Каримов и Бердымухаммедов: Осенний рандевуй после жаркого лета
Как известно, президент Республики Узбекистан Ислам Каримов по личному приглашению президента Республики Туркменистан Гурбангулы Бердымухаммедова с 1 по 2 октября пребывал в Ашхабаде с официальным дружественным визитом. Еще до начала этого вояжа в прессе по этому поводу появилось множество всяческих пересудов и кривотолков. Журналисты, эксперты и прочие разные аналитики высказывали свои предположения об истинных целях предстоящей встречи. В конце концов, все сошлись на том, что некоторым образом само собой лежало (или плавало?) на поверхности.
Формулируется сия групповая гипотеза приблизительно следующим образом.
Москва, наконец-таки, взялась за ум, и теперь собирается твердой рукой очертить свои национальные интересы в пределах Центральной Азии. Это намерение выражается в упрочнении российского военного присутствия в Киргизии и (уже фактически решенный вопрос) в Таджикистане, а кроме того, и в региональной, так сказать, «водно-энергетической» сфере. Все это является своего рода ответной реакцией Кремля на выход Узбекистана из членства в ОДКБ и на вырисовывающееся в последнее время чересчур уж тесное сотрудничество Ташкента с Вашингтоном.
В наказание слишком ретивый Ислам Каримов теперь будет иметь сразу несколько обновленных в статусе российских военных баз, нависающих над Ферганской долиной, а Киргизия и Таджикистан получат финансово-политическую поддержку Москвы строительства Камбаратинской и Рогунской ГЭС.
Заметим также, что Владимиру Путину во время его предстоящей поездки в Душанбе вовсе не обязательно одобрительно высказываться по поводу строительства Рогунской ГЭС, ему достаточно просто вообще не касаться данного вопроса. В данном контексте это будет звучать как полная поддержка проекта.
Теперь, выходит, узбекскому лидеру не остается ничего другого, как самому на скорости сколачивать что-то типа «антироссийской», а также и «антитаджикско-антикиргизской» водно-энергетической коалиции. И Каримов недавно уже ездил вербовать в нее Назарбаева, теперь же настала очередь вписать и Бердымухаммедова.
Такого мнения, в частности, придерживаются эксперты из NBCentralAsia, а также аналитик из Ташкента, уважаемый мэтр Курбан Ювшанов. А уж Виктория Панфилова из «НГ» («Водяное противостояние»), так та вообще объясняет все исключительно сердобольной заботой Ислама Каримова о несчастных узбекских «селянах». Ах, как бы только все они, наши трудолюбивые «селяне», не оказались на безводье недовольными? - вот о чем, оказывается-то, так неустанно печется Ислам Абдуганиевич! Вам бы, мадам Панфилова, в таком духе, да пасторали писать. Лужайки, там, землепашцы посконные, дудочки-свирели…
Позвольте же мне после такого кавардака из мнений, в меру собственных скромных возможностей пооппонировать подобным высказываниям.
Итак, мысль о необходимости предотвращения любыми средствами строительства уже упомянутых ГЭС со временем превратилась для Ислама Каримова в окончательно сформировавшийся идефикс. Тем не менее, где-то в глубине своего сумеречного сознания он давно уже для себя уяснил всю неисполнимость данного каприза, но расставаться с фантастической мечтой о «царствовании» надо всей Центральной Азией он, как младенец с соской, никак не желает. И потому не дает «отмашки» своим подчиненным - хватит, мол, давайте-ка уже потихоньку завязывайте с этой хреновиной.
Хозяин молчит, а холуи рады стараться. (Вот потому и глава узбекского МИД, Абдулазиз Камилов с высокой трибуны ООН до сих пор по умолчанию продолжает втюхивать всему миру трижды похеренную каримовскую инициативу - так называемую «6+3»).
Хочу напомнить, что почти два года тому назад, то есть еще в 2010 году, Ислам Каримов также наведывался и в Казахстан, и Туркмению, ради, как тогда было сказано, обсуждения тех же «водно-энергетических» проблем, то есть пытался склонить своих коллег Назарбаева и Бердымухаммедова к занятию более активной позиции по данному вопросу.
К слову сказать, тогдашний российский президент Дмитрий Медведев, прибывший в Ашхабад по еще горячим каримовским следам, как бы между прочим спросил у Аркадага об истинных целях приезда президента Узбекистана. Чего же он здесь хотел?
- Он приезжал меня фаловать! – со всей прямотой (факт общеизвестный) заявил тогда Бердымухаммедов. Возможно, он и не догадывался о подлинной сути данного глагола, относящегося к криминальному сленгу, но, тем не менее, выразился поразительно точно.
Выходит, Каримов теперь уже во второй раз приезжал «фаловать» своего несговорчивого коллегу?
Нельзя так, Ислам Абдуганиевич! Давно подмечено, что во второй раз войти в одну и ту же реку невозможно! Будь то хоть Сырдарья, хоть Амударья!
Информагентство «REX» в своем довольно-таки претенциозном обозрении задалось непростым вопросом, вынеся его в заглавие: «Кто будет формировать водно-энергетический баланс в Центральной Азии»?
Можно ли посчитать этот вопрос чисто риторическим? Вполне.
- Кто убивец?
- Да вы, сударь мой, и есть убивец!
Подразумевается, что именно России на этот раз и отводится роль среднеазиатского Порфирия Петровича, именно Москва просто обязана обозначать здесь правых и карать виновных, а заодно и формировать теперь этот пресловутый «водно-энергетический баланс» в регионе.
Так, между прочим, считает не кто-нибудь, а сам политолог Андрей Грозин!
Между тем, хочу выделить из вышеозначенного текста одну фразу (касающуюся визита Ислама Каримова в Туркмению), которая уже сама по себе дорогого стоит: «Судя по слабому документальному наполнению визита, основное его содержание на бумаге зафиксировано не будет».
Точно так! Браво «REX»!
Только, как пелось раньше, «ничто на Земле не проходит бесследно».
Действительно, на встрече президентов Узбекистана и Туркмении обсуждение «водной» проблемы имело место. Но только в качестве общего фона. Да, и Назарбаев, и Бердымухаммедов по случаю всегда подмахнут без сожаления любую бумажку, как одолжение Каримову, но дальше этого дело не пойдет. Зачем Аркадагу и Елбасы все эти страсти-мордасти, если они оба понимают, что вся эта проблема просто надумана узбекским президентом?
Перефразируя: «Осмелюсь я донесть, что выше (!) по ручью от Светлости его шагов я на сто пью…»
Большой Каракумский канал ответвляется от Амударьи гораздо выше по течению двух главных узбекских водозаборов, перекачивающих воду из реки на поля Кашкадарьинской, Бухарской и Навоийской областей. Причем канал этот – самотечный! Если хоть какая-то вода с гор и достигнет равнины, то пользоваться ею, прежде всего, будут туркмены, а уж потом узбеки.
Да и много ли воды нужно туркменам? Дело идет к тому, что они скоро и вовсе начнут сворачивать свои хлопковые плантации и переключаться на другие сельхозкультуры. Потому для Бердымухаммедова первичными ныне являются проблемы, связанные с добычей и продажей за рубеж природного газа. Вода, конечно, тоже важна, но она как бы вторична. Уж всю-то ее таджики, надеюсь, не выпьют?
Имеется еще и самая главная причина, по которой я напрочь отвергаю саму возможность сговора под флагом Каримова «равнинных» республик против «горных».
Ислам Каримов никогда не решится на настоящую конфронтацию с Россией. Никогда! Уж очень серьезные козыри находятся сегодня в руках Москвы.
Если вдруг в один прекрасный день Госдума примет закон об ограничении вывоза и отправки на родину узбекскими гастарбайтерами твердой валюты, такого удара узбекская экономика может не вынести.
Каримов не позволяет вывозить из своей страны валюту, а мы что, рыжие?
Потому-то и в дальнейшем Ислам Каримов будет продолжать, как курица с яйцом, носиться со своей идеей создания «водно-энергетической коалиции» «равнинных» республик, но дальше общих разговоров дело так и не сдвинется.
На этот раз визит Ислама Каримова в Ашхабад в туркменской прессе освещался совсем уж скудно, писали о нем как бы нехотя. О прибытии высокого гостя сообщалось как о некотором второстепенном событии на фоне других более значимых. Это, прежде всего, касается таких ресурсов, как «Туркменистан.Ру» и «Туркменинформ». Да и узбекский официоз на этот раз не разразился, как обычно, бурными восторгами.
Может показаться, что Гурбангулы Бердымухаммедов специально не выказывал прежнего почтения своему узбекскому коллеге, выразилось это уже хотя бы в том, что, как в прежние времена, он не встретил Ислама Каримова по прибытии непосредственно в аэропорту.
Похоже, Аркадаг даже испытал некоторую радость, когда спровадил восвояси этого «мощного старика». Выпили за ужином по чарке водки на прощание, и все – давай, до свидания!
Куда же девалось прежнее радушие молодого туркменского президента?
Хуже горькой редьки, видать, надоел ему этот Ислам Каримов. И прежде всего, претит Аркадагу то давление, которое на него постоянно оказывает ближний сосед.
Тут следует отдать должное российскому агентству ИТАР-ТАСС, которое четко выделило основную идею прошедших узбекско-туркменских переговоров на высшем уровне: Туркмения и Узбекистан будут совместно защищать свои границы с Афганистаном.
Почему же Каримов так стремится к «совместной» обороне, а Бердымухаммедов от нее (если так можно выразиться) открещивается?
Все проблемы заключаются в небольшом пограничном участке земли, расположенном на правом берегу Амударьи и принадлежащем Туркмении. На карте он напоминает прямоугольный треугольник, в котором одним катетом служит русло реки (около 450 километров). Длина второго катета, образованного государственной границей по направлению «север–юг», составляет около 70 километров. На левом берегу реки находятся туркменские города Туркменабат (бывший Чарджоу) и Атамурат (Керки). Именно в этих местах проходит «яремная вена» Узбекистана. Здесь, причем на туркменской территории, расположены его главные водозаборные сооружения - шесть водоподъемных насосных станций Каршинского магистрального канала и одна аналогичная Аму-Бухарского машинного канала.
Сооружения эти по-настоящему уникальные. Кроме того, это также и совершенно уникальные цели для возможных террористов. Если внезапно прекратится работа насосов, то без воды моментально останется чуть ли не третья часть Узбекистана.
По своим габаритам и конструктивной сложности данные агрегаты вполне можно соотнести с турбинами Саяно-Шушенской ГЭС. Вспомните, сколько времени и средств понадобилось на их восстановление после аварии.
Вот потому-то Ислам Каримов постоянно настаивает на совместной охране данных объектов. А после ухода войск НАТО из Афганистана степень защиты этих водозаборных сооружений должна немедленно увеличиться на несколько порядков. Какими силами? Посредством ввода армейских частей Узбекистана на территорию Туркмении? Этого-то Аркадаг и опасается.
Если Каримов совершит аншлюс данной территории под предлогом защиты своих жизненных интересов, то международному сообществу возразить ему по существу будет чрезвычайно сложно.
Дело, кроме того, заключается и в том, что земли, входящие в этот треугольник, по сути, исконно узбекские и принадлежали они прежде бухарским эмирам. Так в чем же вопрос? Вернуть их узбекам и дело с концом? Э-э-э, нет, господа.
На данном клочке земли также располагается одно из богатейших в мире месторождений - Багтыярлык. Его уже разведанные запасы составляют 1,3 трлн кубометров газа, более 20 млн тонн нефти и 20 млн тонн газового конденсата!
Вы можете себе хотя бы вообразить размеры такого богатства?
Кто же захочет отдавать его соседям по доброй воле?
«Багтыярлык» - название новое, раньше это место (поселок) называлось «Учаджи», то есть, в переводе с узбекского, «Три горьких колодца». Переименовали поселок по прямому указанию президента, чтобы узбеки на эти недра не зарились. Теперь вот - «Багтыярлык», что в переводе с туркменского языка означает «Благополучие».
По той же причине в свое время город Чарджоу стал Туркменабатом.
Теперь вы, надеюсь, понимаете, почему так нервничает Аркадаг при каждой встрече с Каримовым? Чего тот еще от меня захочет на этот раз? На что начнет фаловать?
То, что Ислам Абдуганиевич открыто зарится на указанный «золотой треугольник», замечено уже давно. Об этом пару лет назад писал в журнале «Diplomatie» доктор политических наук из Франции Рене Канья (Rene Cagnat). Так что Бердымухаммедову сегодня по-своему даже выгоден тот факт, чтобы Каримов как можно раньше остался во внутрирегиональной изоляции.
…Числился когда-то, очень давно, у меня в приятелях один весьма своеобразный парень. Бывало, встретит тебя на улице, остановит и ну давай разговоры говорить. О том, о сем, о политике, литературе, строительстве, транспорте… А чтобы ты не убежал, он тебя все время крепко за пуговицу держит. Все его долгие переливания из пустого в порожнее всегда заканчивались одинаково: «Дай червонец до получки?»
Вот так и наш Ислам Абдуганиевич.
Все вышло так, как и предполагал автор этих строк (см. «Вот сошли по трапу гости, Нурсултан зовет их в гости»).
Не получив от Назарбаева желанного денежного вспомоществования, Ислам Каримов обратился с аналогичной просьбой к Бердымухаммедову.
Долго говорил про воду, про совместную борьбу с наркоторговлей, а в конце взял и …денег попросил взаймы. Вот только получу с американцев за транзит, так сразу и расплачусь.
«Живых» денег Аркадаг своему соседу, как уже можно догадаться, не дал, но пообещал помочь нефтепродуктами в обмен на узбекские автомобили и ранние овощи. Позвольте, но так ли туркмены горят желанием приобретать узбекские авто? И в каких количествах?
Но с паршивой овцы хоть шерсти клок!
Ислам же Каримов, как это часто с ним случается в последнее время, улетел домой несолоно хлебавши.
Некогда ему в гостях засиживаться. Его дома ждут аж семнадцать американских генералов и адмиралов. Какова цель их приезда? Уж не для рекогносцировки ли будущего театра военных действий они в Узбекистан приехали?
Однако отдельные шутники утверждают, что этих генералов Ислам Каримов пригласил к себе намеренно, в пику Эмомали Рахмону.
К тому, вишь ты, собирается прилететь всего лишь один какой-то полковник, а к Исламу Абдуганиевичу на поклон аж семнадцать генералов и адмиралов американских пожаловали. И выходит, что сегодня он круче своего соседа.
Ядгор Норбутаев
Международное информационное агентство «Фергана»