Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Ижтимоий фикр»: По данным последнего опроса общественного мнения, девяносто процентов узбекистанцев довольны своей жизнью

05.12.2006 16:42 msk, Соб. инф.

Узбекистан Общество

Как сообщает информагентство УзА, Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» в преддверии Дня Конституции Узбекистана, отмечаемого 8 декабря, провел свой традиционный опрос.

Организаторы опроса заверяют, что в социологическом исследовании участвовали «городские и сельские жители, люди разного пола и возраста, семейного, образовательного, социального статуса и вероисповедания». Правда, не уточняется, как именно происходила процедура опроса, сколько человек приняло в нем участие, указывали ли опрашиваемые свои имена, фамилии, места работы и адреса. А между тем, это ключевой момент: в Узбекистане можно серьезно поплатиться за инакомыслие, поэтому жители этой страны предпочитают глубоко прятать свое личное мнение и озвучивать «безопасное» официальное.

Не удалось выяснить методику сбора информации и на официальном сайте Центра «Ижтимоий фикр». Впрочем, там указано, что Центр создавался при поддержке правительства республики Узбекистан, и эта фраза сразу расставила все точки над i: будь опрос хоть трижды анонимным и объективным, на обнародованных итогах это никоим образом не сказалось бы. А итоги таковы.

Выяснилось, что «для абсолютного большинства населения Узбекистана (94,3 процента) мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие являются самой высшей ценностью, обретенной благодаря независимости». Первую часть этого утверждения трудно оспорить - кто бы сомневался, что людям нужен мир и покой. А вот с заявлением о том, что мир, стабильность и согласие в Узбекистане воцарились только с обретением независимости, вряд ли согласятся, к примеру, жители многострадальной Ферганской долины - наиболее плотно заселенного региона Узбекистана, где проживает почти треть всего населения страны. В частных разговорах многие граждане старшего поколения вспоминают именно СССР как время благоденствия. Ситуация, наступившая после развала империи, несла по большей части опасности и непредвиденные проблемы для всех жителей "провинций".

«К религиозному экстремизму и терроризму жители республики относятся крайне негативно, считают их абсолютно неприемлемыми в нашей жизни, и полностью одобряют политику государства в борьбе с ними», - гласят выводы Центра «Ижтимоий фикр». Неприятие гибели ни в чем не повинных людей, что является сутью терактов, кажется нам вполне естественным для любого нормального общества. Однако утверждение о полном «одобрямсе» населением политики государства в борьбе с этими явлениями весьма спорно. В этом можно убедиться, к примеру, пройдясь по ташкентскому базару, посидев в ферганской чайхане или проехавшись в самаркандской маршрутке, - то есть побывав там, где простые люди могут иногда высказать свое, личное мнение по тому или иному поводу, а не заказанные кем-то мысли. Не следует также забывать, что в «экстремизме» и «терроризме» власти Узбекистана часто обвиняют не только членов ИДУ или Аль-Каиды, но и своих политических оппонентов.

«Граждане Узбекистана убеждены, что Основной Закон страны полностью отвечает идеалам демократии, социальной справедливости, толерантности и национальным интересам», - сообщает «Ижтимоий фикр». Вполне можно допустить, что Конституция Узбекистана и является таковой в напечатанном виде, но - только не в реальности. И по каждому из перечисленных пунктов у населения Узбекистана найдется возражение. К примеру, о какой демократии можно говорить, когда здесь, в Узбекистане, полностью отсутствует легальная оппозиция, перекрываются альтернативные источники информации, а чуть ли не единственной узнаваемой населением политической фигурой является только президент. Хотя, если, как из года в года утверждает Центр «Ижтимоий фикр» (традиционно приписывая это мнение «абсолютному большинству» граждан Узбекистана), «главным гарантом обеспечения [демократии, социальной справедливости, толерантности и национальных интересов] является сам президент Ислам Каримов», становится ясно, почему приведенные выше утверждения лучше не высказывать где-нибудь на кухне или в узком кругу, не рискуя быть осмеянным или забросанным камнями: каков гарант - таковы и гарантии.

Кстати, о том, что «92,8 процента респондентов твердо уверены, что в нашей стране все граждане, независимо от их материального и социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности, равны перед законом, и их права и свободы соблюдаются в полной мере», тоже в приватной беседе или где-нибудь в гостях у узбекистанцев лучше и не заикаться. Тут уже точно есть серьезный риск нарваться на мощный отпор (в том числе - и рукопашный), или - потерять доверие к себе как к адекватной и не «засланной» личности. Лучше оставить такие заявления для правительственных СМИ и центров, подобных «Ижтимоий фикр».

Ведь будь все в столь демократичном свете, узбекистанцы не уезжали бы массово на заработки на чужбину, не имея возможности реализовать свое право на работу на родине. Учителя не боялись бы открыто протестовать против поборов в школах, когда им приходится отсчитывать энные суммы из своих копеечных зарплат на то, чтобы им привезли и выдали эту самую зарплату, или на то, чтобы встретить хлебом-солью очередную комиссию. И развивался бы в стране малый бизнес, который не разоряла бы необходимость давать взятки и «откаты» власть имущим. И абитуриенты вузов не были бы в столь массовом количестве уверены, что поступить в высшее учебное заведение и учиться в нем могут только те, у кого толст кошелек. И...

В общем, жизнь в Узбекистане была бы совсем иной. И тогда никого бы не удивило и не рассмешило, что на вопрос «Довольны ли вы своей сегодняшней жизнью?» 89,9 процента респондентов ответили утвердительно». А пока остается лишь гадать, кто был респондентом центра «Ижтимоий фикр»: либо опрос проводился среди представителей обеспеченной узбекской элиты, либо приведенные ответы сфабрикованы. Либо - третий вариант: где-то действительно есть страна, носящая такое же название, как и соседка Таджикистана и Киргизии, и в ней действительно всё так розово-воздушно, как преподносят официозные исследовательские учреждения Узбекистана. И даже известно, где находится эта страна - в мечтах узбекского народа. Жаль только, что его мечтами распоряжаются «иные», так низкопробно выдавая их за действительность.

И напоследок - еще одна говорящая деталь. Последней новостью на момент написания этого обзора на официальном сайте Центра «Ижтимоий фикр» была датированная 19 октябрем 2006 года публикация итогов очередного общественного опроса. Оказывается, 90 процентов узбекистанцев «не желали бы жить в другой стране, подчеркивая при этом, что «лучше Узбекистана в мире нет страны». Поражает, насколько надо не любить свой народ и как надо глумиться над ним, чтобы приписывать ему столь издевательские утверждения. Как надо не уважать своих читателей, в том числе и зарубежных, чтобы всерьез полагать, что они поверят в эту бесстыдно-откровенную ложь. А если предположить искренность и честность написавших такой, извините, бред, то в какой же изоляции они должны жить, чтобы не видеть истинного положения дел в Узбекистане: бедности подавляющей части населения, безработицы, опустевших узбекских городов после массового отъезда на заработки и постоянное место жительства в другие страны, низкого качества образования, такого же уровня местных товаров, сервиса, лечения... Вот уж воистину - «над вымыслом слезами обольюсь». Горькими слезами обиды за узбекистанцев.

Но - оставим циничные результаты данного «опроса» на совести весьма уважаемых авторов публикации - академика АН РУз, директора Центра «Ижтимоий фикр» Рано Убайдуллаевой и профессора Озода Ата-Мирзаева.