Компании Европы и США выступают против использования детского труда при сборе узбекского хлопка
Четыре американских и английских объединения импортеров и торговцев одеждой публично выступили против использования детского труда на хлопковых полях в Узбекистане. В своем обращении к президенту Узбекистана они заявили, что использование детского труда на хлопковых полях категорически недопустимо.
Как сообщает сегодня влиятельная английская газета The Financial Times, официальное письмо от имени Национальной федерации предприятий розничной торговли (NRF), Ассоциации лидеров розничной торговли (RILA), Американской ассоциации одежды и обуви (AAFA) и Ассоциации импортеров текстиля и одежды (AITA) было передано в пятницу в посольство Республики Узбекистан в Вашингтоне [Текст официального пресс-релиза на английском языке доступен в файле формата PDF].
В своем обращении к президенту Узбекистана четыре крупнейших организации, представляющие интересы розничных продавцов одежды, потребовали «принять решительные и срочные меры по прекращению насильственного использования детского труда на хлопковых полях». В письме говорится, что продавцы одежды и обуви просили своих поставщиков более не закупать хлопок в Узбекистане.
The Financial Times подчеркивает: детский труд официально запрещен конституцией Узбекистана, а правительство этой страны утверждает, что дети помогают собирать хлопок добровольно. Газета также отмечает, что авторитарный режим Ислама Каримова подавляет любое инакомыслие в стране. В 2005 году в Андижане, напоминает издание, спецслужбы открыли огонь по мирным демонстрантам, что привело к массовым жертвам.
|
Официальный Ташкент, в свою очередь, категорически отвергает все обвинения в использовании принудительного детского труда на хлопковых плантациях. Узбекские власти неоднократно заявляли, что «информационная кампания против Узбекистана не соответствует действительности и представляет собой попытку недобросовестной конкуренции и политико-экономического давления на страну».
Несмотря на то, что законодательство Республики Узбекистан действительно запрещает любые формы применения детского труда на хлопковых полях или в других отраслях сельского хозяйства, местные правозащитники, а также независимые наблюдатели регулярно заявляют о том, что, как и в советские времена, ежегодно с наступлением осени тысячи школьников и студентов вывозятся на поля страны «для помощи фермерам».
В частности, в ходе исследования, проведенного Инициативной группой независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), выяснилось, что в 2007 году в хлопкосеющих районах Ташкентской области учащиеся были привлечены на сельхозработы с началом весенне-полевых работ. С 5 сентября 2007 года в хлопкосеющих районах на сбор хлопка в массовом порядке были мобилизованы все ученики школ, начиная с пятого класса. Из районов, где хлопок не выращивается, на сбор этой культуры вывозились учащиеся старших классов средних школ, колледжей, лицеев.
По информации правозащитников, рабочий день сборщиков-детей составляет до 10-11 часов. В 2007 году за один килограмм собранного хлопка сборщикам платили от пятидесяти до шестидесяти сумов, в случае выполнения дневной нормы учащиеся получали до 2500 сумов ($1,7).
По данным The Financial Times, Узбекистан ежегодно производит более 800 тысяч тонн хлопка - на сумму более чем в 930 миллионов долларов. По приблизительным оценкам, более трети производимого страной хлопка поставляется в Европу.