Голоса миграции. Манзура из Таджикистана: Пусть женщины будут бдительными!
Эта страшная история случилась с Манзурой в Москве, когда она приехала к мужу, находившемуся там на заработках. Красивая и стройная 30-летняя женщина, мать двоих детей, никогда раньше не сталкивавшаяся с полицейскими, и представить себе не могла, что подвергнется насилию со стороны одного из таких оборотней в погонах. С тех пор Манзура даже на улицах в родном Таджикистане избегает встреч со стражами правопорядка. Два года она хранила молчание о том драматичном эпизоде в своей жизни, однако решилась рассказать «Фергане», чтобы другие женщины знали и о таких рисках трудовой миграции. Имена героев по понятным причинам изменены.
Я долго думала, говорить об этом или нет. Я уже два года молчу, чувствую себя опозоренной, грязной. Но недавно я узнала историю одной нашей землячки, с которой произошло то же, что и со мной. Она написала заявление на насильника в погонах. И я решилась рассказать мою историю. Может, мой рассказ поможет другим женщинам, и они станут более бдительными и осторожными.
Я была совсем молодая, только закончила школу, когда встретила своего будущего мужа. Мы полюбили друг друга и решили пожениться. У нас очень счастливый брак. Мой Собир — мастер на все руки. Он и строитель, и техник. В России про таких говорят: «рукастый». Он не стеснялся никакой работы и никогда не был без нее. И в Душанбе он был востребован, многие приглашали его на работу. Жили мы с родителями мужа в большом доме в Вахдате. Все было хорошо, однако Собир решил отправиться в Москву, чтобы подзаработать нам на свой дом. Там у него тоже все заладилось — подрядился строителем, деньги посылал. Скучала я по нему все время. Он часто звонил, и мы разговаривали по Скайпу.
Два года мы его не видели — не давали ему отпуск. Тогда мы решили, что, если он не может приехать, то поеду я. Дети уже большие, они любят бабушку и дедушку, уроки делать не надо — лето на дворе. Свекровь осталась с детьми дома, а мы со свекром и братом моего мужа поехали в аэропорт. У моего свекра там нашелся знакомый, который летел в том же самолете, что и я. Ему было поручено сопровождать меня до Москвы и передать в руки мужу.
Все новое и интересное
Впервые в жизни я летела на самолете. Было интересно: фильмы показывали, обедом кормили. Дядя Назар, так звали знакомого моего свекра, из-за меня поменялся местами с моим соседом и всю дорогу мне рассказывал про Москву и ее жителей: «Доченька, старайся без мужа никуда не ходить, жди, когда он придет, и вместе выходите. Берегись полицейских — они и у нас, в Душанбе, не люди, а там еще хуже». Мы приземлились в аэропорту Домодедово, дядя Назар ждал, пока я пройду контроль. В такси я прижалась к своему любимому плечу, и почувствовала радость, что Собир здесь, рядом со мной. Я была счастлива.
Приехали мы туда, где мой муж и три его друга снимали квартиру. Они хорошо устроились. Народу было мало, у нас была отдельная большая комната. Утром они уходили, приходили поздно. Собир одной мне не разрешал выходить. «Ты из кишлака, потеряешься в большом городе. В воскресенье у меня выходной, я тебя поведу по магазинам и город покажу», - сказал он. Я дома не скучала — убирала, стирала, гладила, готовила, смотрела телевизор. Хорошие друзья у моего мужа. Да он и сам такой, поэтому вокруг него тоже были хорошие люди. Все они умели готовить и помогали мне. В магазин ходили по очереди.
В воскресенье я одела свои нарядные вещи, муж тоже принарядился, и мы пошли гулять по Москве. Меня удивляло все в этом городе. Уж очень большой он. Наверное, в 100 раз больше нашего Душанбе. Мы долго шли пешком, было душно. Странно, думала я, вроде не жарко, но почему-то так душно. Я поделилась с мужем своим дискомфортом. Он объяснил это более влажным, чем в нашем Таджикистане, климатом. Мы долго гуляли. Поехали на Красную площадь. Москва мне понравилась. Мы купили всякой всячины и пришли домой. Вечером поговорили с домашними, с детьми. Я была счастлива, а свекровь довольна, что я с Собиром.
Бесцеремонные и наглые
В такой радости прошел целый месяц. Но однажды вечером, когда мужчины были уже дома, в дверь позвонили. Мы никого не ждали. Исмат, один из жильцов, подошел к двери:
- Кто там? – спросил он.
- Полиция, проверка документов, – ответили оттуда.
Исмат открыл дверь. Вошли двое в форме. Они бесцеремонно прошли в нашу комнату и потребовали документы. Мужчины пошли за документами, Собир достал наши паспорта, показал свои документы на работу.
- Почему нет регистрации у твоей бабы? Так не годится. В участок ее заберем, - сказал один из них.
- Начальник, зачем в участок, давай договоримся — она временно и скоро уедет.
Собир сунул ему в руки деньги. И вроде все, но они не уходили. Один из них — толстый с большим животом полицейский — всё смотрел на меня сальными глазами. Мне было неудобно, я вышла на кухню. Толстый полицейский пошел за мной. В это время вошел Исмат, увидел мои испуганные глаза и отправил меня к себе в комнату принести сетку с продуктами. Полицейскому ничего не оставалось, как выйти. Они ушли, а мужчины никак не могли успокоиться.
- Знаешь что, Собир, отправляй янгу (невестку. – Прим. «Ферганы») обратно в Душанбе. Тут тебе трудно будет, когда у тебя тыл незащищенный, - сказал Исмат.
Собир отпросился на следующий день с работы и пошел покупать мне билет. Через неделю я должна была уехать. Но за 3 дня до моего отъезда произошел этот кошмар.
Как в страшном сне
В дверь позвонили. Было только 15 часов дня, Собир и ребята были на работе. Посмотрела в глазок — там стоял этот толстый полицейский. Я тихо отошла от двери. Но он стал стучать в дверь ногой.
- Открывай дверь, или я взломаю. К нам поступила информация, что у вас в квартире наркотики. Открывай, или я высажу дверь.
Мне бы дверь не открывать и позвонить Собиру, но я испугалась. Когда я открыла дверь, увидела побагровевшее лицо этого полицейского. Оно до сих пор у меня перед глазами. Он ворвался, оттолкнул меня, закрыл дверь изнутри.
- Сучка, ты что мне не открывала? Ты что, шутки шутить с законом вздумала? Давай свои документы.
Я отдала. Он молча положил мои документы себе в карман. Смотрел на меня долго, а потом подошел и толкнул меня к кровати.
- Я тебя хочу. Давай договоримся: ты сейчас со мной, а я твоего мужа не трону.
Я молча покачала головой, от страха у меня пересохло во рту, и дико колотилось сердце.
Я заплакала. Мне было так страшно, больно и одиноко. Он подошел ко мне, повалил на кровать. Я его оттолкнула, тогда он ударил меня под дых, и у меня перехватило дыхание. Он стал пугать меня, что если я сейчас же не успокоюсь, он будет ждать мужа и заберет его в отдел, и тогда не один год мой муж проведет в тюрьме. Мое сопротивление было сломлено. Я хотела плюнуть ему в лицо, но боялась за мужа.
- Жди меня теперь, я буду приходить к тебе часто. Хороша ты, сучка, не все же твоему мужу радость. Не убудет от тебя, а мужу спокойствие сохранишь, - сказал он, когда все закончилось.
Он ушел, а я сидела в тишине комнаты и не знала, что мне делать. Сколько я так сидела, не знаю, но вдруг я почувствовала свое грязное тело и побежала в ванную. Искупавшись, я одела чистые вещи и стала ждать мужа. Решила ему все рассказать, но потом поняла, что мой Собир никогда не простит этого полицейского — он его убьет. Мужа посадят в тюрьму, он будет мучиться там, а мы — я, дети и родители — будем страдать без него.
Я собрала все силы в кулак и пошла на кухню, стала чистить овощи. Слезы полились из глаз, я не могла остановиться, я выплакивала все свое горе. Мне не стало легче, но я поняла, что мужу об этом говорить не надо, и нам нельзя здесь оставаться. Надо сделать все, чтобы он уехал со мной. Я позвонила домой и попросила свекровь, чтобы она уговорила Собира приехать домой. Вечером пришли мужчины. Я накрыла на стол. Собир увидел мои опухшие глаза и вопросительно поглядывал на меня.
- Я по детям соскучилась, - объяснила я ему.
Позвонили родители, свекровь долго охала и жаловалась сыну что у нее все болит, и она видит плохие сны.
- Приезжай, сынок, чувствую, не доживу до вашего приезда, – причитала мама Собира.
Муж встревожился не на шутку. На следующий день поехал в аэропорт и купил билет на мой рейс.
Без вины виноватая
В воскресенье мы улетели. Собир больше не ездил в Россию, он нашел себе работу в Душанбе. Звонил Исмат. Он рассказал Собиру, что после нашего отъезда приходил толстый полицейский и допытывался, куда мы делись. Я живу с чувством вины перед мужем, но я знаю, если я ему расскажу, он поедет туда, найдет этого полицейского и что-нибудь с ним сделает.
Не было дня, чтобы я не вспоминала тот случай. Я прокручиваю те события в голове и думаю, думаю, думаю. Могла ли я поступить иначе? Может быть, можно было спрятаться в ванной, или убежать на улицу и там ждать мужа, или постучать к соседям? Но тогда бы пострадал мой муж — полицейский, этот мерзкий тип, лишенный совести и жалости, отомстил бы ему. Такие, как он, чувствуют свою власть только когда, издеваются над беззащитными людьми и запугивают их.
Я рассказываю вам свою историю, потому что хочу, чтобы женщины наши знали, что есть такие подонки, и они никогда никого не жалеют. Чтобы знали, что женщины-мигрантки всегда менее защищены, чем мужчины, и вдвойне уязвимы, если у них нет регистрации или не в порядке документы. И еще я думаю, что на работу в полицию нужно брать больше женщин. Может, тогда насилия будет меньше.
От редакции: Если вы хотите поделиться своей историей, случаем из жизни, рассказать о проблемах, в которыми вы столкнулись, будучи трудовым мигрантом, о том, как живет ваша семья, оставшаяся на родине или приехавшая вместе с вами в Россию, напишите или позвоните нам, и мы обязательно опубликуем ваш рассказ.
Если вы столкнулись с нарушением ваших прав или не знаете, как поступать в той или иной ситуации, связанной с вашей трудовой миграцией, свяжитесь с нами - мы постараемся помочь.
E-mail главного редактора – dan@kislov.ru, редакции – ferghananews@gmail.com. Телефон редакции: +7(985)072-76-11. Связь с редакцией также возможна с этой страницы.
Международное информационное агентство «Фергана»