Кыргызстан: Решение по Манасу озвучено. Последствия неизвестны
То, чего одни так долго ждали с нетерпением, а другие – с опасением, о чем так долго судачили в кулуарах и заявляли на площадях, то, от чего, как всем кажется, так многое в этом мире зависит, наконец, свершилось. Официальный Бишкек устами своего президента заявил, что «решение об окончании срока пребывания американской базы на территории Киргизии» принято правительством республики.
Судя по всему, решение это вынашивалось не один день и не оказалось неожиданным даже для американцев. Было понятно, что и Курманбек Салиевич Бакиев долго готовился к этому заявлению. На вопрос журналиста о будущем авиабазы в Манасе он отвечал подробно, начав издалека. Дословно глава киргизского государства сказал следующее (в скобках – комментарии «Ферганы.Ру»).
Курманбек Бакиев и Дмитрий Медведев. На переговорах в Кремле. Фото пресс-службы президента России
«Я думаю, что надо немножко здесь, наверное, историю вспомнить, как открывалась эта база.
И надо сказать, что за это время, за время выполнения коалиционными силами задач по борьбе с международным терроризмом, мы неоднократно с американскими партнёрами обсуждали тему об экономической компенсации Киргизстану за пребывание базы. Но, к сожалению, не нашли понимания со стороны Соединённых Штатов. Мы уже на протяжении трёх лет говорим о том, что надо пересмотреть условия соглашения, те вопросы экономической компенсации, которая не устраивает никоим образом Киргизстан, но мы не нашли понимания со стороны Соединённых Штатов. Это одна сторона, чисто экономическая сторона.
Вторая – конечно, я должен об этом сказать: мы более двух лет, я лично, кроме Президента Буша, перед бывшим госсекретарём Кондолизой Райс, министром обороны, сенаторами – перед всеми, ставил вопрос о завершении уголовного дела по убийству нашего гражданина Иванова. К сожалению, более двух лет этот вопрос не решался со стороны Соединённых Штатов. Как можно говорить о независимости и суверенитете государства, если мы, Киргизстан, не можем обеспечить защиту своих граждан по закону?
То есть все эти накопившиеся проблемы в обществе у нас вызывают определённый отрицательный резонанс. И люди давно уже справедливо ставили вопрос о целесообразности пребывания базы на территории Киргизстана».
Психологически подготовив собравшихся журналистов, Курманбек Бакиев перешел к самому главному. Оказалось, что решение о выводе базы НАТО «буквально на днях» уже было принято правительством Республики Кыргызстан. Интересно, почему об этом никто не узнал раньше, включая недавно назначенного главу администрации киргизского президента Данияра Усенова? Ведь тот еще вчера категорически заявлял: «Руководство Киргизии не готовит заявлений о выводе авиабазы сил антитеррористической коалиции "Манас" с территории республики».
Заключительная фраза президента Кыргызстана рискует стать в ближайшее время самой цитируемой как на родине Бакиева, так и в зарубежных СМИ:
«И буквально на днях правительство Киргизстана приняло решение о том, чтобы заканчивать срок нахождения военной базы на территории Киргизстана. Об этом, наверное, завтра-послезавтра вы услышите в средствах массовой информации, то есть Киргизстан дальше будет принимать все внутренние процедуры в связи с постановлением правительства по выводу этой базы». (полный текст пресс-конференции российского и киргизского президентов доступен на сайте Kremlin.Org. – прим. ред.).
Несмотря на серьезность принятого решения и основательную к нему подготовку, слова Курманбека Бакиева звучали как-то нерешительно: «наверное», «завтра-послезавтра», «принимать процедуры»… Может быть, киргизский президент не совсем уверен, в том, что вывод базы НАТО все же состоится?
Как-то расплывчато поддержал его и лидер России. «Что же касается вопросов, связанных с функционированием военной базы, базы коалиционных сил, то, конечно, это вопрос, который относится к компетенции Киргизской Республики. Это вопрос, по которому сами киргизские партнёры определяются, сейчас позиция киргизской стороны была Президентом изложена. Но мы говорили как раз о том, чтобы помимо собственно вот этой составляющей (какой составляющей: авиабазы, о которой только что заявлено, что она будет выведена?..) мы могли бы соединить свои усилия, для того чтобы всё-таки способствовать стабилизации ситуации в регионе. Вот я в своём вступительном слове об этом сказал. Наши государства будут помогать по мере возможности и тем операциям, которые ведутся в этом регионе, никто от этих обязанностей не уходит. И в рамках антитеррористической коалиции мы будем все эти процедуры выполнять, готовы к согласованным действиям, в том числе и с государствами коалиции.
Что же касается форм и методов такой работы – это отдельная тема. В любом случае и на Российской Федерации, и на Киргизской Республике лежит ответственность за поддержание режима безопасности в регионе, ответственность за то, чтобы способствовать контртеррористической деятельности. Формы и методы осуществления такой работы, с учётом того, что операция ведётся достаточно давно, конечно, подлежат согласованию с нашими партнёрами», - сказал Дмитрий Медведев.
Словно не поверили своим ушам и в военном ведомстве США.
«Мы надеемся, что сможем и дальше сохранять хорошие отношения с киргизским правительством, а также продолжать использовать (военную базу) Манас для поддержки наших операций в Афганистане», - сказал во вторник вечером представитель Пентагона Джефф Моррелл, добавив, что это чрезвычайно важная для США авиабаза.
А в среду американские военные были еще более категоричны: «У нас на руках действующий контракт с правительством Кыргызстана, они получают миллионы за наше присутствие там», - заявил представитель командования США в Афганистане полковник Грег Джулиан. Заявления президента Кыргызстана, сделанные накануне на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, Г. Джулиан охарактеризовал как «политические маневры». Он отметил, что ежегодно США оказывает Кыргызстану поддержку через различные программы на сумму около $130 млн, $63 млн из них проходят через авиабазу. (по информации Associated Press).
В увязке с процитированными выше словами Д.Медведева ответ американской стороны выглядит логично, но все же странно. Как можно вывести базу из страны, но все же продолжать «и дальше» ее использовать, пока не понятно.
В сомнениях по поводу будущего использования аэродрома в Манасе пребывают и эксперты. Аликбек Джекшенкулов, бывший глава МИДа Кыргызстана, ныне координатор оппозиционного движения «За Справедливость» считает, что «необходимо время, чтобы увидеть, не разойдутся ли снова слова с делами», поскольку постановление правительства республики пока не обнародовано.
Известный российский политик Алексей Митрофанов также высказал свои сомнения в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
«Я не думаю, что это – состоявшееся решение. Это же Восток – тут все хитро. Когда тебе дают сто пятьдесят миллионов, ты говоришь – все, хорошо, базы не будет. А потом начнутся сложные переговоры. Приедут американцы, начнут что-то говорить, что-то обсуждать, возникнут какие-то новые обстоятельства, там, глядишь, и на наших повоздействуют», - говорит А.Митрофанов.
В среду утром сделала свой очередной шаг и американская сторона. Посольство США в Бишкеке распространило свое заявление. «Мы обсуждаем с руководством Кыргызской Республики будущее авиабазы «Манас». На данный момент мы не получили официального уведомления о решении Кыргызстана закрыть базу. У нас широкий круг программ и интересов, которые мы продолжим осуществлять с правительством и народом Кыргызстана», говорится в пресс-релизе посольства США в Кыргызстане.
В общем, когда военные НАТО уйдут из Манаса, да и уйдут ли вообще, неизвестно. Неизвестны также пока и вероятные последствия этого события. «Я не уверен, что это повод для большого праздника на российской улице», - заявил вчера международный обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов в интервью радиостанции «Эхо Москвы». – «Это пакетное решение - деньги в обмен на вывод базы - является имиджевым выигрышем со стороны Москвы. Ничего по существу в усилении позиций России в Центральной Азии не решает. Если это дело (я имею в виду вывод базы) будет доведено до конца, то начнется еще большая грызня между великими державами, а смысла в этом я не вижу никакого», - считает А.Дубнов.