Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Тревожная обстановка в Узбекистане воскресила «черный рынок» валюты

07.06.2005 17:21 msk, Андрей Кудряшов (Ташкент)

Экономика
Тревожная обстановка в Узбекистане воскресила «черный рынок» валюты

Фото © Фергана.Ру

Неспокойная обстановка в Узбекистане после андижанских событий, будоражащие общество слухи о вероятном повторении беспорядков и массовых волнений, возможных террористических актах, отзыве из страны иностранных дипломатических миссий – все это отразилось на рынке наличной валюты. Официальный курс доллара США, сдерживаемый административными усилиями властей, на этой неделе зафиксирован на отметке 1109-1112 узбекских сумов за $1.

Однако купить или продать валюту в официальных обменных пунктах в эти дни практически невозможно из-за возникшего резкого ажиотажа. Из девяти пунктов, расположенных на Фархадском рынке Ташкента на площади менее 1 квадратного километра, одновременно работают не больше двух, да и то не дольше нескольких минут. Толпы покупателей и продавцов, подобно косякам рыб, мечутся по 40 градусной жаре от одного банковского киоска к другому, толкаясь локтями, шумя и ругаясь. Но лишь два-три человека успевают совершить обмен, и киоск закрывается по причине «отсутствия наличности» или «сбоя в компьютере».

Еще худшая картина наблюдается на Алайском рынке, где большинство киосков менял просто закрыты, а перед крупными пунктами обмена валют с утра до вечера стоят длинные очереди, вызывающие воспоминания об очередях советских времен. Службы охраны отелей в центре столицы снова перестали пускать «людей с улицы» в обменные пункты в холлах, объясняя это соображениями безопасности. Однако и проживающие в них иностранцы испытывают серьезные трудности с обменом. В отеле «Дедеман» наличные сумы закончились через 15 минут после открытия обменного пункта, что не удовлетворило нужды гостей. Администратор отеля «Рэдисон» сообщил, что «подвоз наличности ожидается», но когда – неизвестно.

По сообщениям из разных источников, зарплаты в долларах выдают многие учреждения Ташкента, Джизакской и Навоийской области. И если осенью прошлого года дефицит национальной валюты – узбекских сумов - банковские работники негласно объясняли тем, что, мол, «все деньги идут на зарплату хлопкоробов», то нынешняя суета пока не находит другого объяснения, кроме высокого ажиотажного спроса на наличную валюту. Одни граждане, встревоженные разнообразными слухами, спешат поменять долларовые сбережения на сумы «пока это возможно», другие наоборот – хотят приобрести «зелень», чтобы «не пропали деньги», в случае чего…

В итоге вокруг базаров Ташкента вновь буйно расцвел «черный рынок», курс на котором, всю осень зиму и весну почти не разнившийся с официальным курсом из-за риска незаконных операций, теперь снова стал отличаться значительно. Так на Фархадском рынке одна операция по обмену 100 долларовой банкноты приносит «черному маклеру» до 6000 сумов навара, что, между прочим, более чем в три раза превышает дневной заработок среднего служащего в большинстве государственных учреждений столицы. Бизнес на «черном рынке» валюты в Ташкенте снова стал доходным занятием, поскольку граждане вынуждены прибегать к нему, несмотря на риск уголовного наказания.

- А куда деваться?! Есть ведь что-то надо, – сказал корреспондентам пенсионер на Фархадском рынке, обменявший у «черных маклеров» 30 долларов, по его словам, присланных ему сыном из России.

- Вы думаете, зачем я здесь торчу уже четвертый час на жаре?! – возмущается в очереди у банковского киоска другой покупатель, гражданин России, приехавший в Ташкент к родственникам. – Я должен заплатить за регистрацию в РОВД, но узбекские сумы или российские рубли они почему-то брать у меня не хотят. Объясняют, что таков порядок для всех иностранцев: платить только в долларах. Вот я и пытаюсь уже второй день купить эти несчастные пять баксов, которые маклеры не продают, потому, что для них – это слишком ничтожная операция.