Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

О книге известного итальянского журналиста Джульетто Кьезы "Бесконечная война"

11.09.2003 00:00 msk, Вадим Маркушин

Итальянский журналист Джульетто Кьеза написал книгу "Бесконечная война" - об Афганистане, появившуюся на нашем рынке в русском переводе благодаря издательству "Детектив-пресс". Мое внимание она привлекла как тем, что представляет собой еще одно повествование о событиях в стране необыкновенно сложной, порой просто непостижимой для европейского (в том числе русского) обывательского ума, так и тем, что в ней речь идет еще и о выборе пути, по которому предстоит идти миру. По объему книжка небольшая, всего двести страниц, но весьма насыщенная интересным аналитическим материалом. В авторских обобщениях радуют оригинальные мысли, призывая задуматься над самыми острыми проблемами современности.

Джульетто Кьеза принадлежит к тому отряду журналистской братии, который во что бы ни стало рвется в гущу событий, в пекло, к заветному первоисточнику. Говорят, что он - единственный свидетель режима талибов довоенного периода, а с начала боевых действий США в Афганистане - первый на Западе журналист, опубликовавший свои репортажи с места боев. Однако ценность изданного труда не только в этом. Кьеза подымается значительно выше рассказчика, подтверждая свое профессиональное звание международного обозревателя. Он размышляет над связью происходящего в обескровленной и разобщенной азиатской стране с глобальными процессами, со становлением нового мирового порядка, которое идет крайне болезненно, все время натыкаясь на преграды, в том числе создаваемые самими предводителями прогресса.

В книге итальянского журналиста немало известных фактов. Но ее ценность от этого отнюдь не падает. Тщательно отобранный, лаконично изложенный материал позволяет провертеть в памяти многолетнюю афганскую эпопею, спроецировать ее на региональные и мировые события, на новую американскую идеологию, цели которой были провозглашены после 11 сентября 2001 года. "Становится понятным, - пишет автор, - с какой целью наносились бомбовые удары по афганским тюрьмам: с самого начала было принято решение уничтожить для устрашения как можно больше людей. Смысл этого расширительного применения смертной казни в том, что преступник не может быть помилован и что наказание неотвратимо. Логика юридической культуры США была распространена на афганцев... чем больше будет убито, тем меньше хлопот после - не надо тратиться на их содержание в тюрьмах или искать по всему свету".

Отметим плотность предисловия к книге, которое написал врач-хирург, основатель медицинской гуманитарной организации Эмердженси Джино Страда. Одно из любопытных мест в предисловии - ссылка на откровение Збигнева Бжезинского, который прямо утверждает, что в 1979 году Вашингтон поспособствовал Москве попасть в афганский капкан. В частности, речь идет об американских поставках моджахедам оружия, скопированного с советских образцов. Это оружие производилось на построенном ЦРУ заводе недалеко от Каира. Иначе говоря, ловушка для русских устраивалась задолго до их декабрьского перехода через Амударью.

За что же такая немилость? Оказывается, как заявил конгрессмен от штата Техас Чарльз Вильсон, за то, что американцы потеряли во Вьетнаме 58 тысяч человек. И поэтому, дескать, русские еще не полностью рассчитались, поскольку их потери в Афганистане составили лишь 25 тысяч человек. По-техасски откровенно, но верно лишь в какой-то доле. К мести, конечно же, все не сводится. Тут скрыты более существенные связи. И Кьеза о них пишет внятно, веско, обращая внимание читателя прежде всего на американо-советское соперничество, а после распада СССР - на новую расстановку сил в Центральной Азии и нефтегазовые интересы монополий.

С занятием Кабула "зелеными кхмерами", как кто-то удачно назвал талибов, ситуация стала кардинально меняться. Вашингтон всячески демонстрировал свою непричастность к поддержке оголтелого режима. В то же время он активно искал пути хотя бы частичного примирения с Ираном, стремился укрепить связи с потенциальными партнерами в лице бывших среднеазиатских советских республик. Со своей стороны Москва преуспела в проведении Шанхайского саммита, на котором была выражена общая решительная антиталибская позиция. Это был значительный поворот, ознаменовавший начало агонии талибов. А потом наступило 11 сентября 2001 года, создавшее условия для кровавого финала.

Но что было до 10 сентября? Было ли нечто весьма значимое для судеб мира? Как утверждает Кьеза, было. И это "нечто" представляется самой важной темой пристального рассмотрения автором книги. Речь идет о факте экономического спада в США, начавшегося за несколько месяцев до атаки на Всемирный торговый центр. Его тщательно скрывали, опасаясь паники и роста проблем в геометрической прогрессии. Скрывали и искали способ защиты, имея в уме, возможно, даже теракты мирового масштаба, которые бы позволили в общей суматохе отвлечь внимание от нарастающего экономического коллапса.

В отсутствие экономической стратегии, пишет Кьеза, лопнул спекулятивный пузырь американской экономики. Возникла угроза обострения двух главных противоречий: стремительно растущей пропасти между бедными и богатыми во всем мире и между экономическим развитием и природой. В странах Восточной Европы, включая республики бывшего СССР, число людей, живущих за чертой бедности (4 доллара в день) выросло в 1990-е годы вдесятеро. Доходы половины мирового населения не превышают 2 долларов в день. А половина из этой половины живет на один доллар. К последним относится и население Афганистана.

Но что делают в этой ситуации промышленно развитые страны с Америкой во главе? Они уменьшают помощь бедным странам, которая и без того составляет менее четверти процента их ВВП. Получается, что, богатея, Запад становится все скупее и эгоистичнее. И это непростительное недомыслие ставит под удар его же интересы, его же безопасность. Воистину "благополучному человеку не дано понять", как говорили древние мудрецы-евреи.

Десятого сентября, как и в другие ничем не примечательные дни, было ясно, что богатые стали скупее и бесчеловечнее, пишет Кьеза. Их власть стала еще деспотичнее. На что они могли рассчитывать - на любовь или завистливое восхищение? Что далеко не одно и то же. Во время предвыборной кампании Альберт Гор называл США образцом для остального мира, игнорируя тот непреложный факт, что не все, что подходит американцам, полезно другим народам - тем, кому не посчастливилось оказаться в центре бурного потока прогресса. Гор и ему подобные, очевидно, не понимают, что навязывание другим своих ценностей и попытки самовластно править другими оборачиваются ростом врагов Америки. США должны были бы возглавить всемирную борьбу с бедностью и неравенством. Но они не сделали этого, они не помогли тем, кто в значительной мере оплатил американский прогресс.

Множить ряды своих истинных друзей (а не завистников) Америка может книгами и школами, а не танками и ракетами. Заставить уважать себя она может не самолюбованием перед зеркалом, а умным реформированием своей системы. К сожалению, американское общество до понимания этого еще не доросло. И оно не прекращает попыток навязать всем идеологию агрессивного неолиберализма. В то время как речь сегодня должна идти о решительной перестройке экономической системы, прекращении движения наугад и создании предсказуемой мировой экономики. Приступать к этому следует незамедлительно, поскольку проблемы будут тем тяжелее, чем больше будет потеряно времени.

Однако этого понимания нет. Как его не было десятого сентября. Зато было неудержимое желание упрочить свое господство посредством мер принуждения. К чему переговоры о контроле над вооружениями? Зачем диалог о ПРО? Америка не намерена обсуждать проблемы своей безопасности с кем бы то ни было. Она будет действовать в одностороннем порядке.

События 11 сентября ускорили формирование империи, они подтолкнули созревание общественного мнения относительно того, что США способны в одиночку справиться со всеми угрозами. Они стали рубежом, с которого начала разворачиваться супервойна - универсальное средство, подчиняющее всех империи и не позволяющее ведущим соперникам объединяться против империи. США - маяк мировой цивилизации, вокруг которого группируются силы борьбы с бандами убийц, поддерживаемых режимами вне закона. Американский президент - тот же император. С Европой он управляется с помощью Великобритании и Италии (без них Европа - хромая утка). От России требует "доброй воли" в Совете Безопасности. Перед Китаем никаких задач не ставится, потому как бесполезно.

Теракт 11 сентября не имеет никакого оправдания, пишет Кьеза, соглашаясь со всеми известными на сей счет мнениями. Однако считать Соединенные Штаты невинной жертвой значило бы пойти по самому легкому пути, оставляя без внимания то, что ими совершено в прошлом. Не являются ли события 11 сентября преддверием глобальной социальной схватки между бедными и богатыми? Этот вопрос требует сделать выбор правильного пути. Если мы ошибемся, то окажемся в состоянии войны с остальным миром. И у нас не останется времени, чтобы спастись самим, даже в случае нашей победы, пишет в заключение автор книги.