Смотрите, кто пришел. Несколько слов о составе нового парламента Киргизии
Главным достижением новой системы формирования парламента Кыргызстана стало то, что Жогорку Кенеш, состоящий из девяноста депутатов, теперь избирается исключительно по партийным спискам. Кроме того, согласно новому избирательному кодексу, партии должны включать в списки своих кандидатов не более семидесяти процентов лиц одного пола, а также по пятнадцать процентов представителей молодежи (не старше 35 лет) и различных этнических групп.
Однако введение новых правил не сделало новый парламент Киргизии менее мононациональным и ненамного изменило гендерный состав законодательного органа. Зато властям удалось добиться главной цели – создать послушный парламент без лишних «крикунов», от которых исходила, как твердили власти, «лишь пустая критика».
Послушный, немой и недосягаемый?
Досрочные выборы депутатов состоялись вскоре после того, как в конце октября 2007 года Киргизия приняла новую конституцию и президент Курманбек Бакиев распустил парламент. Участвовать в выборах изъявила желание половина из ста партий, существующих в стране. Двадцать две из них подали документы в Центризбирком, а допущены к выборам были всего двенадцать.
Как и прогнозировали аналитики, в парламент прошла президентская партия «Ак Жол» и две партии, вполне лояльные к властям. В результате проигрыша оппозиционных партий, в том числе, «Ата Мекена», олицетворяющего объединенную оппозицию, видные оппозиционеры оказались за бортом. Это и экс-спикер парламента Омурбек Текебаев, экс-премьер-министр Феликс Кулов, бывшие депутаты Кубатбек Байболов, Темир Сариев, Дуйшонкул Чотонов, Болотбек Шерниязов и другие активисты так называемой «мартовской революции» 2005 года и последующего за ней оппозиционного движения.
Верховный суд Киргизии, куда обратились проигравшие, лишь подтвердил и закрепил решение Центризбиркома. Не имея серьезной поддержки электората, оппозиция отказалась от проведения массовых акций протеста. 25 декабря 2007 года девять оппозиционных партий и столько же общественных объединений, недовольных итогами выборов, объединились в новое движение «За справедливость!» Своих планов новое объединение пока не раскрывало. (Как мы уже сообщали, 14 января 2008 года движение «За справедливость!» намерено провести общереспубликанский форум прогрессивных демократических сил, на котором, вероятно, будет объявлено об образовании «альтернативного уже существующему парламента»).
Из наиболее ярых критиков нынешнего главы государства в новом парламенте оказались экс-депутат Кабай Карабеков и экс-министр иностранных дел Роза Отунбаева. Правда, первый пришел в обжитые стены парламента уже в рядах президентской партии «Ак Жол». Накануне выборов К.Карабеков сетовал, что не может баллотироваться в парламент, так как за это партии требуют денег, которых у него нет. «Я не могу внести достаточно средств, чтобы войти в первые списки партии на выборах в парламент», - так пояснил бывший депутат Кабай Карабеков причины своего ухода из партии «Ак-Шумкар» агентству АКИpress.
Бывшая соратница Курманбека Бакиева по «мартовской революции» Роза Отунбаева, ныне представляющая Социал-демократическую партию, сохранила свой мандат благодаря оппозиционному экс-депутату Омурбеку Бабанову, отказавшемуся от своего мандата в ее пользу. За день до выборов Центризбирком снял кандидатуру последнего, полагая, что он является гражданином Казахстана. Позже Бабанову в суде удалось доказать свою принадлежность к киргизскому гражданству и восстановить свое право на депутатский мандат.
В общей сложности в новый парламент пришли менее двадцати членов старого парламента. Большинство из них теперь представляют фракцию «Ак жол». Остальные депутаты от этой партии, в основном, - бывшие госслужащие. Список бывших чиновников возглавляет бывший госсекретарь, нынешний спикер парламента Адахан Мадумаров, замыкают – заведующие отделами и директора школ.
На фоне отчетливого регионализма и клановых противоречий, новый парламент проигрывает и в плане территориального разнообразия. Судя по списку депутатов, всего тридцать восемь из них до выборов работали непосредственно на юге Кыргызстана, где в трех областях проживают более половины жителей страны. Шестьдесят депутатов оказались жителями столицы (хотя большинство из них являются уроженцами других регионов). Вторую по численности населения Чуйскую область представляют восемь депутатов, из курортной Иссык-кульской и граничащей с Китаем Нарынской области выбрано всего по одному депутату. Самая маленькая - Таласская область - в парламенте не представлена.
В результате решения парламента упразднить штат помощников депутатов в регионах народные избранники в каком-то смысле стали для своих избирателей недосягаемыми. Зато они стали близкими к «Белому дому» (так называют в Киргизии дом правительства), который и помог им получить депутатские мандаты.
Новый спикер Адахан Мадумаров с первых же дней заявил об ужесточении порядка в парламенте. Очередным шагом в этом направлении стала норма, предложенная под предлогом укрепления роли парламентских фракций. Согласно этому правилу депутат может выступать с трибуны парламента лишь с согласия партийной фракции. А правом высказываться на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша обладают лишь спикер, лидеры фракций и докладчики по законопроектам.
«У нас получается такой послушный, пахнущий нафталином парламент», - заявил ИА «24.kg» депутат от Социал-демократической партии Мурат Джураев, комментируя новый порядок.
Трудности репрезентативности
В республике с населением в 5,2 миллиона человек проживают представители более восьмидесяти национальностей и народностей. Наиболее крупную этническую группу после титульной нации составляют узбеки. Согласно официальным данным, их более шестисот тысяч, однако лидеры узбекской общины считают эти цифры заниженными в два раза.
Кроме этнических русских, составляющих более десяти процентов населения, наиболее крупными этносами считаются уйгуры, дунгане, украинцы и другие, которые составляют от одного до трех процентов от общего числа населения. Таким образом, доля представителей не титульной нации в стране – более тридцати процентов.
На выборах 1995 года в Жогорку Кенеш было избрано 85 киргизов (из ста пяти депутатов), то есть, восемьдесят один процент всего состава. Кроме киргизов тогда в парламент попали восемь узбеков, шесть славян (русские и украинцы), по два карачаевца и дунганина, один немец. Национальным меньшинствам, составляющим тогда 41 процент населения Киргизии, досталось 19 процентов депутатских мест.
Новая редакция конституции 2003 года сократила количество депутатов до семидесяти пяти, избираемых исключительно по одномандатным округам. В парламенте 2005 года представители титульной нации составили уже восемьдесят пять процентов. Семь узбеков, один русский и карачаевец составили пятнадцать процентов.
Самый интернациональный список кандидатов на выборах в декабре 2007 года получился у оппозиционной партии «Ар Намыс» и партии «Глас народа», которые включили в свои списки представителей тринадцати этнических групп. В списки Народной партии «Ак Жол», Партии коммунистов, «Асаба» и провластной партии «Туран» попали представители лишь шести национальностей.
В общей сложности двенадцать партий выдвигали кандидатами в депутаты представителей двадцати шести национальностей, включая киргизов. А в парламент попали представители семи национальностей: семьдесят три киргиза, что составляет восемьдесят один процент, семеро русских (7,7 процента), два корейца, по одному уйгуру, дунганину и карачаевцу.
Больше всех не повезло этническим узбекам, лидеры которых претендовали на пятую часть депутатских мандатов. Созданной ими партии «Родина», более семидесяти пяти процентов членов которой составляют этнические узбеки, отказали в участии в выборах еще на этапе регистрации. В списки других партий попали около сорока узбеков, в парламент – всего один.
По официальному списку партии «Ак Жол», депутатами стали пять узбеков. Однако среди них есть люди, которые не являются узбеками или не причисляют себя к этой этнической группе. Например, «узбеком» значится в списках этнический киргиз Алишер Мамасалиев. Неоднократный чемпион мира по боксу Орзубек Назаров также никогда не афишировал себя как этнический узбек.
Национальное телевидение, комментируя этнический состав нового парламента, подчеркнуло, что в парламент прошел всего один узбек. Им стал экс-депутат Алишер Сабиров, практически не владеющий родным языком. Не получили мандатов реальные лидеры сообщества узбеков: экс-депутаты Кадыржан Батыров, Давран Сабиров и Иномжан Абдурасулов, которые баллотировались от партии «Родина». Не стал депутатом и экс-губернатор Ошской области Анвар Артыков, который шел четвертым в списке оппозиционной партии «Ар-Намыс».
Анализ списков партий показывает, что представители не титульной нации были включены туда лишь в необходимых процентах и в конечных позициях. Например, президент Узбекского национально-культурного центра, экс-депутат Мухаммаджан Мамасаидов, занимает в списке партии «Ак Жол» семьдесят четвертое место.
В списке Социал-демократической партии четвертым идет русский, зато следующему представителю не титульной нации досталось лишь двадцатое место. Партия «Глас народа» дала кандидату-русскому двадцать седьмую позицию, в списке «Ата Мекен» первый узбек записан тридцать восьмым. То есть, представители не титульной нации, в основном, оказались на изначально «не проходных» позициях. Наиболее честными в этом отношении оказались коммунисты. Из восьми депутатов этой партии трое - не киргизы.
На первых позициях в списках оказались авторитетные представители народностей, за которых представители этой этнической группы голосовали чуть ли не единогласно. Поэтому, по словам одной из лидеров корейской диаспоры Светланы Пак, «в канун выборов началась настоящая охота на лидеров этнических меньшинств». В этом отношении и на этих выборах электорат больше голосовал по национальному признаку и «по долгу службы», а не за идеи, как утверждали власти.
«Дежурные» женщины и молодежь?
Всего двенадцать партий-участников выборов выдвигали кандидатами около четырехсот женщин, что составляет третью часть всех кандидатов. Такое внимание партий к прекрасному полу объясняется нормой закона, согласно которой «разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций».
В итоге доля женщин в новом парламенте составила всего шестнадцать процентов. Если учесть, что предыдущий парламент был исключительно «мужским», это хороший показатель. Однако «качество» женского корпуса в парламенте - это другой вопрос.
Среди дам-депутатов почти нет женщин, которые на национальном уровне ранее занимались политической или общественной деятельностью. Кроме Розы Отунбаевой и экс-председателя Конституционного суда Чолпон Баековой почти все - дамы новые, занимавшие, в основном, государственные должности среднего уровня.
Примечательно, что партии отдавали предпочтение женщинам не киргизской национальности. Например, из четырнадцати русских кандидатов от партии «Ар Намыс» десять оказались женщинами, а в списках Социал-демократической партии из десяти русских девять – женщины. По мнению участников выборного процесса, это объясняется желанием партий «одним выстрелом убить двух зайцев», когда кандидат представляет не только альтернативный пол, но и национальность.
В новый парламент пришло всего двенадцать депутатов в возрасте до тридцати пяти лет. Самому молодому из них - двадцать восемь. Среди молодежи также нет ярких личностей, отличившихся самостоятельной позицией и взглядами. Активистов молодежного движения, выступивших против фальсификации выборов, власти арестовали и штрафовали в судебном порядке.
После сюжета, прошедшего по национальному телеканалу, где новый парламентарий с трудом зачитывал с бумажки депутатскую клятву, в обществе заговорили о неграмотности народных избранников. Комментируя этот вопрос, спикер парламента Адахан Мадумаров сказал, что для новых депутатов будут организованы курсы по повышению юридического образования.
Итак, Киргизия получила к новому году новый парламент. Превратится ли он в серьезный законодательный орган, как обещал президент Курманбек Бакиев в канун выборов, судить пока не приходится.