Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сучья служба

20.04.2012 14:02 msk, Ядгор Норбутаев

Блоги Узбекистан
Сучья служба

Да неужто же ещё несколько дней тому назад мы смели всерьёз надеяться на то, что суд над Еленой Бондарь пройдёт в соответствии с общепринятыми нормами юриспруденции и будет хоть мало-мальски справедливым?

Всё ведь пытались как-то убедить себя в том, что-де при непредвзятом рассмотрении в ходе состязательного процесса затрещат и с треском полопаются все те грубые белые нитки, которыми наспех было сшито обвинение?

Да, чёрт возьми, жило оно в нас, это еле теплящееся упование на возможность некоего чуда.

А вдруг, казалось, где-то там, в глубинах кривого и насквозь проржавевшего маховика узбекского судопроизводства ещё сохранились в целости отдельные узлы, и если не справедливости, то хотя бы элементарного здравомыслия?

Нет, всё произошло так, как и должно было произойти по определению. Неправедный синедрион на скорую руку отштамповал приговор, нисколько не вдаваясь в сущность рассматриваемого дела. И сама-то суть состоит в том, что судья, будь он хоть и трижды честным, просто не имел никакого права поступить иначе, по той простой причине, что все сценарии подобных слушаний чётко, окончательно и до последних мелочей расписаны, а также утверждены заранее. Убеждаемся в этом который уж раз.

Истоки зарождения подобного рода извращённых судилищ тянутся к срединным временам первого десятилетия текущего века. Именно тогда в сознании властных кругов Узбекистана окончательно утвердилось представление о том, что подконтрольные режиму идеологические службы без соответствующей силовой поддержки уже не в состоянии достаточно эффективно противостоять отдельным проявлениям инакомыслия в массах. Оформилось мнение, что пришла-таки пора от пустого сотрясения воздуха переходить к конкретному делу, то есть к санкциям юридического характера против возмутителей общего спокойствия.

Сам собою возник и другой вопрос - как оформлять подобные гонения надлежащим образом? Чтобы было не просто так, а шито-крыто, чтобы всё по закону.

Чай, не сталинские времена на дворе стоят, за рассказанный политический анекдот нынче пятерик кому ни попадя не вломишь. Можно, конечно, и вломить, причём запросто, но какой при этом «международный резонанс» выйдет? Нет уж, давайте-ка всё станем делать аккуратно, в соответствии.

Да, сегодня все средства массовой информации внутри страны, а также любая иная аналитически-информационная и художественная продукции находятся под надёжным контролем государства. Ни в газету диссидентам не прорваться, ни на телевиденье. Но данные «враги общества» не дремлют и ищут всё новые лазейки для возможности публикаций своих гнусных измышлений. К примеру, через отдельные зарубежные источники, а также в Интернете.

Отсюда и проистекает сама формулировка задачи – как бы их, тех инакомыслящих, можно было бы прищучить, да таким образом, чтобы всё это со стороны выглядело вполне законно и благопристойно. Потому как нет, и не может быть в мире другого, более ПРАВОВОГО государства, чем Независимый Узбекистан!

И потому перед соответствующими службами была поставлена конкретная задача – создать надёжный организационный механизм, препятствующий появлению в зарубежных СМИ и в Сети любой «негативной» информации, исходящей непосредственно от граждан Узбекистана, так сказать, от «живых свидетелей».

А если точнее, то разработать программу нейтрализации самих распространителей нежелательной информации, причём с возможностью их непосредственного привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности.

В качестве пробного камня для начала и было сфабриковано так называемое «дело» Умиды Ахмедовой, независимого фотохудожника. Для тренировки, что ль, для приобретения соответствующих навыков – возьмём-ка её и посадим на пару лет?! Или дадим «условно», но сильно при этом напугаем. Чтобы вдругоряд неповадно было!

Вполне можно предположить, что организаторам данной показательной расправы поперву показалось, что всё у них пройдёт довольно-таки просто, а сама Умида окажется лёгкой добычей. Простой фотохудожник, не какой-нибудь видный оппозиционер, в её творчестве вообще нет никакой политики. Так что для нее зарубежные «защитники», поди ж, и не сыщутся.

Главным отличием ото всего великого множества других деятелей искусства Узбекистана, которые некоторым образом пребывают «в законе», являлось то, что Умида в своих произведениях ничего и никого не «воспевает».

Любой художник (писатель, режиссёр, сценарист, композитор и проч.) в Узбекистане просто обязан в своём творчестве постоянно «воспевать», в этом видится его основное предназначение. Что воспевать? Да чего тебе прикажут, то и «воспевай»! Можешь «воспевать» всё гамузом, а хочешь, так и на выбор. Родину воспевай! Нашу Независимость! Безмерную заботу правительства! Мудрость Президента, в конце концов! На худой конец – жизненный путь Амира Темура.

Умида Ахмедова никого «воспевать» не собиралась, уверен, что не собирается и в будущем. Она просто фотографирует. Объекты её внимания - это интересные люди, отдельные жанровые сцены и многое другое. Без лакировки и псевдоумиления. Причём всё это делается очень талантливо, с подчёркнутой любовью к изображаемым на снимках личностям и пейзажам.

И вот, когда компетентные органы Узбекистана решали вопрос о предъявлении обвинения Умиде Ахмедовой, у них сразу же возник естественный вопрос: а как же его сформулировать, это самое обвинение? Сошлись на том, что поскольку в своих работах она, типа, ничего не «воспевает» и уже только потому подлежит осуждению. Но так, пожалуй, не годится. Не поймёт подобного толкования «свободы творчества» вся прогрессивная мировая общественность. Потому, в меру ограниченности фантазии и скудости интеллекта компетентных сотрудников, и было решено предъявить Умиде обвинение… в «клевете».

На кого же она «клевещет»? Как это - «на кого»? На Родину и клевещет! На наш народ! На его древние обычаи, от предков наших тянущиеся!

А кто же тогда в суде будет выступать от имени Родины и Народа?

Чекисты напрягли свои мозги до арбузного хруста, но не смогли ничего придумать умнее, чем назначить в качестве персонифицированного заступника поруганной чести народа… «Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций». Ещё в 2004 году данное «спецподразделение» было решением Кабинета Министров непосредственно пристёгнуто к Узбекскому агентству связи и информатизации. Хотя и говорят в народе, что - «не пришей к узде рукав…», но…

Вот с такими примитивными формулировками и потащили дело в суд.

- Простите, а кто же в таком случае выступит в качестве истца? Ведь без истца по закону нет и не может быть самого факта события преступления? Пострадал-то кто?

- Как это нет истца? Истцами у нас опять же будут Родина и Народ в лице «Центра мониторинга…»!

Тьфу!

Вина Умиды Ахмедовой в суде (2010 год, февраль) подтверждалась заключениями ответственных экспертов. Один из них прямо так и заявил в подтверждение достаточности собственной компетенции - у меня, мол, самого дома имеется фотоаппарат, а также я несколько лет проработал учителем рисования в школе!! И потому во всём прекрасно разбираюсь! Вот так!

Вы себе такое представляете?

Большего корифея, профессионала в области искусств, видать, найти не удалось. И смех, и грех!

Процесс и все его анекдотические подробности получили широкую известность в мире, широко освещались в зарубежной прессе. Потому стражи нравственности из Узбекистана и были вынуждены скомкать финал судилища, фактически отказаться от примерного наказания Умиды.

Останавливаюсь на данном процессе так подробно, потому что именно из этой истории властями были сделаны соответствующие выводы, результаты которых мы и наблюдаем сегодня.

Мы вправе задаться вопросом: а причём же тут этот «Центр мониторинга…»? Какое отношение он вообще имеет? С какого боку припёку?

Мониторит он себе, как сказано в «Положение» о нём, и пусть дальше мониторит «национальное (!) информационное пространство». Если пожелает, то пусть даже и «мАниторит», от английского – money.

Да только, ежели приглядеться, совсем не так уж прост этот «Центр», как кажется на первый взгляд.

Кстати, руководит им (точнее, пока условно исполняет обязанности начальника) некто Авляханов Кахрамон Таирович, кадровый офицер СНБ, бывший специалист службы секретаря Совета Национальной безопасности при президенте РУ.

Теперь вам, надеюсь, всё понятно? Догадываетесь, откуда ножки-то выросли?

В течение 2010 года оперативными сотрудниками «Центра» также были успешно собраны материалы и доведены до суда «дела» двух журналистов, Владимира Березовского и Абдумалика Бобоева.

Обвинения, опять же, были буквально вопиющими по степени предвзятости и кондовой глупости. Березовский и Бобоев, дескать, публиковали в заграничных СМИ «однобокую» информацию об Узбекистане.

Надо же – однобокую! Можно ли такое ставить в вину, да ещё за подобное привлекать к судебной ответственности? «Однобокий» - в любом словаре вы найдёте определение данному слову, как «односторонний». Представил, допустим, имярек «узбекскую действительность» с одной стороны, так что в этом зазорного? Возьмите и представьте с другой стороны, чтобы уравновесилось.

Следующие обвинения были не менее дикими – «наносит ущерб авторитету власти», « своими статьями может (!) вызвать панику среди населения» и так далее.

После этого стало предельно ясно, что с такими вот «экспертами» журналистам-диссидентам не только срока не припаяешь, но можно и самим на весь белый свет по-крупному обмишурится. Необходимо было что-то срочно предпринимать.

И вот, 5 августа 2011 года специальным Постановлением Кабинета Министров РУ №228 была создана «Экспертная комиссия и сфере информации и массовых коммуникаций».

Вполне безобидное название, не правда ли? Не «Чрезвычайная», слава Аллаху, комиссия, а лишь «Экспертная». Потому и члены её – просто «экисты». С холодными мозгами в головах и стерильными руками в карманах брюк.

Пристёгнута эта «комиссия» была опять же к «Центру мониторинга в сфере массовых коммуникаций» при УзАСИ.

Новое отличие состоит в том, что если до недавнего времени работники Центра «мониторили» только прессу и другие издания в самом Узбекистане, то данная Комиссия теперь сосредоточилась на том, что шерстит всю мировую Сеть в поисках авторов-земляков и их публикаций.

Официально в составе Комиссии (председатель – Бабур Алимов, директор Агентства по печати и информации) представлены всякие «министры-замминистры-начальники», но это только для виду, основная работа лежит на плечах простых оперативников-трудяг, работающих под прикрытием (за «ширмой») УзАСИ.

Теперь, когда, казалось бы, решены все организационно-правовые вопросы, Родина и её славные органы вправе ждать от экспертов, неусыпно мониторящих просторы Интернета, новых громких «дел» и победных реляций. И чтобы не как в прошлые разы – со «штрафом», а обязательно со «сроками», с «посадкой».

Но у «экистов» почему-то опять ничего не ладится. Хитрым, однако, стал узбекский журналист-диссидент в последнее время. Не желает он больше под своей настоящей фамилией в Интернете публиковаться, а всё норовит к какому-нибудь секретному псевдониму прибегнуть.

Ну как же его после такого за шкирдон, да в суд подтянуть?

И вот тогда экисты изобрели для себя новую тактику. Для её понимания следует обратиться за аналогией к футболу, где игроки в зависимости от сложившейся на поле ситуации, используют как «зональную защиту», так и «персональную опёку».

Факт - до последнего времени экисты практически безуспешно мониторили всю Сеть в поисках авторов враждебных выпадов против властей Узбекистана, но проку от этого было не много, прямо скажем – с гулькин нос.

Чёрт его знает, кто на самом деле скрывается под такой-то фамилией? Зато другой автор, хотя он и всем известен, случается, даже нелицеприятную правительству правду-матку в глаза режет, но за его спиной сама Контора стоит, потому не велено его трогать. Так что же экистам делать прикажите? Кого хватать и в суд волочь?

Потому-то и пришлось экистам переходить к ….. «персональной опеке»! Выбрали они, допустим, какого-нибудь журналиста, известного своими независимыми взглядами и убеждениями, тут и начинают его пасти! Берут в «оперативную разработку». Следят за каждым его шагом. Корреспонденцию его регулярно перлюстрируют, телефон прослушивают. Куда он пошёл, с кем общался – всё должно быть доподлинно известно.

А если и так ничего не получается, то подкиньте ему наживку, экисты, пусть он, диссидент ваш, сам на неё и клюнет! Белой акации цветы провокации.

Вот теперь перед тобой, читатель, и раскрылись секреты последних разработок узбекских экистов, в частности, «дела» журналистов Виктора Крымзалова и Елены Бондарь.

Виктору Крымзалову инкриминируют написание статьи, «содержащей клевету» и размещённую на сайте «ЦентрАзия» под псевдонимом «Владимир Хусаинов».

Автору данных строк некоторым образом известны (и успешно освоены) отдельные компьютерные программы, способные в достаточном приближении идентифицировать авторство на основе сравнения нескольких текстов. При этом точность подобных сравнений, даже при заведомо известной закладке исходных материалов, не превышает 80%.

В нашем же случае для суда в качестве главного и единственного доказательства послужили представления «экистов», основанные, пожалуй, лишь, на их чекистской интуиции. Нюх, что ли у них там особый выработался?

«Владимир Хусаинов» - это и есть Виктор Крымзалов! Почему? Потому что мы, экисты, так считаем! И всё! И точка!

Напоминает ст. 58-6 в сталинском Уголовном Кодексе – «подозрение в шпионаже» и «недоказанный шпионаж». Не пора ли и в УК РУ ввести нечто подобное? «Подозрение в авторстве»?

Попробуй-ка, судья, не принять во внимание такое «заключение» экистов, худо тебе будет! Выпотрошат и высушат тебя наши славные органы.

Елена же Бондарь обвиняется в том, что-де «собиралась» (!) она написать «клеветническую статью». А также шьют её рассылку каких-то подмётных писем, посредством которых Лена, будто бы, пыталась «поссорить русский и узбекский народы».

Тут ни убавить, ни прибавить.

Приплели в качестве истца какую-то ООО «IQ Land Servis». Не покидает меня такое ощущение, что у самой этой «IQ» рыльце в пушку. Взяли её посему сотрудники органов за канделябры и используют по своему полному усмотрению и в хвост, и в гриву.

Обратим внимание на тот факт, что пока ещё все документы данных судилищ не попали в Интернет и потому не получили широкой огласки. Работники судов наверняка предчувствуют реакцию со стороны международного сообщества и потому искусственно тянут время.

А вдруг всё позабудется и минует нас сия чаша позора?

Ведь судейским чинам просто некуда деться, «экисты» главнее их, да ещё и исподтишка норовят действовать, судом, как щитом прикрываясь.

Вот я и веду сей разговор к тому, что властной верхушке Узбекистана, пока ещё не поздно, стоило бы обратить особое внимание на очевидно позорно-бездарное проведение последних спецопераций сотрудниками этого самого «Центра мониторинга…».

Это ж надо, проявить себя столь непрофессионально!

Как поступает хозяин с собакой, которая не хочет охранять «вверенный ей участок», даже не лает, а только даром из хозяйской миски жрёт? Правильно, берут в таком случае крепкую палку и гонят прочь подобных дармоедов!

А потому и заявляю им всем открыто - сучья у вас служба, однако, господа «экисты», гнать вас с неё давно пора, дармоеды!

Ядгор Норбутаев