Игорь Чудинов: «Моя судьба в руках партии Ак Жол»
Глава правительства Кыргызстана находится в своем кресле всего полгода. Однако привыкшие к скорым сменам премьеров, представители местного политбомонда уверены, что уже осенью стране грозит очередная смена правительства. Поводом для таких прогнозов послужила жесткая реакция президента республики К.Бакиева на «дремоту» кабинета министров на заседании правительства 24 июля. Чтобы получить комментарии из первых рук, главный редактор бишкекской газеты «Репортер» обратился к самому главе правительства – Игорю Чудинову.
Фрагмент интервью премьер-министра Кыргызстана Игоря Чудинова газете «Репортер-Бишкек»
«Репортер»: - Игорь Витальевич, Вы в кресле премьера уже шесть месяцев, пришли как реформатор. Что Вам удалось, а что нет?
Игорь Чудинов: - Что мы можем назвать реформами? Так вот, в этом году мы выставим на торги ТЭЦ г. Бишкека, ОАО «Бишкектеплосеть» и ОАО «Северэлектро». Но я уверен, что желающих участвовать в тендере будет крайне мало. Это только кажется, что у нас куча инвесторов на эти объекты. Однако это не месторождения золота. В них нужно вкладывать инвестиции в огромных объемах, а отдачу придется ждать более 10 лет. Все наши торги вполне законны, ибо они закреплены в Жогорку Кенеше (парламенте Кыргызстана. – прим. ИА «Фергана.Ру»), это серьезные вещи.
Далее, нами принят в первом чтении новый Налоговый кодекс. Да, там есть 146 замечаний депутатов. Но думаю, что в ходе второго обсуждения все вопросы и претензии будут сняты. Я уверен, что сделанные за полгода нашей работы такие серьезные два шага реально отразятся на развитии экономики.
Также могу уверено сказать о проделанной работе по системе «Dоing business» (имеется в виду рейтинг по легкости ведения бизнеса. – прим. ИА «Фергана.Ру». Если Кыргызстан раньше был на 97 месте, то сейчас мы претендуем на 50 место в этом списке. И это не пустые слова, это говорит о том, что сняты многие бюрократические препоны на пути предпринимательства. Особенно в сфере строительства: здесь мы пошли на крупные реформы, отбросили большую часть разрешительных документов и упростили тугой механизм.
Есть также планы упростить открытие бизнеса. Такой же подход планируем в системе внешней торговли.
А за полгода подняться с 97-го места на 50-е - довольно серьезное достижение.
«Репортер»: - Одной из ваших реформ является приватизация энергосистемы. А уроки приватизации по-акаевски весьма печальны. При этом многие апологеты власти уверены, что приватизация станового хребта кыргызской экономики даст толчок экономическому чуду. Поэтому обрисуйте нам Кыргызстан лет эдак через десять.
Игорь Чудинов: - Если говорить о приватизации энергетики, то я только за передачу распределительных компаний (РЭК). Самих производителей электроэнергии, в первую очередь, Токтогульские гидрокаскады, отдавать нельзя.
А теперь две вещи, которые однозначно будут и через десять лет. У нас должно стать не шесть РЭК, а максимум две, или, наоборот, жизнь заставит развивать еще несколько локальных компаний. То есть, рынок сам расставит все на свои места.
Далее, тарифная политика также приняла прозрачную форму. Все это поможет инвесторам определиться: сколько и для чего вкладывается в кыргызскую энергетику. А население будет точно знать, что и сколько будет стоить. Ведь частникам важны три вещи: четкое понимание цены, качество поставки 220 вольт или больше, а также устойчивость. То есть, эта услуга должна быть доступной в любой час. А кто будет поставлять, разницы нет. Главное, чтобы эти три вещи всегда были дома, а это одно из важнейших условий приватизации. Весьма ясный тариф будет даже через пять лет. У нас все прописано, и даже то, сколько будет стоить электроэнергия в 2012 году.
Бишкеку данная приватизация даст возможность развития сети и мощностей распределительных компаний. А сейчас их в столице не хватает - потребности превышают предложения энергетиков. Я уже не говорю про воду. Слав Богу, пока она есть.
Всем понятно, что энергетический рынок стабилен и развивается. Поэтому есть уверенность, что к нам придут серьезнее инвесторы. Например, в теплосеть нужно вложить $90 млн. Поэтому в этом году мы серьезно подняли цены на эти услуги. Но посмотрите сами, себестоимость подачи 1 гигакалории - 1700 сомов, а продаем народу по 500 сомов. Эти перекосы очень плохо отражаются на развитии теплосети.
«Репортер»: - Вы затронули большую проблему. При этом в Токтогулке (имеется в виду Токтогульское водохранилище. – прим. ИА «Фергана.Ру») нет воды, а все ссылаются на погоду. К нам же поступает информация, что все довольно просто: приехал узбекский джип и дал кое-кому $50 тыс., и наши шлюзы открываются на на всю ночь…
Игорь Чудинов: - Сейчас создана правительственная комиссия по таким якобы имеющимся фактам. Мы все это дело проверим. Но с технической точки зрения это сделать невозможно, так как сброс воды сразу фиксируется на счетчике. Уровень ее не так высок, чтобы осуществлять аварийный сброс. А ежели она идет через машинный зал, то тут все фиксируется. Причем не только у нас, но и у соседей. И весь баланс сводится с ними. Эту информацию каждое утро отслеживают 8-10 человек. Да я и сам каждый день отслеживаю попуски воды.
Но хочу сказать, что в 2004 г. был пик многоводности. Под этим предлогом мы отдали небывалые 3 млрд. кубометров воды, а этого нельзя было делать. Нужно было, как и прежде, передать соседям около 2 млрд. кубов. Иначе каждый раз в маловодье мы рискуем оказаться «на дне».
«Репортер»: - Вы пришли в госуправление из бизнеса. Скажите, прибыль в три цента в квартал для Вас прельстительна?
Игорь Чудинов: - Вот Кумтор в течение десяти лет еще ни разу не показывал прибыли, но тем не менее на фондовом рынке его акции растут. Если же говорить о торговле, то три цента – это чрезвычайно мало. Для товаропроизводителя такая прибыль может оказаться хорошей.
Кстати, о Кумторе. Сейчас мы хотим, чтобы налоги нам платили не от прибыли, а с каждой добытой унции, скажем условно 20%, независимо от того, падает цена на золото или растет. То, что мы имеем сегодня как акционеры, для нас неприемлемо. Вот это мы и хотим исправить, а потом пусть они показывают или не показывают прибыль, это уже не будет важно.
«Репортер»: - А вернуться к первоначальному соглашению, где наша доля составляла 70%, никак нельзя?
Игорь Чудинов: - Мы могли бы пойти и на национализацию. Но уверен, что усложнять проблему не стоит. Я убежден, что общий язык с Кумтором мы найдем.
«Репортер»: - А как обстоят дела с малыми золоторудными месторождениями? Говорили, что сам глава Госгеологии их распродает на Лондонской бирже.
Игорь Чудинов: - Сейчас Госгеологии поручено разобраться с двумя месторождениями - «Талдыбулак» и «Жеруй» - соблюдаются ли инвестиционные обязательства и будут ли в срок задействованы обогатительные фабрики, выдержат ли инвесторы свои обязательства.
Ну, а более мелкие месторождения уже розданы. В любом случае, золото, которое разведывается, ставится на баланс, и только потом перерабатывается.
Да, к сожалению, лицензии не всегда выдаются компаниям-разработчикам. Иногда компании приходят, чтобы сделать капитализацию, и потом месторождение просто переходит из рук в руки, а для казны пользы нет. Между тем бизнесмены, играя на вторичном рынке, зарабатывают миллионы...
«Репортер»: - Еще одна серьезная беда Кыргызстана – это внешний долг. Вашему кабмину удалось составить «матрицу» возврата? Ибо до Вас было три премьера, но никто что-либо существенное по его возврату так и не предложил.
Игорь Чудинов: - Пока мы рассчитываемся регулярно: 165 млрд. сомов в этом году, а на следующий мы должны вернуть 17 млрд. Этот год и последующие два - самые тяжелые по выплатам. Основная нагрузка приходится на 2008-2010 годы.
Сегодня выплата по долгам составляет 47% от ВВП страны - это весьма хорошая цифра. Раньше она была вдвое больше. А сейчас все наши долги стабильно обслуживаются.
«Репортер»: - Кыргызстан на острие борьбы за регион. Чьих денег в нашей экономике больше: США, России или Китая? И что интересует каждого из них в нашей стране? И кто что реально предлагает?
Игорь Чудинов: - Если говорить про энергетику, то интерес есть у россиян и американцев. От Китая заявок нет, хотя они проявляют интерес к строительству ГЭС на р. Сары Жаз. Россияне интересуются проектами Камбарата-1 и Камбарата-2, эти два объекта любопытны и казахам. Правда, еще корейцы проявили заинтересованность.
Однако российский бизнес в Кыргызстане представлен меньше, чем казахский. Хотя российский капитал есть в Майлису и в «Газпроме». Сейчас их «Нефтегаз» начинает разведку газовых месторождений на юге нашей страны.
США интересуются лишь объектами «Северэлектро», а серьезных американских проектов в нашей стране нет.
«Репортер»: - Что самое сложное для Вас как премьер-министра?
Игорь Чудинов: - Самое сложное - это социальная стабильность в стране. На нее влияет все. Но бюджет, который мы намерены утвердить, весьма и весьма социально направлен. 27% нашего госбюджета - это расходы на социальные выплаты. Но хотелось бы развивать реальный сектор.
Хоть и говорим, что идем к рыночной экономике, но бюджет держим больше социальный. Я имею в виду льготы и другие выплаты. Если бы мы могли сказать, что реальный сектор не 11%, а 27%, то все было бы по-другому. А пока вынуждены держать социальный бюджет.
«Репортер»: - Как работает Ваш кабинет? Он полон идей, проектов, инвесторов. Ваша команда министров стоит к вам в очереди? Если честно, я этого не заметил…
Игорь Чудинов: - Я думаю, что не ко мне они должны тащить инвесторов, а вести переговоры в собственных кабинетах. В этом плане достаточно много инициативных министров. Но есть, конечно, и претензии...
Хотелось бы больше динамики в работе всех министров, особенно, в Минэкономразвития, Минсельхозе, Минэнергетики, Госгеологии и в Фонде госимущества.
Ведь у нас большие проблемы с теневым бизнесом. Особенно в сфере услуг и торговли. Там 80% экономики - это теневая составляющая, а мы, в лучшем случае, собираем 20%. И мне очень хотелось бы получить серьезные предложения от Акылбека Жапарова (главы Минэкономиразвития Кыргызстана. – прим. ИА «Фергана.Ру»), но, увы…
Далее, в сельском хозяйстве меня не устраивает рост в 2%, он должен быть 4%. Также много вопросов к Министерству промышленности и энергетики - по угольным делам и по Майлисуйскому заводу. Мне очень хотелось бы динамики.
«Репортер»: - Вы устраивали Бакиева как человек без политических амбиций на кресло президента. И действительно, Ваш период был спокойным. И Вы не мешали верхам. Отсюда вопрос: Вам также не мешали совершать экономические подвиги?
Игорь Чудинов: - Нет, не мешали, но, безусловно, разногласия были и есть. Это же рабочий процесс: кто-то справляется, а кто-то нет. Но разногласия по работе в команде правительства нельзя рассматривать как конфликты – это просто рабочий процесс и их горячее обсуждение. А иначе, как нам разрешить проблемы? Разные взгляды на один и тот же вопрос присутствуют в любой команде.
«Репортер»: - И, тем не менее, в свете последних «взбучек» от президента в адрес кабмина активно муссируются слухи о Вашей скорой отставке. Какая может быть польза государству от этого, или - каким силам? Каковы Ваши прогнозы на политсезон 2008-2009?
Игорь Чудинов: - Моя премьерская судьба - в руках партии «Ак Жол». Это она меня выбрала и проявила ко мне доверие, а на подобные слухи я не обращаю внимания. Все претензии ко мне могут быть лишь со стороны «Ак Жола». Мало ли кому хочется моей отставки…
Относительно политсезона. Да, все будет нормально. Правда, немного трудно будет зимой с теплом, но мы работаем в этом направлении, и я убежден, что мы выправим ситуацию.
Беседовал Турат Акимов, главный редактор еженедельника «Репортер-Бишкек». Опубликовано в сокращении.