывают в Интернет ролик с записями якобы имевших место разговоров работников штаба Атамбаева и руководителями ТИКов (территориальных избирательных комиссий. – прим. ред.) в Баткенской области, которым-де заплатили деньги за победу этого кандидата. И хотят, чтобы в это поверили. Но позвольте, если Атамбаев на территории данных избирательных участков проиграл, то за что же деньги платили?!
Собственно, свое поражение Адахан Мадумаров и несколько других оппозиционных кандидатов признали еще до завершения голосования: 30 октября, в день голосования, они собрали пресс-конференцию уже в 18.30. И объявили, что итоги выборов не признают. На недоуменный вопрос журналистов: «А если через несколько часов выяснится, что победил кто-то из вас?» они ничего внятного ответить не смогли…
Проигравшие кивали на некий административный ресурс, что с учетом полного развала вертикали власти в условиях нынешнего Кыргызстана вызывает у политологов разве что ироничную ухмылку. На самом деле, оппозиционеры сами наделали кучу ошибок, а Алмазбек Атамбаев провел свою кампанию и, что может быть даже важнее, предшествующие ей месяцы очень энергично и грамотно. Он улучшал отношения с соседями, посетив Астану, Ташкент и Москву (открытие первого погранперехода на границе с Узбекистаном как раз накануне выборов стало, видимо, не последним аргументом, побудившим жителей Ошской области голосовать за Атамбаева). Повышал пенсии, «строил» зарвавшихся силовиков и так далее.
Что касается основных ошибок, сделанных его оппонентами, то, на мой взгляд, ключевой была их неадекватная оценка собственной популярности и харизматичности. Про тех кандидатов, которые не преодолели барьер в 1% голосов, смешно даже и говорить, но основные оппоненты Атамбаева – Ташиев и Мадумаров – по определению лишили себя возможности добиться успеха в первом туре, когда отказались объединять усилия. Если бы один из них снялся в пользу другого, например, пообещав коллеге пост премьер-министра после победы, то это могло бы изменить ситуацию. Хотя, скорее всего, окончательный вариант был бы во втором туре тем же самым.
Как заявил 1 ноября на пресс-конференции в Бишкеке Алмазбек Атамбаев, «высокая активность жителей Чуя и Бишкека в этот раз, вероятно, связана с тем, что в прошлый раз, на парламентских выборах, они проявили пассивность, а потом сильно в этом раскаялись».
Но это – уже история. Теперь гораздо интереснее порассуждать о том, что ждет страну в ближайшем будущем. Может ли у Атамбаева возникнуть головокружение от успехов? Слово «лидер нации» в его адрес уже кое-кто из политиков и журналистов начал произносить. На самом деле кампания показала, что вровень с ним в сегодняшнем Кыргызстане поставить просто некого. Из полутора десятков мышей с рейтингом в 1% не удалось составить одного слона. А более серьезные оппоненты Ташиев и Мадумаров так и не смогли подняться выше регионального уровня, как ни пытались.
Тем не менее, как я полагаю, «головокружения от успехов» у Атамбаева не проявится. Что он имеет в сухом остатке? Совершенно неуправляемый парламент, урезанные полномочия и правительство, в котором он значительную часть министров контролировать никак не сможет. Настоящее выяснение отношений на тему «Кто в доме хозяин» еще впереди.
Прошедшие выборы похоронили партию «Ар-Намыс» (ее кандидат позорнейше провалился, в ее фракции в парламенте – разброд и шатания), раскололи «Ата Журт» (и еще не факт, что после подобного выступления на выборах Камчыбек Ташиев вернется на пост руководителя фракции). Но достаточно ли этого для того, чтобы парламент «построить» и создать такую коалицию, которая бы выполняла волю президента? Это не известно. Жогорку Кенеш не управляем никем, и этим сказано все.
С другой стороны, экономика Кыргызстана, достигшая докризисного уровня, еще не настолько стабильна, чтобы глава государства был заинтересован в политических «революциях», пусть и бескровных. Начнись новый резкий передел власти и собственности, и кыргызстанское народное хозяйство немедленно снова свалится в штопор. Так что, на мой взгляд, у Атамбаева нет никаких причин сегодня самому провоцировать напряженность в стране, занимаясь, как подозревает обозреватель «Ферганы» Ирина Ермакова, выдавливанием сторонников Ташиева и Мадумарова из власти и бизнеса.
Главная его надежда заключается в том, что в обозримом будущем начнут работать крупные проекты, предложенные правительством в нынешнем году. Значительная их часть ориентирована именно на развитие юга. Среди них - серьезная программа ирригации и мелиорации (за счет средств зарубежных доноров), дорожного строительства, поиска запасов нефти и газа (за счет российского «Газпрома») и, наконец, серьезные проекты в гидроэнергетике (подписание соглашений по ним откладывалось до выборов президента). Инвестирование сотен миллионов долларов в развитие южных регионов страны должно привести к серьезному подъему уровня жизни населения. Тогда, возможно, южане начнут более активно и массово поддерживать Алмазбека Атамбаева. И вот уже после этого можно будет говорить о переделе полномочий, об усилении влияния президента и прочем.
А пока на своих пресс-конференциях после выборов Алмазбек Атамбаев говорит о том, что хочет договариваться со своими конкурентами. И говорит, похоже, вполне искренне.
Алексей Василивецкий, журналист (Бишкек)