В Ташкенте состоялась премьера очередного спектакля Театра Движения «ЛИК» с участием инвалидов
В минувший понедельник в Академическом русском драматическом театре Узбекистана при финансовой поддержке посольств Германии и Швейцарии с громким успехом прошла премьера нового спектакля Театра Движения «ЛИК» под названием «Импровизации из жизни». Это уже пятая постановка «ЛИКа» с участием детей с ограниченными возможностями. Ранее руководителем театра Лилией Севастьяновой были поставлены такие спектакли, как «В узбекском дворике», «Мне снится, что я хожу», «Чудесное превращение» и «Праздник Радуги».
Как обычно, в спектакле заняты и профессиональные актеры театра. Они оказывают физическую и моральную поддержку главным героям представления, а их более двадцати человек в возрасте от шести до сорока лет. Это дети, подростки и взрослые люди с различными, преимущественно врожденными типами и формами заболеваний. Среди них - больные ДЦП, глухонемые, слепые, а двое даже прикованы к инвалидным коляскам.
Уже не в первый раз потрясает тот факт, что в жизни большинство этих людей действительно почти не дееспособны: некоторым из них самые простые движения даются с трудом. Но на сцене они полностью перевоплощаются. Не театрально, то есть искусственно – это перевоплощение сродни чудесному превращению. Инвалидов – в почти здоровых людей.
Вот, к примеру, Валерий Коган – он выходит на сцену уже не в первый раз, и ташкентские зрители привыкли видеть его исключительно в инвалидной коляске. Он непрерывно размахивает руками, которые ему трудно удержать на месте. Но на сей раз он вдруг, опираясь на лестницу-стремянку, встает с кресла, а затем при помощи ведущего актера театра «ЛИК» Антона Авруцкого выходит на середину сцены и танцует, пусть не ловко, но уверенно, повторяя движения за Антоном. Ну, разве не чудо? Этот танец стал настоящей кульминацией спектакля.
Пластический спектакль «Импровизации из жизни» отличается еще одним достижением или новшеством. Впервые за 24 года существования театра «ЛИК» со сцены произносятся слова. На авансцену выкатывается коляска с девушкой по имени Вероника. К слову сказать, 16 лет она не покидала пределы своего дома, а в день премьеры спектакля – это был лишь третий за всю жизнь ее выезд из дому! Для того, чтобы всему миру рассказать о своей жизни.
Вероника перед микрофоном начинает свой монолог. Она рассказывает о том, как всю жизнь думала, что мир очень маленький и весь умещается в проеме окна городской квартиры, но родители убедили ее, что мир огромен, и в нем хватит места и для Вероники. Затем она говорит о том, что очень любит цветы, которые умеют слушать и говорить, и она каждый день общается с ними, как с лучшими друзьями.Вероника предлагает послушать стихотворение о ее любимых цветах – сирени. Начинает читать, но после первой же строки сбивается, начинает снова, останавливается опять. Зал в ее поддержку взрывается аплодисментами. Луч света уходит с Вероники, и начинается танец девочек в сиреневых платьях, глухонемых. Музыка то и дело прерывается, но девочки не останавливаются и продолжают танцевать, не сбиваясь с ритма, как будто музыка продолжается, и они ее слышат. Вот в этих музыкальных паузах Вероника, находящаяся в полной темноте, вдруг вновь начинает говорить в выключенный микрофон: «Уважаемые зрители, позвольте мне все же закончить мое любимое стихотворение!» Она вновь начинает его читать и вновь забывает слова… В повисшей тишине, когда слышен лишь шелест платьев танцующих девочек, появляется ощущение близкой катастрофы… Но, слава Богу, ее не происходит. Зато после спектакля растроганные зрители буквально засыпают Веронику живыми цветами.
- Спектакль проходит в форме урока, - рассказывает руководитель и хореограф театра «ЛИК» Лилия Севастьянова. – Нас очень часто спрашивают – как же можно работать с такими людьми? Поскольку, все-таки, слепой женщине не покажешь движение, глухонемой девочке не объяснишь, что такое музыка. Об этом мы и хотели рассказать в нашем спектакле: каким образом мы работаем, как выводим их на импровизацию, как приводим их к тому, чтобы не мы показывали им то или иное движение, а оно рождалось в них самих, и уже потом мы складываем эти знаковые жесты, наиболее интересные движения в хореографию.По словам Севастьяновой, спектакль «Импровизации из жизни» посвящен инвалидам юношеского возраста.
- Дело в том, что в детстве человек не всегда понимает, что он болен. Он свободно общается и с взрослыми, и с детьми, - говорит Лилия Севастьянова. – А к 15-16 годам, начиная осознавать ту дистанцию, которая возникла между ним и окружающими его сверстниками, он очень переживает. И наша основная задача – хоть немножко облегчить вот эти переживания.
С точки зрения Севастьяновой, театр – самый лучший реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями.- На наших репетициях эти ребята очень много общаются – через творческий процесс с актерами, а затем и со зрителями они находят самих себя, - считает хореограф. – Что скрывать, наши молодые инвалиды с трудом заканчивают школу, затем их как-то впихивают в различные профессиональные колледжи, после окончания которых их никто не берет на работу. А театральное искусство – это как раз то ремесло, которым они могли бы заниматься профессионально. И эту главную для них проблему – трудоустройства – наш театр и пытается решать.