США против талибов: Ничья лучше поражения?
Сообщения последних дней о войне в Афганистане свидетельствуют об усталости коалиционных сил и официального Кабула, почувствовавших бесперспективность борьбы с талибами и готовых пойти на уступки врагу, чтобы выбраться, наконец, из болота афганской смуты. Кроме того, более массовым и активным становится протест местного населения, возмущенного «небрежностью» американской авиации, под ракетно-бомбовыми ударами которой все чаще стали погибать мирные жители. Наиболее сильный общественный резонанс вызвал инцидент, произошедший 22 августа 2008 года в городе Шинданде западной провинции Герат: жертвами американской бомбардировки с воздуха стало около шестидесяти детей и пятнадцать женщин.
В сентябре международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) выступила с резкой критикой в адрес НАТО. В 43-страничном докладе «Troops in Contact: Airstrikes and Civilian Deaths in Afghanistan» («В контакте с войсками: Жертвы воздушных налетов среди гражданского населения Афганистана») HRW заявляет, что в 2006 году минимум 230 человек стали жертвами военных действий со стороны НАТО, в 2007-м в результате воздушных налетов США или НАТО погиб 321 человек, а за первые семь месяцев 2008 года по вине коалиционных сил погибли 173 афганца.
В своем докладе HRW отмечает, что официальные представители США «зачастую сразу же начинают отрицать свою вину в гибели гражданских лиц или перекладывают всю ответственность за это на «Талибан». По мнению правозащитников, подобные инциденты подрывают веру людей в правительства США и Афганистана, а также в международные силы.
Есть и другая статистика. 29 октября 2008 года афганские СМИ обнародовали информацию представителя движения «Талибан» Кари Юсуфа Ахмади: за последние несколько месяцев в результате проведенных иностранными войсками в Афганистане операций погибли свыше шестисот (!) мирных жителей, еще около трехсот человек получили ранения. Больше всего от действий военнослужащих НАТО пострадали жители провинций Герат, Лагман, Каписа, Пактия и Пактика, цитирует Ахмади Афганистан.Ру.
Однако, сами боевики вовсе не такие «белые и пушистые», какими хотят показаться. Согласно данным министерства внутренних дел Афганистана, за несколько последних месяцев в результате террористических атак, организованных талибами, погибло около восьмисот (!) гражданских лиц. Потери среди личного состава вооруженных сил страны, по данным оборонного ведомства, за шесть прошедших месяцев составили 216 человек убитыми, еще свыше семисот военнослужащих получили ранения.
Пока противники выясняют, кто из них более «плодовит» на убийства, у населения наметилась тенденция благоволить талибам или иначе – повстанцам. «Фергана.Ру» уже писала ранее о том, что жители Афганистана все чаще поминают добрым словом время правления талибов, называя его «эпохой безопасности и мира». Напомним, что правление движения «Талибан» в Афганистане продлилось чуть более пяти лет. Под натиском сил антитеррористической коалиции и их местных союзников талибы оставили Кабул и были вытеснены с большей части территории страны. В декабре 2001 года командиры талибов сдали лидерам пуштунских племен последнюю провинцию - Забуль.
Причиной того, что население стало активнее выступать за возвращение к власти исламистских боевиков, стали рост преступности, коррупция и отсутствие правосудия в сегодняшнем Афганистане. В свете этого закономерным является отмеченное главнокомандующим сухопутными войсками США, генерал-майором Джеффри Шлоссером увеличение численности боевиков движения «Талибан» в Афганистане на двадцать-тридцать процентов, а также активизация их деятельности.
По мнению старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений, эксперта по Афганистану Александра Умнова, талибы по сравнению с прошлыми годами стали сильнее, а их действия более изощренными. Сегодня они уже имеют на вооружении зенитные средства. Улучшается и их тыловое обеспечение. Наряду с партизанской тактикой талибы активно используют террористические акты против государственных чиновников и военнослужащих как правительства Х.Карзая, так и западных сил.
Эксперт считает, что рост влияния талибов в Афганистане обусловлен тесным переплетением местных условий с внешней поддержкой. «Многолетняя война с активным участием внешних сил отбросила эту одну из самых бедных стран Азии в экономическом развитии на много лет назад. Свою негативную роль играют и бомбардировки населенных пунктов с большим числом жертв среди мирного населения, обыски в частных домах. Безработица, нищета и коррупция активно толкают население (прежде всего молодежь) в ряды талибов, где они получают средства для существования», - отмечает А.Умнов.
Между тем, руководство коалиционных сил также увеличивает численность своего контингента: по информации афганских журналистов, в настоящее время на территории Афганистана находятся около шестидесяти тысяч иностранных военнослужащих из сорока стран мира, в том числе, из 26 стран-членов НАТО. В южных и восточных провинциях, где ведутся активные боевые действия с талибами, дислоцированы контингенты США, Великобритании, Канады и Нидерландов.
Однако талибы продолжают демонстрировать уверенность в своих силах. 29 сентября лидер движения «Талибан» мулла Мохаммад Омар предложил США «мирно вывести свои войска из Афганистана», пригрозив, что в противном случае войска международной коалиции ждет «такой же разгром, как советских оккупантов».
Антиталибские силы решили сменить свою тактику. 30 сентября президент Афганистана Хамид Карзай назвал Муллу Омара дорогим братом и призвал его заключить мир. Кроме того, Карзай сообщил журналистам, что передал королю Саудовской Аравии просьбу помочь ему восстановить мир в Афганистане и во всем регионе. Но талибы отвергли предложение Карзая о переговорах, отметив, что нынешнее правительство страны - марионетки внешних сил.
Отметим, что это не первый призыв Карзая к талибам провести переговоры. Впервые о намерении «открыть двери для диалога с врагом» президент Афганистана заявил еще 29 января 2007 года. США поддержали «старания афганских властей, направленные на прекращение насилия и создание устойчивой политической системы в стране».
6 апреля на пресс-конференции в Кабуле Хамид Карзай сообщил, что «представители движения «Талибан» вели переговоры с сотрудниками различных ведомств афганского правительства в течение долгого времени». Он уточнил, что лично встречался с лидерами талибов, но деталей переговоров сообщать не стал.
9 сентября Карзай предпринял еще одну попытку вызвать талибов на переговоры. Движение «Талибан» согласилось при условии обеспечения безопасности группы переговорщиков. Представители движения заявляли, что лишь вывод иностранных войск, введение наиболее жесткого варианта шариатского судопроизводства и предоставление доли в правительстве будут рассматриваться ими как главные требования в рамках какой бы то ни было сделки.
В конце прошлого года Карзай сообщил, что был бы рад пообщаться непосредственно с Хекматияром и с муллой Мохаммедом Омаром, лидером талибов и одним из самых разыскиваемых в мире людей. При этом президент Афганистана пообещал, что если «Талибан» потребует себе «департамент в каком-нибудь министерстве или двух, или пост замминистра» в обмен на прекращение насилия, то он предоставит им эти посты.
По данным британской газеты The Observer, секретные переговоры с талибами начались летом 2008 года. Сообщалось, что этот масштабный «мирный процесс» разворачивался при финансовом участии Саудовской Аравии и при материально-технической и дипломатической поддержке Великобритании. По данным издания, «Талибан» составил список из одиннадцати условий для прекращения боевых действий. В числе требований - позволить их представителям возглавить ряд ключевых министерств и предоставить им программу вывода западных войск. Насколько известно, Карзай еще не дал официального ответа на эти требования.
23 октября глава МИДа Афганистана Рангин Дадфар Спанта, находясь в Исламабаде, озвучил предварительные условия для переговоров с талибами: правительство будет «вести переговоры с теми, кто готов сложить оружие и стремится к миру», но не намерено иметь контакты с террористами и боевиками, не принимающими конституцию Афганистана. Между тем, по словам члена правления Российско-Афганского делового совета Валерия Иванова, «талибы не признают конституцию страны, которая была принята референдумом, то есть, всеобщим голосованием». Если это действительно так, кого же тогда имеет в виду Спанта?
«Талибы – это собирательное название для всех антизападных, антиамериканских партизанских сил на территории Афганистана», - поясняет политолог Максим Шевченко, считающий, что «как только американцы уйдут [из Афганистана], афганцы сразу объединятся и сами построят мир».
Между тем, по информации Wall Street Journal, США не прочь завершить войну путем мирных переговоров с повстанцами. Источники газеты отмечают, что переговоры будут вестись с руководителями движения среднего уровня и рядовыми талибами, но никак не с лидерами «Талибана». «Переговоры будут проходить под руководством афганского правительства, но при активном участии США», - сообщил источник газеты.
Wall Street Journal передает, что, по мнению высокопоставленных представителей Белого дома и Пентагона, некоторые командиры талибов, за исключением высшего руководства, могли бы помочь повернуть вспять приобретающую все более опасный характер ситуацию в Афганистане и соседнем Пакистане.
Как сообщает Афганистан.Ру, 28 октября идею проведения переговоров с афганскими и пакистанскими талибами поддержали и собравшиеся в Исламабаде делегаты афгано-пакистанской мирной Джирги (совета племенных старейшин). Ожидается, что в ближайшие дни будет создана специальная комиссия для поддержания контактов с представителями движения «Талибан».
В тот же день министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Аль-Фейсал по итогам своих переговоров с главой внешнеполитического ведомства Германии Франком-Вальтером Штайнмайером заявил, что его страна готова сыграть более активную посредническую роль в урегулировании конфликта между официальным Кабулом и движением «Талибан» в случае получения официального приглашения от афганских властей.
Подготовила Феруза Джани