Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Каракалпакстане ликвидирована единственная в этой автономной республике протестантская церковь

06.07.2006 15:54 msk, Соб. инф.

Религия
В Каракалпакстане ликвидирована единственная в этой автономной республике протестантская церковь

Аресты и последующие обвинения верующих мусульман Узбекистана в причастности к запрещенной организации "Хизб-ут-тахрир" - явление не новое. Теперь репрессиям за религиозные убеждения подверглись и христиане, в результате чего прекратило свое существование нукусское отделение Церкви христиан полного Евангелия "Эммануил".

Церковь "Эммануил" (библейское выражение - "С нами Бог!") в виде общественного объединения официально существовала с 2000 года. Ее основателем стал пастор Назим Иисусович (отчество приобретенное) Небиев, уверовавший во Христа в 1992 году. Восемь лет спустя он окончил Бишкекский теологический институт и был направлен ташкентским Центром христиан полного Евангелия в Нукус - после того, как группа верующих из столицы Каракалпакстана обратилась в Центр с просьбой о помощи в регистрации их церкви.

- Регистрацией церкви мы занимались очень долго, нас "футболили" по разным инстанциям, и лишь спустя два года официально зарегистрировали в местном отделении Минюста, - рассказывает Небиев. - Но примерно год назад начались откровенные преследования. Посыпались проверки, выявляющие в нашей деятельности многочисленные "нарушения". Причем основанием для этих проверок были чьи-то анонимки - либо о том, что вокруг прихода у нас, якобы, царит антисанитария, либо что мы сильно шумим по ночам, хотя собираемся лишь раз в неделю, днем по воскресеньям, а в остальные дни в помещении кроме сторожа никого нет.

Затем коллегией Минюста было вынесено решение о лишении нас регистрации. Главным тезисом такого решения было то, что мы ведем пропаганду среди малолетних детей. Но на основании нашего устава, зарегистрированного в том же Минюсте, мы имеем право заниматься религиозным воспитанием детей. Тем более что это дети наших же прихожан, которые сами их и приводят, и у нас даже есть расписки родителей в том, что они не против такого воспитания.

С тех пор мы обжаловали это решение в судах различной инстанции, вплоть до Верховного суда Узбекистана, но все безрезультатно - во всех исках нам было отказано. Теперь мы имеем полное право подавать иски в международные суды, что и собираемся сделать.

Очевидно, все "нарушения" в нашей деятельности являются полностью сфабрикованными и необоснованными, а все судебные заседания явно облечены в форму политического заказа. Об этом говорит и тот факт, что ранее ташкентский Центр христиан полного Евангелия принимал участие в судах внутри республики, но на сегодня прекратил нам помогать юридически. А ведь он является республиканским, и в его прямую обязанность входит защита прав верующих. В частности, иск в международные суды должен исходить именно от него и по его инициативе. Но и сам Центр завтра тоже могут ликвидировать - этого-то его сотрудники и боятся.

Параллельно на нашу церковь началось психологическое давление. Так, к примеру, однажды мы получили официальное письмо из городского хокимията (администрации) Нукуса со всеми необходимыми печатями и подписями. Нам предписывалось ежемесячно сдавать в банк 400 тысяч сумов (приблизительно $330). А если мы в течение месяца не сдадим, то будем ликвидированы. Спрашивается, откуда, из каких сбережений набирать эту сумму, если мы абсолютно некоммерческая организация? Естественно, мы начали жаловаться в различные инстанции. После этого к нам пришло второе письмо с извинениями: дескать, ошиблись и первое письмо было отправлено не по адресу, - рассказывает Небиев.

Вообще, преследования прихожан церкви "Эммануил" со стороны всевозможных государственных структур и мусульманского духовенства начались еще в 2003 году. Например, у Кенесгали Айимбетова проблемы возникли после смерти его жены в сентябре 2003 года, когда он решил похоронить ее по законам своих предков, то есть по мусульманскому обычаю.

- Когда после тяжелой операции скончалась моя жена, местный мулла сообщил мне, что главная мечеть Нукуса запретила ее хоронить по мусульманским обычаям, так как она исповедовала христианскую веру, - утверждает Айимбетов. - Они заявили, что разрешат похороны лишь в том случае, если я письменно отрекусь от своей веры, а также напишу заявление, что моя жена не была христианкой. Я отказался писать такие заявления. В результате обряд совершил мой знакомый мулла Тохтакупырского района Гайбулла-ака, после чего он был уволен с должности имама и не работает до сих пор.

По словам студенток Каракалпакского Государственного университета Елены Ким и Виктории Шин, они регулярно подвергаются целенаправленной травле со стороны ректората и деканата КГУ.

- Нас неоднократно вызывали к себе ректор университета Утениязов и декан факультета иностранных языков Мамырбаева. Оба спрашивали, почему мы являемся христианками и посещаем церковь "Эммануил", а затем под угрозой отчисления из университета предлагали отказаться от христианской веры, - рассказывают студентки. - Но ведь мы свободные граждане нашей страны, исповедующие учение Иисуса Христа, как своего господа и спасителя. Данное положение закреплено Законом о свободе совести Узбекистана, и в действиях ректора и декана университета мы усматриваем нарушение наших законных прав на свободу вероисповедания.

Еще одного прихожанина церкви "Эммануил" подвергли преследованиям всего лишь за чтение Библии.

- Я был в гостях у своей сестры, мы пили чай и читали Библию. Вдруг в дом ворвались милиционеры из Чимбайского ОВД и работник хокимията этого же района, которые обвинили нас в незаконном времяпрепровождении, - заявляет Аралбай Тмубергенов. - Я не знаю такого закона, который бы запрещал пить чай и читать Библию. В итоге, после неоднократных вызовов в милицию нас вызвали в суд, признали виновными и вынесли предупреждение.

Все эти преследования, по убеждению Небиева, являются грубейшим нарушением законодательства Узбекистана.

- Нас обвинили в прозелитизме и миссионерстве, но это не так. Мы никого не обращаем в свою религию, не занимаемся рекламой. Вся наша деятельность отражена в официально утвержденном уставе. К нам по своей воле приходят люди различных вероисповеданий, и это их право закреплено в Законе о свободе совести и вероисповедания. При этом данному закону полностью противоречит Закон о прозелитизме, которого я, кстати, не встречал ни в одном государстве. Согласно ему, абсолютно любую веру, включая и православную, при желании можно обвинить в нарушении этого закона. Прозелитизм - это чисто библейское выражение (Деяния апостолов, 2 глава), причем с положительной окраской. Прозелит - это еврей, обращенный из языческой веры в иудейскую...

Протестантская церковь, как ответвление христианства, существует с XVI века, когда была основана немцем Мартином Лютером. В знак своего протеста против папского католицизма он прибил к дверям церкви манифест, содержащий 95 тезисов-причин его несогласия с католиками. Затем протестанство распалось на множество крупных и мелких направлений. Сегодня протестантские церкви есть в большинстве стран мира. В Узбекистане протестантских приходов, включая официально незарегистрированные, около тысячи, каждый из которых еженедельно посещают до ста человек, и все они, по утверждению пастора Небиева, сегодня подвергаются интенсивным гонениям.