Почти все ВУЗы и профессионально-ремесленные колледжи города Намангана прекратили учебный процесс и с 12 сентября выехали на сбор хлопка
Однако далеко не все студенты жаждут поучаствовать в сельхозработах. Многие из них используют самые различные способы, чтобы избежать «добровольно-принудительного» хлопкоуборочного сезона.
Не дожидаясь конца недели, в пятницу, 9 сентября, в конце учебного дня, на всех факультетах Наманганского Государственного Университета собрали студентов, и предложили им подготовиться к выезду на сбор хлопка в Мингбулакский район. А в некоторых колледжах всем студентам первых курсов, вчерашним ученикам, недавно завершившим девятый класс, предложили написать объяснительные записки, по содержанию более похожие на расписки, в которых они обязуются «достойно и всеми силами участвовать в сборе хлопка для государства, а также соблюдать все законы и правила».
Хотя главный закон, регламентирующий отношения государства с молодежью, именуемый «Законом об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» и принятый 20 ноября 1991 года, в статье 8-ой оговаривает права молодежи в сфере образования: «Не допускается привлечение учащихся и студентов к общественному производству во время учебного процесса, за исключением случаев, когда такая работа соответствует избранной ими специальности и является формой учебно-производственной практики, либо случаев добровольного коллективного или индивидуального труда учащихся и студентов в свободное от учебы время. Указанная трудовая деятельность допускается при наличии надлежащим образом оформленного договора в соответствии с трудовым или гражданским законодательством».
Все ясно. Привлекать студентов на сбор хлопка, и тем более прерывать учебный процесс нельзя. Считанные ВУЗы подпадают под определение закона, в котором говорится, что «такая работа соответствует избранной или специальности и является формой учебно-производственной практики». В Намангане таким учебным заведением являются сельскохозяйственные колледжи и некоторые факультеты инженерно-экономического института.
Студенты имеют законное право отказаться ехать на хлопок, ибо в статье 21 вышеназванного закона говорится, что «любые подзаконные акты, противоречащие настоящему Закону, являются не действительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия…» Контроль за реализацией настоящего Закона, согласно статье 20-й, возложен на Олий Мажлис (парламент) Узбекистана и Кенгаши (советы) народных депутатов и соответствующие государственные органы. Ну, а если у них до этого не доходят руки, то сам генеральный прокурор Республики Узбекистан должен осуществлять «высший надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Закона…»
Реальность же такова, что, похоже, студенты на самом деле не знают о существовании этого закона. Иначе не стали бы они добиваться получения заветной справки медицинской комиссии, освобождающий от участия в сельхозработах. Кажется, нет трудностей и в этом вопросе. По свидетельству студентов Наманаганского Государственного университета (НамГУ), в прошлом году из сорока четырех студентов второго курса биологического факультета на хлопок выехало всего семнадцать. Цена за выписку из протокола врачебно-консультативной комиссии (ВКК), освобождающую студента от хлопка, в этом году не отличается от прошлогодней - 25 тысяч сумов (около $21). По мнению многих родителей - это не так уж и дорого.
По словам частного предпринимателя Ильхома С., еще дороже обойдется экипировка студента для отправки в поле:
- Его надо соответственно одеть и обуть для работы под открытым осенним небом. Да и только одна поездка родителей проведать своего ребенка стоит примерно столько же, - утверждает Ильхом.
В суровых полевых условиях, где с трудом поддерживается лишь видимость санитарии, легко подхватить какую-нибудь заразу и заболеть. Тогда уже счет пойдет на суммы, в двое и трое превышающие величину взятки за медицинскую справку.
Однако, студенты сами говорят, что в этом году медицинские освобождения от хлопка руководство институтов принимать не будет. Или же – другой вариант: освобожденных от хлопка студентов привлекут к ремонту институтских аудиторий и кабинетов за свой счет.
За семь лет правления бывшего губернатора Т.Джаббарова Наманганская область не выполняла план по хлопку ни разу. Поэтому нынешний губернатор области Икромжон Наджмиддинов для выполнения плана продажи хлопка-сырца государству делает все возможное и невозможное. Будучи крупным специалистом водного и сельского хозяйства республики, он провел большую работу по улучшению мелиоративного состояния полей, организовал сбор навоза и вывоз его на поля. Предприятия области, «прикрепленные» к фермерским хозяйствам, за свой счет провели ремонт сельскохозяйственной техники и полевых станов.
Объявленная властями закупочная цена за собранный хлопок составляет 42 сума за один килограмм (с учетом подоходного налога - примерно 37 сумов). Кажется, все условия для сборщиков хлопка созданы. Однако, каждый день через перевал «Камчик» в сторону казахской границы не прекращается поток транспорта, везущего сборщиков хлопка из Ферганской долины. На приграничных с Узбекистаном полях Казахстана сборщикам хлопка хозяева платят наличными сразу, причем намного больше, чем в родной стране.
В пресловутые советские времена участия в сборе хлопка существенно пополняло бюджет семьи. На хлопок выезжали целыми семьями. Школьникам, независимо от количества собранного хлопка, ежедневно начислялась так называемая «прогрессивка»: 1 рубль 08 копеек платили восьми- и девятиклассникам и 47 копеек - десятиклассникам. По словам же студентов НамГУ, в прошлом году они получили деньги только за первые две пятидневки. Зарплата за остальные два месяца пребывания в поле была вычтена «за питание».