Не страшны чинаре ветер и гроза?.. Нет. Страшны чиновники Узбекистана
Чинара (платан) – один из символов Востока. С этим деревом у жителя Средней Азии ассоциируются раскидистая крона, густая тень, спасающая от палящего солнца, уют и покой.
Уничтожать чинары в Узбекистане начали в 2009 году. Первыми жертвами стали деревья, много десятилетий прожившие в самом центре узбекской столицы - в знаменитом Ташкентском Сквере (сквере Амира Темура), оставшемся в памяти миллионов узбекистанцев зеленым пятнышком прохлады посреди летнего зноя. Далее стали гибнуть чинары, росшие на улицах и в парках практически всех городов страны - Андижана, Намангана, Ферганы, Самарканда, Бухары... Сегодня на месте Ташкентского Сквера - газоны и редкие импортные елочки, не выдерживающие местной жары.
Нельзя сказать, чтобы общественность Узбекистана молчала, наблюдая за этими варварскими - иначе и не скажешь - процессами. Однако никаких митингов или акций протеста не было: узбекистанцам, запуганным властями, не до протестов и по многим другим, более жестоким поводам.
Помнится, неизвестными любителями был снят клип «Вырублен лес…», показанный на полуподпольном фестивале местного видеоарта. Были публикации в сети, в том числе на сайте «Ферганы», были жаркие дискуссии на форумах...
С появлением и распространением Фейсбука объединяться недовольным стало легче. И вот, очередная вырубка чинар, которую власти Ташкента произвели 23-25 января на участке так называемой «президентской трассы» от проспекта Мустакиллик до сквера Амира Темура, вызвала в интернете шквал комментариев и даже - нечастый случай в Узбекистане - петицию в адрес хокимията (администрации) Ташкента и Государственного комитета республики по охране природы. На момент подготовки этого материала петицию подписали более 2400 человек.
Одна из чинар, уничтоженных в ташкентском Сквере
«Фергана» попросила прокомментировать ситуацию жительницу Ташкента, организатора петиции на сайте Change.Org Фариду Шарифуллину.
«Петицию мы составили вчера, 25 января. Потому что уже было просто невыносимо больно видеть это безобразие и это варварство. Потому что уже просто стыдно перед этими чинарами, которые столько десятилетий защищали нас от летнего зноя, от солнечной радиации, городской пыли и копоти. А их валят… И они такие беззащитные! Что мы вообще за люди….
Знаете, когда человек здоров, он не замечает и не задумывается о том, где у него расположено сердце или легкие, или желчный пузырь… Он начинает ощущать свои органы только тогда, когда они у него болят. Вот и с чинарами точно так же: в своей повседневной суете мы их не замечаем, но когда их вырубают, то становится сразу неуютно! Например, после вчерашней рубки на Дархане стало заметно, что, оказывается, чинары росли рядом с остановками городского транспорта. Теперь их нет. Как люди будут стоять на остановках в 60-градусную жару, прямо на солнцепёке?
Остановка теперь ничем не защищена от солнца
Причем, как мы видим, вырубают именно чинары. А деревья менее ценных пород, такие как ясень или карагач, не трогают. Их только обрезают, но и это выглядит довольно странно: спиливают практически все нижние ветки и оставляют наверху небольшой гребешок. А могут оставить и уже обломанное дерево, если оно не ценной породы.
За прошедшие сутки петицию подписало более двух тысяч человек. В основном, это жители Ташкента. Есть также бывшие наши соотечественники, которые сейчас проживают в России, Израиле, Ирландии, Канаде, США… Люди не просто подписываются, но еще и комментируют. Одних комментариев уже больше пятисот. Люди пишут о своей боли. Они хотят спасти те немногие чинары, которые еще остались.
Подписанты подчеркивают, что рубка чинар наносит непоправимый ущерб экологии Ташкента. Что чинары были исторической достопримечательностью нашего города. Что они хотели бы передать детям город таким, каким получили его от своих предков…
Вырубка в ташкентском Сквере
Вот некоторые из комментариев, наиболее типичные (все комментарии даются без правки):
George Nikolenko, Ташент, Узбекистан: «Я учился недалеко от сквера и по дороге домой это было отличное место, где можно было спрятаться от солнца в тени деревьев и слушать пение птиц на скамейке! А где он сейчас? Сейчас на его месте бетонная лужа напоминающая не Сквер, а скорее склеп Амира Темура! Нельзя чтобы наш солнечный город стал таким! Подпишите петицию все кому это не безразлично!»
Тамара Борисова, Ташкент, Узбекистан: «Срубленное здоровое дерево в Ташкенте подобно засыпанному колодцу посреди пустыни».
Галима Тлеукудлва, Ташкент, Узбекистан: «Я подписываюсь, потому что непонятно чем мотивировано данное безумство! Кто поставил свою подпись? кто разрешил?!! Неужели человеческое стало чуждо тем единицам, которые принимают такие решения? Я в глубочайшей скорби».
Мариана Кубашова, Ташкент, Узбекистан: «Я люблю наш город и смотреть на эти жуткие обрубки невыносимо, ощущение,что это калеки, а не деревья…»
взмывшая высоко, -
страшны ли тебе ветер и гроза?
На фоне просветлевшего востока
ты открываешь медленно глаза.
Всей кожей на рассвете холодея,
ты распуши листву
и так замри,
безмолвная,
как Тао и Халдея,
соединеньем неба и земли.
Назначена
для страсти и восторга
бровей твоих
надменная краса...
О ты, чинара,
взмывшая высоко, -
страшны ли тебе ветер и гроза?!
Белла Ахмадулина
Arslan Andreev, Александров, Россия: «Это оскорбления нашей истории, что ещё можно сказать - МНОГО но говорить это не значит сделать, сделать - принять решения трудно, но нужно действовать».
Бахтиёр Насимов, Ташкент, Узбекистан: «Мы выросли в тени деревьев, высаженных до нашего рождения. Не давайте повода потомкам вспоминать вас худым словом».
Лола Сайфи, Москва, Россия: «Ташкент всегда славился, как один из самых зеленых и тенистых городов мира. Именно поэтому жители так легко переносят азиатскую жару. Остановите вырубку деревьев, пожалуйста, оставьте нашим потомкам чистый и прохладный воздух, а Ташкенту всемирную известность!»
Наиля Гарифулина, Ташкент, Узбекистан: «Невозможно без боли в сердце смотреть на безумные действия чиновников и "природоохранителей" от Хокимията и Госкомприроды. Я в юности, в 70-е годы прошлого века, гуляла по скверу и читала таблички под чинарами и дубами "Охраняется государством, посажено в 1878 году" и говорила спасибо предкам за то, что сохранили. А что оставим потомкам мы? Неужели у чиновников совсем нет совести и стыда? Давайте постараемся остановить этот беспредел».
Дильдора Муслимова, Ташкент, Узбекистан: «Я очень люблю свой Ташкент, свою Родину. Хочу чтоб он оставался таким красивым и зеленым как я помню его ещё с детских времен. Мы жили во дворе где было много чинар, слава Богу они ещё там растут. Каждую весну я наблюдала с окна как набухают почки. Летом, войдя в наш двор, и стар и млад присаживались на скамейки и беседовали на разные темы и зной под большими листьями Чинар не чувствовался. Осенью мы собирали листья в огромную кучу и прыгали и тонули в осеннем листопаде. А зимой... это была сказка. Все могучие чинары были белоснежными. Это воспоминания самые дорогие и они связаны именно с этими деревьями. Ташкент, я тебя люблю!»
Очень много комментариев не просто эмоциональных, но и таких, чьи авторы приводят четкие аргументы в пользу защиты чинары. Вот некоторые из них:
Феруза Хашимханова, Ташкент, Узбекистан: «Вот фрагмент написанного на госпортале: «Особая забота государства по зеленым насаждениям становится ясным, если только вспомнить, что именно они являются одним из основных жизненно важных природных ресурсов, источником жизни всех и каждого, обеспечивая нас кислородом. Кроме того они играют огромную роль в формировании архитектурно-художественного облика любого населенного пункта и выполняет очень важные микроклиматические функции, а также повышают уровень комфортности окружающей среды. Таким образом, срубка зеленых насаждений, деревьев не является простым мероприятием, она должна быть строго обоснованной. Исходя из таких соображений, со стороны государства устанавливаются определённые правила обращения с ресурсами природы». Чем обосновывают ответственные за охрану природы лица массовую вырубку ценнейших пород деревьев по всей стране, если своими неправомочными действиями противоречат сами себе?! Неужели бездушным исполнителям не известно чьих распоряжений мало трагедии вырезанного ташкентского Сквера?!»
Вот так нынче в Ташкенте «облагораживают» территорию
Сергей Кузнецов, Красногорск, Узбекистан: «Бедные ташкентцы... Еще не привык глаз к «облагороженным» скверу и парку ТуркВО, как тут новая напасть. Так больно смотреть летом на засохшие эмбрионы елей и сосен на местах, где когда то облака подпирали могучие дубы и чинары в 2-3 человеческих обхвата которые проросли задолго до нашего рождения... Знали ли наши прадеды, бережно окучивая молодые ростки, что их подарок потомкам постигнет такая жалкая судьба вязанки хвороста или сколь безвкусного, столь же и дорогого коридорного табурета? Разрушать то, что оставили нам наши предки - плохая затея. И дело не только в экологии. «Вырубать» саму Историю, вот что сейчас, к сожалению, стало очень модным в чиновьих рядах. Скорбь, отвращение и бессильная злоба...»
Бахтиёр Каримов, Ташкент, Узбекистан: «Система городских деревьев выступает в функции леса расположенного среди окружающих пустынь Каракумов, Кызылкумов, Аралкумов и других. Поэтому то, что систематически вырезаются деревья в городах Узбекистана и от них остаются обезображенные пни или столбы, это уничтожение среды проживания населения Узбекистана. Ёлки при нашем климате не могут нормально расти среди асфальта, бетона, стекла, они сами требуют очень много воды и даже укрывания тентами. Елки массово засыхают, хотя и массово ещё раз их сажают. Это огромная растрата народных средств повторяется ежегодно, сажают дорогие саженцы и они непрерывно засыхают. В большинстве цивилизованных государств платан (чинара) не считается вредным деревом. Его полезность доказана наукой и признается. Иначе бы их вырубили в этих государствах, которые заботятся об экологии и окружающей их население среде. Другие деревья также обрезаются очень грубо, фактически оставляют некоторый столб с небольшой метелкой и часто после этого обрезания здорового дерева остаток тоже засыхает. Эти действия наносят огромный, на десятилетия ущерб населению городов Узбекистана, мегаполису Ташкента. Кто наживается на здоровье народа Узбекистана? Это должны выяснить компетентные органы и принять соответствующие меры. Города Узбекистана, Ташкент должны оставаться цветущими оазисами, лесами, среди пустынь и степей. Деревья должны давать тень, а не нуждаться в создании тени для них, деревья должны давать кислород своими зелеными листьями, а не превращаться в засохшие безжизненные уродливые колючки. Я поддерживаю петицию в защиту деревьев Узбекистана, в защиту нашей окружающей среды. Считаю, что это важный компонент нашей экологической безопасности».
Скриншот сайта государственных услуг Узбекистана
Наталия Шулепина, Ташкент, Узбекистан: «Срубая платаны, власть предержащие упускают из виду вопрос сейсмоустойчивости зданий. Мощные корни снижают уровень грунтовых вод. Когда платаны вырубаются, грунтовые воды поднимаются. Что это значит для Ташкента? Забудьте о сейсмоустойчивости своих домов, переживших землетрясение 1966 года. К сожалению, уровень грунтовых вод повышается в столице. После вырубки Сквера подтопило подвал ГАБТА им.Навои. Театр как раз ниже по течению грунтовых вод. Не знаю, как решили эту проблему в ходе реконструкции театра. Надо учитывать, что город стоит на лессовых почвах. Они как камень, пока сухо, и как каток, когда сыро. Вот еще одна жизненно важная причина, почему Ташкенту крайне необходимы чинары - деревья с мощной корневой системой».
Людмила Титова, Ташкент, Узбекистан: «Деревья оказывают положительное влияние на экосистему города и без того полного выхлопными газами от машин. Их вырубка приведёт к печальным и не обратимым последствиям. Потому как если даже сейчас посадить то лишь через десятки лет снова поднимутся кроны».
Диана Амедиева, Ташкент, Узбекистан: «Я подписываюсь, потому что не считаю вырубание деревьев «облагораживанием» города, напротив, я вижу одни лишь минусы: нас лишают тени в наши очень частые жаркие дни, нас лишают кислорода, ведь всем известно, что деревья вырабатывают всем нам нужный кислород, ну и напоследок пеньки, оставшиеся после вырубки очень трудно назвать красивыми. Я против вырубки больших, красивых и главное здоровых деревьев!»
Максим Олтян, Ташкент, Узбекистан: «Будет необходимо 40-50 лет как минимум, чтобы возродить сегодняшнюю ситуацию и гордость за зеленый Ташкент. Потому что это наши легкие и легкие города, в котором жить нашим детям. Эти деревья - это общее достояние народа и каждого жителя и гражданина республики Узбекистан, а следовательно такое решение должно приниматься с согласия общественности или совета независимых граждан. И если есть действительно объективная и серьезная причина для таких действий, то опять же мы должны быть поставлены в известность. И на каждое срубленное или обрезанное дерево необходимо посадить минимум 10 новых, которые будут учавствовать в синтезе кислорода на уровне города. в условиях растущих выбросов co2 и прочих загрязнений только такой путь может дать шанс следующим поколениям жить не в пустыне. Такие решения должны приниматься после соответствующего математического расчета, который покажет кол-во необходимых лиственных, хвойных и других деревьев для поддержания баланса, не говоря уже о повышении уровня жизни населения согласно экологическим нормам».
Екатерина Страздина, Ташкент, Узбекистан: «Каждое дерево в нашем климате на вес золота. Особенно такое, как многолетняя чинара! Она дает большую тень, прохладу, микроклимат, это лёгкие города! Начиная с конца апреля и до октября мы прятались от палящих солнечных лучей под их сенью, идя по улицам. А многим это давало возможность передвигаться по городу безопасно для своего здоровья - пожилые люди, дети, беременные женщины, у кого слабое здоровье - далеко не каждому под силу теперь пройти довольно большое расстояние без ущерба для своего самочувствия на солнцепёке по раскаленному до бела асфальту идя, например, в магазин - там, где раньше они шли под тенью этих раскидистых крон! Не говоря уже об эстетическом эффекте - обрубленные стволы смотрятся ужасно».
«Петиция направляется автоматически на электронные почты руководителей трех ведомств: господину Рахманбеку Усманову, хокиму (мэру), хокимият Ташкента; господину Абдусаматову Бахтиёру Хасановичу, председателю Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы; господину Алихонову Борию Ботировичу, заместителю спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса (парламента), председателю фракции Экологического движения Узбекистана, - перечислила Фарида Шарифуллина. - Мы надеемся, что власти города и его жители сумеют сохранить Ташкент таким, каким мы его любили».
Петицию можно подписать, пройдя по этой ссылке, а здесь - фейсбучное сообщество «Просим остановить вырубку чинар в Узбекистане».
«Фергана», как обычно, следит за развитием ситуации.
Международное информационное агентство «Фергана»
Если вы хотите понять, почему в Узбекистане массово уничтожают деревья, прочитайте десятки статей «Ферганы», посвященных этой проблеме: