А.Князев: «Киргизия - первый кандидат на повторение косовского сценария»
Консультант Института политических решений (Алма-Ата) Александр Князев стал первым из экспертов, заговоривших об ожидаемой дестабилизации в Кыргызстане и ее причинах. «Взрывы и прочая террористическая деятельность станут привычной частью жизни Киргизии», - заявил профессор А.Князев в интервью «Фергане» 8 декабря 2010 года.
Сообщения об ухудшении ситуации в области безопасности в стране не заставили себя долго ждать. Весь декабрь 2010-го правозащитники заявляли о неоднократных похищениях женщин в Оше и об усилении дискриминации нацменьшинств, в центре Бишкека то и дело обнаруживают заминированные автомобили.
А в самом начале января наступившего 2011-го в столице республики были жестоко расстреляны трое милиционеров, после чего спецслужбы ликвидировали их убийц, при этом погиб один сотрудник спецотряда «Альфа».
В связи с перечисленными событиями «Фергана» задала Александру Алексеевичу Князеву несколько вопросов по телефону. Ответы – ниже.
Фергана: - Как вы охарактеризуете последние столкновения спецслужб и вооруженных бандитов в Кыргызстане? Странным ли образом они совпали с образованием в системе ГКНБ нового антитеррористического подразделения, которое возглавил бывший глава Совбеза Марат Иманкулов?
Александр Князев: - Странных совпадений немало. Если внимательно посмотреть на публичные действия киргизских государственных деятелей, то выстраивается целая линейка продолжающих друг друга заявлений и действий. Вскоре после июньского межэтнического конфликта Роза Отунбаева говорит о сотнях узбеков, якобы уже успевших оказаться на территории Афганистана в лагерях подготовки боевиков. В августе в Ереване, на неформальном саммите ОДКБ, она просит у ОДКБ и у России вооружение, включая и такие его виды, которые никаким образом не нужны для борьбы с боевиками в каких-нибудь баткенских горах. Например, танки, огнеметы... В 1999 году тогдашний замминистра обороны, а ныне депутат Исмаил Исаков уже пытался загнать танки в Зардалы, где боевики ИДУ их бы просто пожгли, к счастью его вовремя тогда сняли с должности... Про огнеметы вообще множество вопросов: зачем? Все это, гипотетически, может быть эффективно применено при массовых выступлениях в условиях городских кварталов. Узбекских махаллей Оша и Джалал-Абада?..
В конце ноября [прошлого года] все дипломатические представительства, размещенные в Бишкеке, получили ноту киргизской стороны с предупреждением о возрастании террористической угрозы и необходимости повышения мер безопасности. Потом происходят вызывающие большие сомнения в своей подоплеке взрыв у здания Дворца спорта и обнаружение заминированного автомобиля у здания УВД... По ряду деталей они очень похожи на спектакль правоохранительных органов и спецслужб. Затем - создание антитеррористического центра Государственного Комитета национальной безопасности (АТЦ ГКНБ) и - как ответ на «своевременность» этих действий - расстрел милиционеров и спецоперация в Арашане... Я думаю, здесь как с мухами и котлетами, нужно вычленить два разносущностных процесса...
- Действительно ли это похоже на активизацию религиозного экстремизма и терроризма под знаменами «джихада»?
- В определенной степени это имеет место. Но я бы все-таки акцентировал на том, что я назвал «спектаклем». Гипертрофированная террористическая угроза для сегодняшнего руководства Киргизии - это просто находка. Выполняется заказ американской геополитики - появляются дополнительные поводы для усиления военного присутствия в республике, или, как минимум, для продолжения имеющегося. Политики и партии, говорившие в ходе выборов о необходимости вывода американской базы, освобождаются от необходимости говорить об этом далее... Учитывая болезненность темы «исламизма» для руководства России (и, кстати, Китая), появляются новые основания повыпрашивать помощь, включая и ту самую военную. Угроза терроризма позволяет заодно и закрутить при необходимости гайки в отношении собственного населения, своего общества, где авторитет власти уже давно ниже плинтуса и растет новый протестный потенциал... Вообще, это была бы гениальная для отунбаевых-атамбаевых находка, если бы этой угрозы вообще не было. Вся беда в том, что она есть, хотя не думаю, что последние проявления - это некий апофеоз. Вот если к весне начнутся разного рода парламентские и правительственные кризисы, а синхронно - протесты на социально-экономической почве по регионам, что вполне вероятно, вот тогда любое выступление джихадистов станет тестом на существование этого государства вообще...
- Некоторые опрошенные нами наблюдатели считают, что в последних событиях имела место месть работникам милиции со стороны преступных элементов, но спецслужбы, как обычно, по инерции, приписывают эти преступления «религиозникам». Что Вы думаете на этот счет?
- Наверное, и это имеет место. А что хотели получить, что-то иное, двадцать лет не создавая, а разрушая имевшиеся элементы государства? Вот только, учитывая взаимосвязи руководства правоохранительных органов и организованной преступности, к сожалению, страдают рядовые милиционеры. Вообще в до такой степени коррумпированной системе нельзя исключать, что эти криминальные всплески могут быть и эпизодами конкуренции между силовиками. Хотя некоторые подробности говорят все-таки о том, что в киргизскую политическую и не только жизнь в качестве неотъемлемого элемента входит то, что именуется терроризмом. «Религиозниками» я бы не стал их называть, религия в данном случае просто используется теми, кто режиссирует эти процессы...
- Похожи ли эти события на начало той самой «интифады», о которой Вы говорили в своих предыдущих интервью?
- Вполне. К слову, киргизские силовики очень интересно дают информацию об участниках этих акций. Почему-то в их объективках только у одного из разыскиваемых указана национальность – «кыргыз», по остальным не акцентируется. В исламе нет национальностей, это общеизвестно. И если киргизскому государству объявлен джихад, то для его участников с их фундаментальной идеологией этничность уже не будет иметь значения. Цель - киргизское государство, все остальное - вторично. К слову, бишкекский эксперт Кадыр Маликов, комментируя эти события, уже успел выдать не вполне оригинальную трактовку: «за некоторыми террористическими группами стоят интересы других стран»... В сущности, оно так и есть, но нужно, наверное, в подобных оценках и хоть немного конкретизировать, о каких странах идет речь. Если это Пакистан, то нужно понимать, что речь не о государстве, а об определенных политических силах, если это Саудовская Аравия, то там подобная деятельность курируется непосредственно Службой общей разведки королевства Саудовской Аравии... Хотя и пакистанские радикальные структуры, и саудовская разведка не являются главным заказчиком, это уже вторичный уровень. Неограниченный либерализм вкупе со столь же неограниченной коррупцией сделали Киргизию самым слабым государством региона. Государственные перевороты внесли в это свою лепту. Поэтому именно Киргизия - первый кандидат на повторение косовского сценария. Киргизы, узбеки, все остальные - это рабочий материал процесса передела мировых границ, сценарии которого пишутся в американских мозговых центрах.
Международное информационное агентство «Фергана»
Редакция «Ферганы» обратилась за комментариями по данному вопросу и к другим экспертам по Центральной Азии. Их ответы мы опубликуем в самое ближайшее время. Читателей же просим делиться своими мнениями прямо здесь.