Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Восемь лет операции ISAF в Афганистане. Кто выигрывает?

08.10.2009 15:53 msk, Мария Яновская

Афганистан Анализ
Восемь лет операции ISAF в Афганистане. Кто выигрывает?

Вечером 7 октября 2001 года началась военная операция «Несокрушимая свобода». Уже восемь лет присутствуют в Афганистане Международные силы содействия безопасности (ISAF), действующие под эгидой НАТО. В ISAF входят представители 39 стран, как членов НАТО, так и не входящих в Альянс.

Среди последствий восьмилетней войны в Афганистане – около полутора тысяч погибших военнослужащих ISAF (наибольшие потери понесли США, Великобритания и Канада). Официальных данных о количестве погибших солдат армии Афганистана, талибов и мирного населения нет, экспертные оценки сильно расходятся. По некоторым данным, от американских бомбежек погибло более 3.5 тысяч человек.

Среди других последствий войны – резкий рост (почти в сорок раз) производства наркотиков в Афганистане и увеличение наркотрафика. Относить ли к последствиям «Несокрушимой свободы» нищету большинства гражданского населения, разруху и абсолютную коррумпированность властей – большой вопрос, но это те стороны жизни Афганистана, которые вынуждают Запад и Америку тратить на Афганистан колоссальные деньги, вкладывая средства не только в военные действия, но и в восстановление экономики страны, налаживание социальной инфраструктуры и так далее.

Солдаты Афганской Национальной гвардии
Солдаты Афганской Национальной гвардии. Фото © А.Дубнова

Что именно потеряли Америка, Европа и Афганистан от этой войны – нам кажется очевидным. Человеческие жертвы, разруха, необходимость серьезных материальных вложений – гораздо более серьезных, чем до войны, - общее ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Но потери не могут быть целями войн, войны ведутся для решения серьезных стратегических задач. «Фергана.Ру» обратилась к экспертам-афганистам с наивными вопросами: «А что выиграла Америка в этой войне? И в чем выиграла Европа? И есть ли хоть что-то хорошее, что получил от этой войны Афганистан?»

Валерий Иванов, член правления Российско-Афганского делового совета, проработавший в разное время в Афганистане свыше 22 лет, отвечает так:

- Пока никто ничего не выиграл. Это теперь начали понимать, что нужно в Афганистан вкладывать деньги, восстанавливать экономику… А раньше никаких серьезных программ по развитию Афганистана не было… Ведь Штаты как думали – мы сейчас пройдем, всех раздавим, - и там все само пойдет как нужно, демократическим путем. И никто, как я понимаю, не задумывался о глубинных процессах, которые идут в Афганистане, о том, что такое афганский менталитет… Конечно, одна из целей США достигнута – американцы расположились в регионе всерьез и надолго. Другое дело, заслуживает ли эта цель тех потерь, которые несет Америка… Вторая цель, которую они анонсировали, - борьба с международным терроризмом – не достигнута, и никогда не будет достигнута. Может, эта задача перестанет быть такой актуальной в Афганистане, - но там сейчас идет борьба против местных пуштунов… Мне афганцы говорили: «Если бы американцы действительно хотели найти Бен Ладена, то для них это не составило бы труда… Может, они не хотят его ловить?..»

Иностранные солдаты на военной базе в Кандагаре
Иностранные солдаты на военной базе в Кандагаре. Фото © А.Дубнова

Владимир Пластун, профессор кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, доктор исторических наук, был более подробен:

- Что могли выиграть США? Нужно посмотреть, какие они ставили задачи. В 2001 году, когда они выдвигали лозунг войны против международного терроризма, - их активно поддержали, и можно сказать, тогда они выигрывали… Но постепенно цели менялись, и сегодня Барак Обама отодвигает прежние задачи и говорит, что речь идет только об «Аль Каиде»… Задачей Америки с самого начала было, под предлогом борьбы с терроризмом, закрепиться в этом регионе и контролировать источники углеводородов и в Средней Азии, и в Персидском заливе. И если американцам удастся наладить отношения с независимыми среднеазиатскими странами, - может, какие-то из этих задач и будут решены. Но я сомневаюсь – за последние семь лет американцы сильно подпортили свою репутацию. Они не получили там ничего – только урок, может быть… Я не вижу никакого американского выигрыша.

Что касается Европы – там тоже нет никакого выигрыша. Европа может надеяться лишь на то, что ей удастся заменить Америку на этом плацдарме. Европейцы сейчас отмежевываются от американцев, они не открывают двери в афганские лачуги ударом сапога, как это делают американцы. Они стучатся и вежливо спрашивают, можно ли войти, сразу предупреждая: «Мы не американцы». И Европа выглядит в глазах афганцев гораздо мягче, хотя талибам, в общем, плевать, для них все – иностранцы, они не делают существенных различий, хотя конечно, больше бьют американцев. Если Европа, заменив Америку, договорится со среднеазиатскими независимыми государствами – источниками углеводородов, - то она будет в выигрыше.

По большому счету, никто не знает, что делать в Афганистане. Ни Европа, ни Россия, ни Америка. Сами разворошили эту кучу – а что дальше, непонятно. Но очевидно, что что-то делать придется. Мы-то оттуда ушли – и о нас там сегодня только хорошие воспоминания. Этой весной я был две недели в Афганистане – и болтал там со всеми, и с лидерами партий, и с простыми афганцами… И хоть бы кто плохое слово сказал. Во мне сразу видели «шурави»…

Но я вам скажу, ЧТО выиграл от этой войны Афганистан. Не сама страна – а отдельные личности, которые очень нажились на афганской войне. Международная помощь успешно разворовывается, и процентов семьдесят этой помощи получили влиятельные лица как оппозиции, так и правительства Карзая – я бы не делал между ними больших различий. То, что простые граждане Афганистана ничего не получили от этой войны, - это ясно как божий день.

Афганцы – фаталисты, и потери свои они рассматривают как неизбежность. Я убежден, что афганцы просто ждут, когда американцы уйдут. Они мне говорили – причем не только в беседах один на один, но и во время открытых совещаний или заседаний: «Американцы все равно уйдут. Или мы сами им скажем, что им пора уходить». Это было четко сказано очень влиятельными лицами.

От этой войны выиграл только Китай, причем по всем статьям. Сейчас США выдвигают свою новую стратегию: они отходят от господства над миром и хотят выступать в роли лидера. Но Пекин очень хорошо им ответил, заявив, что Китай является кредитором Соединенных Штатов. Влияние Китая чувствуется везде, Китай потихоньку скупил США… И Генри Киссинджер, очень мудрый человек, в своей последней статье довольно откровенно говорит, что Америке нужно налаживать союз с Китаем. Правда, Николай Бердяев тоже был очень мудрый человек, который еще в 1918 году писал: «Избавь, Господь, Россию, чтобы она дожила до того времени, когда Соединенные Штаты наладят союз с Китаем…»

Афганские ковры военной тематики
Афганские ковры тоже рассказывают о войне

Выигрыш Центральной Азии

Если главной победой в длящейся уже восемь лет войне можно считать закрепление Америки в регионе, то почему сегодня в Вашингтоне серьезно продумывают новую стратегию, одной из главных целей которой будет именно уход Штатов из Афганистана – но такой уход, который не приведет к полному обрушению ситуации в регионе? Если укрепление американских позиций в регионе – единственная выполненная задача за восемь лет, то почему Америка так озабочена тем, чтобы «сдать назад»?

- Американцы закрепились в регионе, и вывод военных баз – дело очень долгое и инерционное, - говорит Аркадий Дубнов, международный обозреватель газеты «Время новостей». – Даже если Обама примет решение выводить войска из Афганистана – это не значит, что они смогут быстро это сделать. И от присутствия в регионе американцы выигрывают – потому что за это время подрастает и формируется местная элита, ориентированная не на Москву, а на Запад.

В интервью «Немецкой волне» А.Дубнов заметил, что американское вторжение в Афганистан дало возможность центральноазиатским республикам почувствовать уверенность в том, что их независимости больше ничто не угрожает. Ведь большая часть этих стран с полным основанием может быть отнесена к несостоявшимся государствам, и с приходом США в регион американцы уравновесили подавляющее влияние России. Не случайно с момента начала операции «Несокрушимая свобода» заговорили о начале новой «большой игры» вокруг Афганистана, которая должна привести к утрате российского влияния в Центральной Азии.

Сегодня, по словам А.Дубнова, Кыргызстан и Узбекистан получают главные преференции от военной операции Запада в Афганистане. Киргизия получает от США весомую финансовую помощь, кроме того, военная база «Манас» в Бишкеке трансформировалась в гражданский Центр транзитных перевозок. Узбекистан получил возможность строить первую железную дорогу в Афганистане от Мазари-Шарифа до Хайратона на кредиты от Азиатского банка развития, а также модернизировать системы электропередач с учетом увеличения продаж электроэнергии в Афганистан. Таджикистан также получает свои преференции от афганской операции: с американской помощью построены несколько мостов через пограничный с Афганистаном Пяндж, Душанбе все уверенней чувствует себя во взаимоотношениях с Москвой, жестко требуя финансовых выплат за пребывание российской военной базы на своей территории.

Но самое главное, по мнению Дубнова, - то, что властители центральноазиатских режимов в последние годы, по всей видимости, перестали опасаться за свои кресла, перестали бояться «цветных революций», которые, по их мнению, организовываются на Западе. Правители убедились, что стратегия Запада, заинтересованного в успехе афганской операции, сводится, в основном, к поддержанию стабильности в регионе любой ценой, даже ценой подавления демократических свобод, что позволяет властителям ни в чем себя не стеснять ради сохранения своей власти.

Афганец на маковой плантации
Афганец на маковой плантации

На вопрос "Ферганы.Ру", как воспринимает Москва присутствие Америки в регионе, А.Дубнов ответил: "Довольно болезненно. В каждой удаче ISAF и Америки в Афганистане Россия склонна видеть собственное поражение. Москве кажется, что если Америка присутствует в регионе, то это российский проигрыш, а если Россия начнет участвовать в афганской операции: транзитом ли, деньгами, вооружением, - то это уравновесит американское влияние. Но как только начался серьезный разговор о том, что американцы могут уйти из Афганистана, - Москва испугалась. Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин уже выступает с заявлением, что это будет «катастрофа».

- А Америка тоже видит в своем присутствии в регионе соперничество с Россией?

- Думаю, что нет, поскольку Америка решает в Афганистане свои задачи, и именно этим, в первую очередь, определяется их присутствие в регионе, а отнюдь не соперничеством с Россией.

Подготовила Мария Яновская