Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Булат Абилов: «Свободный рынок – это хорошо, но социальная защита простых граждан очень важна»

17.08.2007 14:03 msk, Даниил Кислов

Булат Абилов: «Свободный рынок – это хорошо, но социальная защита простых граждан очень важна»

Фото ИА «Фергана.Ру»

Накануне выборов в Мажилис – нижнюю палату парламента Республики Казахстан, которые состоятся в субботу, 18 августа, главный редактор ИА «Фергана.Ру» взял интервью у нескольких лидеров Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Эта главная оппозиционная сила страны представляет собой результат слияния ОСДП и демократической партии «Настоящий Ак жол». Бизнесмен и политик Булат Абилов, до слияния двух партий занимавший пост председателя «Настоящего Ак жола», не баллотируется в депутаты, поскольку в июле 2006 года был осужден на три года условно по так называемому «делу об одной извилине» - за оскорбление представителя власти при исполнении служебных обязанностей. Тем не менее, один из лидеров общенациональной социал-демократической партии смотрит в будущее с оптимизмом.

Фергана.Ру: - Булат, расскажите о том, как Вы – рыночник и ранее лидер правоцентристской партии – стали социал-демократом?

Булат Абилов: - Конечно, я человек либеральных ценностей и свободного духа предпринимательства. Для меня конец 80-х и начало 90-х было такое время, когда я понял, что такие люди, как я, реально могут себя реализовать. Экономическое поле тогда было открыто, и бизнес полностью меня захлестнул. Но всегда внутри было такое чувство беспокойства, что многое в стране делается неправильно, а мы, перейдя из одной страны и из одной системы в другую, много чего хорошего потеряли, а внедряли не самое лучшее. Искренне говоря, душа всегда болела за народ. И я сам ощущаю, и мои друзья по бизнесу мне говорят: «Булат, ты, конечно, бизнесмен, но ты больше гражданин и в тебе больше за справедливость, за то, чтобы вокруг что-то менялось не для тебя лично, а для большего круга людей».

Всех денег все равно не заработаешь. Мне всегда хотелось делать что-то большее для людей. Свободный рынок – это хорошо, но в то же время социальная защита и поддержка простых граждан очень важна. Это не просто громкие слова, но люди всегда приходили и приходят ко мне за помощью, зная, что Булат поможет. Поэтому для меня никакого раздвоения личности не произошло и никакого дискомфорта я не испытывал и не испытываю. Сегодня социал-демократы – это, в основном, рыночники. Посмотрите на новый, «третий» путь лейбористов в Англии, которые благодаря реформам реально подняли экономику и обеспечили сильную социальную защиту. Какой-то баланс всегда надо находить и в жизни, и в политике.

Фергана.Ру: - Монолитен ли ваш тандем - ОСДП?

Булат Абилов: - Наш союз проверен годами тяжелых испытаний и борьбы. Я счастлив, что мы прошли все проверки на прочность и дошли до сегодняшнего момента единой командой. Мы потеряли Заманбека Нуркадилова, позже был убит Алтынбек Сарсенбаев, многие люди не выдержали и покинули нас. Но Жармахан Туякбай, Ораз Жандосов, Амиржан Косанов, Тулеген Жукеев, Булат Абилов – это те люди, которые не свернули со своего пути и двигались дальше. В 2006 году мы прошли естественный процесс поисков форм партийного строительства. И когда Жармахан Туякбай решил организовать новую партию (ОСДП. – прим. ИА «Фергана.Ру»), у нас в голове все равно сидела мысль – быть вместе, создавать альянс. Не потому, что Назарбаев собрал под «Нур-Отан» другие «дочерние партии», сателлиты: это не объединение, а поглощение. У нас же – союз равных. Мы не стали спорить о том, у кого длиннее история, кто раньше в оппозиции. Разборки внутри оппозиции всегда на руку власти, ведь люди начинают разочаровываться в оппозиции.

В нашей коалиции собрались реально сильные, мужественные люди, которые пришли к решению об объединении. Мы не ввязываемся в разборки и не отвечаем на выпады. Пусть о нас судят по нашим делам. Мы можем вместе работать, это показал и 2004, и 2005 год. Я уверен, что мы сможем составить большую альтернативу курсу «Нур Отана».

Фергана.Ру: - Оказывала ли ваша деятельность какое-то влияние на власть?

Булат Абилов: - Несомненно, это факт. То, что президент пошел на роспуск парламента, означает, что он считался с нами. Он понимал, что этот парламент не легитимен по определению. В нем не было ни одного представителя оппозиции. Хочет президент, не хочет, он все равно вынужден двигать какие-то демократические процессы. Я с большим оптимизмом смотрю на будущее нашей страны и на будущее нашей партии, сколько бы мы сейчас не набрали процентов на выборах. Разумеется, мы определяемся, ниже какого уровня мы не идем в парламент – семь процентов наберем или десять. У нас есть самолюбие и понимание того, что народ готов проголосовать за нас. Условно говоря, если мы знаем, что реально набираем тридцать или сорок процентов, а нам «дают» какой-то минимум, то мы примем решение не идти в парламент.

Мы провели десятки и сотни встреч с гражданами. Мы «толкнули» страну, мы раздали миллионы листовок, государство вынуждено было дать нам эфир. Я уверен, что в стране что-то сдвинется, а у людей появятся сомнения: а все ли правильно? Нурсултан, оказывается, не единственный? А у «Нур Отана» не все правильно? А политики из ОСДП – люди грамотные, они заявляют не конъюнктурные, а правильные вещи уже пять-десять лет?.. Мы оппозиция и мимо нас не пройдешь.

Фергана.Ру: - Прокомментируйте, пожалуйста, мнение одного известного политолога: «Оппозиция фактически заявляет: мы будем делать то же, что и власть, но только делить будем мы. Проще говоря, всю предвыборную программу ОСДП можно свести к формуле: «Работать по Назарбаеву, распределять по Туякбаю». Это очень слабая заявка на власть. Скорее, это претензия отставной номенклатуры на участие в дележе».

Булат Абилов: - Прежде всего, мы остаемся идейными оппонентами авторитарному режиму личной власти Назарбаева, при котором страной правят олигархи и группа близких к президенту людей. «Семейственность» и «клановость» - это не пустые слова, а факт. Власть занимается только тем, что «пилит» народные бабки. На своих встречах с избирателями я привожу гражданам такой пример. Простой дождь льет на всех одинаково, и каждый получит свою долю этого дождя. Но когда идет «нефтяной дождь» в виде природных ресурсов, которые фактически принадлежат всем пятнадцати миллионам граждан Казахстана, он почему-то выпадает выборочно: кому-то обильно, кому-то – ноль. Когда нефтяные деньги приходят в бюджет, начинается самое главное – воровство, коррупция, неэффективное использование, помпезные проекты, строительство дворцов и пирамид в Астане. Власть сама признает, что до пятидесяти процентов бюджетных денег разворовывается! И этот ужас происходит при нашей жизни, мы являемся свидетелями. И мы должны сидеть и молчать? Конечно, нет.

Самое главное, что мы предлагаем, – это коренное изменение политической системы. Последние поправки к Конституции – это просто смешно. Шестьдесят поправок, из которых сорок усиливают положение президента и только две слегка сокращают его полномочия. Мы за то, чтобы перейти к президентско-парламентской республики. Мы еще в 2005 году разработали проект новой Конституции, и мы его придерживаемся. Основные тезисы: резкое сокращение полномочий президента, который должен отвечать только за внешние связи, за оборону и безопасность страны. Победившая партия формирует правительство. Такой баланс ветвей власти будет больше опираться на волю народа – через выборы.

Мы – единственная партия, которая предлагает пересмотр нефтяных контрактов. Как говорит глава государства, контракты заключались в начале и середине девяностых годов, когда у нас якобы не было опыта и так далее. Я с этим не согласен. Для того чтобы заключить с иностранной компанией грамотный контракт, не нужно иметь опыт, а надо просто, чтобы были честные чиновники. Пригласи международную компанию с именем и скажи: мы хотим продать нашу нефть по максимуму. Даешь объявление в New York Times, Washington Post, даешь три-пять роликов по CNN и BBC – и все, нефтяники сами к нам приедут. Мы же продаем не ширпотреб, а нефтяные месторождения, которых в мире осталось штучно. Это – штучный товар, как яйца Фаберже. Что мешало заключать контракты нормально, без всяких посредников, Гиффенов, которые сегодня так позорят нашу страну?

Пятнадцать лет назад цена нефти была десять долларов за баррель, сегодня – за семьдесят, нефтяные компании получают супер-сверхприбыли, давайте сделаем так, чтобы эти деньги доставались и народу.

Фото ИА Фергана.Ру
Фото ИА Фергана.Ру

Фергана.Ру: - В случае победы на выборах, какие комитеты ОСДП будет брать в парламенте?

Булат Абилов: - Естественно, я считаю, что нужно брать комитет по экономической реформе и комитет по бюджету, реально начать реформы и осуществлять контроль над природными ресурсами. Любимая «фишка» всех авторитарных государств – они начинают создавать государственные холдинги, которых в Казахстане уже пять или шесть. Туда закачивают большие деньги – до миллиарда долларов, и они якобы будут заниматься проектами финансирования каких-то бизнес-структур. А мы говорим: не мешайте. Создайте нормальный инвестиционный климат. Сегодня казахстанские бизнесмены успешно работают за границей – в Грузии, Узбекистане, Кыргызстане, в Турции, на Украине, в Восточной Европе. Извините: здесь нужно создавать людям возможности инвестировать, опции новые открывать! Ведь у нас в стране своих денег не хватает, и много что надо менять! Но каждый новый большой проект обязательно идет через власть, и это не правильно. Все – «под столом». Сегодня в Алма-Ате стоимость одной сотки земли зашкаливает за двести, триста, четыреста тысяч долларов. Десятки и сотни гектаров продаются «под столом». А в бюджет денег поступает почти ноль, и с этим надо бороться. В нашей программе записано: любой участок земли должен продаваться только с аукциона. Это простые предложения, которые элементарно реализуются.

В 1997 году я был по делам в Турции. По телевизору я видел, как в прямом эфире продавалась GSM-частота. С аукциона, с участием мировых компаний. И что вы думаете? Начали с трехсот миллионов долларов, а продали за три миллиарда двести миллионов долларов! Итальянцы купили. В прямом эфире, без подлога. Мы будем стремиться к этому и бороться за то, чтобы в Казахстане была такая же прозрачность.