Банковская сфера в Узбекистане ограничивает развитие частного предпринимательства
Законодательная палата Олий Мажлиса - двухпалатного парламента Узбекистана нового созыва, о формировании которой после повторного тура выборов было официально объявлено на днях, еще не преступила к работе. Но многие избиратели уже с нетерпением ждут от депутатов Либерально-демократической партии (УзЛиДеп), получившей большинство мест в парламенте, обещанной защиты интересов своих избирателей - предпринимателей и бизнесменов страны, чьи права и насущные нужды эта партия обещала отстаивать, борясь за дальнейшее продвижение рыночных реформ и развитие гражданского общества.
- В новом, 2005 году положение частного сектора в Узбекистане пока далеко не улучшилось, - обратился по телефону в корреспондентский пункт ИА "Фергана.ру" в Ташкенте известный столичный предприниматель, работающий в сфере услуг, но попросивший не называть его фамилию, - Мало того, что в отношении частных предпринимателей все еще продолжает действовать распространенное еще с мая 2003 года негласное распоряжение Центробанка о том, чтобы коммерческие банки ограничивали нам выдачу с наших расчетных счетов наличных денег на зарплату размером, не превышающим 10 минимальных окладов (то есть не более 65 тысяч 300 сумов или около $65. - Примечание редакции). Новой неприятной неожиданностью стало то, что с 1 января 2005 года ряд коммерческих банков Ташкента значительно увеличил плату за обслуживание. И когда я, недовольный таким положением, попытался найти себе другой банк с более приемлемыми условиями, выяснилось, что мне еще крупно повезло. Оказалось, что большинство банков вообще отказываются принимать в качестве клиентов частных предпринимателей, работающих, как я, исключительно по безналичным расчетам, то есть не планирующих сдавать им наличную выручку. В приватных беседах сотрудники банков пояснили мне, что Центробанк продолжает требовать с них своего рода выполнения месячных планов по сдаче наличных денег. Поэтому им и не хочется брать на обслуживание клиентов, которые не будут приносить наличные, а наоборот - только добиваться их регулярной выдачи. Коммерческий банк, мол, в таком случае оказывается "между молотом и наковальней". С одной стороны идет давление Центробанка, требующего сдачи денег под страхом административных взысканий, с другой - досаждают клиенты, пытающиеся получить эти деньги для своих нужд...
Корреспонденты ИА "Фергана.ру" заинтересовались тем, как же выживают частные предприниматели в Узбекистане в столь стесненных условиях. Ведь ни для кого не секрет, что реальный прожиточный минимум в Ташкенте сегодня составляет около $100 на 1 человека в месяц, а сумму в $65, негласно установленную Центробанком для выдачи зарплат малому бизнесу, по данным официальной статистики, превосходят даже зарплаты многих бюджетников, например в отраслях связи, транспорта, строительства и промышленности.
Многие предприниматели, разумеется, на условиях строгой анонимности, ответили, что некоторые на свой страх и риск и против своей воли вынуждены иногда прибегать к услугам по так называемой "обналичке". Но не из-за желания скрыть доходы от государства, а потому что сегодняшние их потери при получении наличных денег с банковских счетов легальным путем составляют до 50 процентов, тогда как подставные фирмы по обналичиванию средств по фиктивным сделкам, действующие, как говорят, зачастую "под крышей" тех же налоговых органов, берут за свои услуги всего от 10 до 25 процентов, в зависимости от суммы и конъюнктуры спроса. Хотя участники подобных незаконных операций с обеих сторон рискуют подвергнуться серьезному уголовному преследованию, но фактически получается, что административные ограничения и препоны в легальной практике продолжают загонять частный бизнес Узбекистана глубоко "в тень" и даже в криминал.
- Но я, например, принципиально не хочу совершать никаких противоправных действий, - заявил в телефонной беседе предприниматель, обратившийся в редакцию агентства "Фергана.ру". - Поэтому мне приходится любые затраты на развитие моего бизнеса, вплоть до самых малых мелочей, совершать исключительно по безналичным расчетам, а личные нужды, затянув пояс потуже, удовлетворять лишь в пределах того минимума, который установил мне мой банк. Это очень странная и, по-моему, совсем не цивилизованная ситуация. Без возможности получить заработанные деньги пропадает и стимул к расширению дела, хотя устойчивый спрос в сфере услуг мог бы пообещать замечательные перспективы. Но нет особого смысла увеличивать оборот, когда нет реального доступа к прибыли. А в результате и государство получает куда меньше налогов, чем могло бы, но уже только по своей вине. Многие мои коллеги сейчас переносят бизнес за пределы Узбекистана, в соседние страны, где существуют куда более либеральные условия для его существования и развития. Но я не хочу покидать рынок своей страны. Остается надеяться только на то, что новый парламент, большинство в котором завоевала партия, обещавшая избирателям защищать интересы бизнеса и развивать рыночные отношения, в самое ближайшее время примет действенные решения, чтобы изменить ситуацию.
ПРОБЛЕМА С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ ОСТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ
Мы попросили прокомментировать ситуацию крупных узбекских бизнесменов, не понаслышке знакомых с проблемой. Вот что говорит один из них:
- Действительно, банкиры находятся в очень сложном положении: на них воздействуют административные органы (ЦБ, хокимияты при помощи прокуратуры), что бы они любыми путями собирали наличку, их постоянно третируют, от них не уходят проверки; при этом любого банкира легко можно наказать за ту самую невыдачу "налички" частному предпринимателю, т.к. статью УК "О нанесении ущерба ЧП" никто не отменял. При этом не делается самого элементарного: ну вот сдал человек наличную выручку в банк, а что дальше он с ней должен делать? Если бы ему выдавали хотя бы ту часть денег, которую человек показывает, как прибыль, и с которой платит налоги! Ведь совершенно нет стимула работать, если ты и прибыль свою не можешь тратить. Поэтому НАРУШАЮТ ВСЕ. Не пробивают чеков и не сдают часть выручки в банк, деньги продолжают обращаться в "чёрном нале", благодаря постановлениям, совершенно оторванным от реальности, - говорит ташкентский предприниматель, пожелавший остаться неназванным.
Другой бизнесмен, также не назвавший своего имени, обвиняет в серьезных злоупотреблениях работников власти:
- Какой смысл работать честно, если тебе всё равно не отдадут ТВОИ же деньги, при этом контроль за расходом ПРЕСТУПНЫХ денег никто вводить не торопится. К примеру, сотрудник таможни едет на отдых вместе со всей своей семьёй... во Францию, куда один билет стоит много больше его годовой зарплаты. Многие ли предприниматели, чей доход много больше официальной зарплаты того таможенника, доехали хотя бы до Иссык-Куля?..