Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Новые правила торговли импортными товарами в Узбекистане существенно усложнили жизнь "челнокам"

02.09.2004 15:41 msk, И.Байрамов

Анализ
Новые правила торговли импортными товарами в Узбекистане существенно усложнили жизнь "челнокам"

С первого сентября в Узбекистане начали действовать новые правила регистрации частных предпринимателей, торгующих импортными потребительскими товарами. Постановление с соответствующим названием - "О мерах по упорядочению регистрации физических лиц, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности" - недавно было принято Кабинетом министров Узбекистана и утверждено президентом Каримовым.

В связи с грядущим "упорядочением" задолго до опубликования постановления среди предпринимателей распространились нервно-тревожные ожидания. Большинство торговцев считают, что постановление правительства направлено не на облегчение условий для бизнеса, а, наоборот, на очередное ограничение торговли и сокращение независимого торгового сектора в целом. В приватных беседах предприниматели откровенно высказывают мнение о том, что данное решение инициировано несколькими лицами, входящими в правительство, и имеющими в этом деле свой корыстный интерес.

Обеспокоенность узбекских коммерсантов понятна и небезосновательна. Как известно, в 2002 году после серии правительственных постановлений и указов об "упорядочивании" торговли, полностью были разорены сотни тысяч частных торговцев и мелких производителей.

Напомним, что для большинства торговцев тогда были введены непомерные торговые пошлины, которые привели к резкому удорожанию ввозимой продукции. Кроме того, были введены многочисленные ограничения на торговлю. В частности, власти запретили заниматься оптовой торговлей физическим лицам. Все это сопровождалось массовыми эксцессами - закрытием базаров, столкновениями с милицией и массовыми конфискациями товаров, иногда на суммы в десятки тысяч долларов. Причем, конфисковывались даже товары, завезенные задолго до принятых правительственных постановлений. В Интернет попали сведения о спущенных свыше планах по конфискациям: местным властям предписывалось конфисковать товары на определенную сумму, реализовать их через специальные торговые точки, а деньги перечислить в госбюджет. Те, кто пытался обжаловать действия налоговиков в суде, потом рассказывали, что судьи говорили им по секрету примерно следующее: "бесполезно, ваш товар уже продан, мы ничего не можем поделать - таково распоряжение сверху"...

Правительственные меры по "упорядочению торговли", больше похожие на кампанию по раскулачиванию, затронули не только торговцев-импортеров. Узбекистанские производители потребительских товаров стали второй костяшкой посыпавшегося домино: после того, как цены на сырье резко возросли, а оптовая торговля была запрещена, они оказались не в состоянии реализовывать свою вздорожавшую продукцию. В итоге больше половины из них вынуждены были прекратить производство. Из страны начался исход капитала и рабочей силы.

В 2003 году правительство во главе с Исламом Каримовым успешно продолжило борьбу с торговым бизнесом. С осени 2003 года начали действовать новые правила торговли. Согласно им, торговать потребительскими товарами разрешалось лишь тем, кто приобретет специальный магазинчик из гипсокартона, которые бойко распродавали хокимияты (муниципальные власти). Стоимость такого магазинчика, размером 3 на 3 или чуть более квадратных метров, равнялась стоимости двухкомнатной квартиры в узбекской столице: около трех тысяч долларов. Тем, кто не смог приобрести такой магазинчик, торговать запретили.

Как следствие, за полтора года торговый сектор страны сократился примерно в 5-6 раз. Иными словами, во столько раз уменьшилось количество людей, зарабатывающих себе на жизнь торговлей. По сути, правительство просто запретило малообеспеченным людям заниматься этим видом деятельности. В результате сотни тысяч узбекистанцев, а также члены их семей лишились источника средств существования.

Главным же итогом мудрых решений господина Каримова и его правительства стал не рост отечественного производства и всеобщего благосостояния, а почти двукратный рост цен на потребительские товары, повсеместное снижение уровня жизни, спад деловой активности и массовый выезд обнищавшего населения на заработки в Казахстан и Россию.

Что же в этот раз несут предпринимателям новые правила регистрации?

Если кратко - они до предела бюрократизируют процесс купли-продажи и направлены на установление тотального контроля над предпринимательской деятельностью. Предприниматель обязан отчитываться перед государством о каждом проданном предмете, тщательно фиксируя все произведенные операции, вплоть до коробка спичек.

Если до сентября регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица происходила в инспекциях по регистрации субъектов предпринимательства при районных хокимиятах, то теперь для получения права на занятие торговлей нужно будет пройти ряд совершенно новых инстанций. Перечисляем их по порядку.

Первая инстанция. Претенденты на занятие торговой деятельностью должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в государственных районных налоговых инспекциях по месту жительства.

Вторая инстанция. Претенденты на занятие торговой деятельностью должны зарегистрироваться в Агентстве по внешним экономическим связям Республики Узбекистан и таможенных органах в качестве участников внешнеэкономических связей.

Третья инстанция. Претенденты на занятие торговой деятельностью должны открыть счета в коммерческом банке.

Четвертая инстанция. Претенденты на занятие торговой деятельностью должны оформить в установленном порядке разрешение на право осуществлять экспортно-импортные операции и розничную торговлю.

Пятая инстанция. Претенденты на занятие торговой деятельностью должны получить в налоговых органах по месту государственной регистрации учетную карту субъекта импортных операций.

Таким образом, согласно новым правилам регистрации, если вы пожелаете ввезти в Узбекистан хоть одну коробку туалетной бумаги "для коммерческих целей", вам придется зарегистрироваться в качестве участника внешнеэкономической деятельности и открыть счет в коммерческом банке.

Вряд ли стоит упоминать, что все перечисленные операции будут сопровождаться унизительными очередями, а также традиционными поборами и вымогательством.

Помимо собственно правил регистрации в правительственном постановлении напоминается, что "в целях дальнейшего упорядочения деятельности физических лиц, занимающихся импортом товаров и их реализацией, развития организованных, цивилизованных форм торговли" частным торговцам запрещается нанимать продавцов для продажи своих товаров. Бизнесмен, который привозит товар из-за границы, обязан продавать его лично. То обстоятельство, что он не может этого делать в течение того времени, что находится в дороге или решает таможенные вопросы, никого не касается. Хочешь работать - сам езди за товаром, сам занимайся оформлением документов, сам торгуй. Предоставлять же кому-либо заработок - ни-ни. А то это уже какой-то буржуй получается...

Сами предприниматели к новым правилам регистрации и к запрету нанимать продавцов относятся резко враждебно.

- Если я за товаром летаю, то меня целую неделю нет, магазин закрыт, а единый налог, примерно сто тысяч в месяц, я все равно должен платить, - возмущенно высказывается торговец с Юнусабадского рынка столицы.

Запрещение частным предпринимателям нанимать продавцов для реализации товаров естественным образом укладывается в контекст действий узбекских властей по максимальному ограничению независимой торговли. Физическим лицам по-прежнему разрешается заниматься только розничной торговлей - оптовые операции под запретом. То есть, расширять свою деятельность ни один "челнок" не имеет права.

Оговорка в новых правилах регистрации о том, что физические лица могут осуществлять свою деятельность лишь в качестве индивидуальных предпринимателей, не образуя юридического лица, не случайна. Вопреки конституции Узбекистана, гарантирующей равные права всем формам собственности, юридические лица пользуются огромными преимуществами при импорте товаров. Они платят меньшую пошлину, и так далее. Однако стать юридическим лицом неимоверно сложно: на этом пути узбекские власти воздвигли почти непреодолимые препятствия. Это дает возможность монопольных поставок в страну большей части промышленных и продовольственных товаров группе лиц, приближенных к верхушке властной пирамиды.

Но вернемся к правилам регистрации. Те, кто уже были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны до первого ноября текущего года пройти перерегистрацию в районных налоговых инспекциях по месту жительства. А за регистрацию, так же, как и за перерегистрацию, коммерсантам придется выложить сумму, эквивалентную пяти минимальным окладам - такова установленная величина регистрационного сбора.

Иными словами, если вы благополучно зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя в своем хокимияте хотя бы за несколько дней до выхода в свет данного постановления, то теперь вам следует забыть об этом, приготовить тридцать тысяч сумов (полторы средней зарплаты в Узбекистане) и отправиться за новой регистрацией.

Тридцать тысяч сумов за штамп: я не знаю ни одной столь же высокооплачиваемой услуги. День тяжелого, каторжного труда наемного рабочего оценивается в 3-5 тысяч сумов. Вдумайтесь: эти деньги надо платить за то, чтобы правительство милостиво РАЗРЕШИЛО вам торговать, заниматься СВОИМ ДЕЛОМ!

Чем отличается эта "услуга" от обычного рэкета, непонятно. Трудно представить, чтобы за право заниматься профессиональной деятельностью, по пять минимальных окладов отдавали бы учителя, программисты или те же чиновники. С точки зрения закона, все профессии равны. Впрочем, для узбекского правительства законы не писаны. Оно прекрасно знает, что деньги у "челноков", в отличие от учителей, есть, поэтому те поворчат, поворчат, да раскошелятся...