Три вождя. Ленин в частном доме, Сталин в огороде, Каримов — повсюду
Неподалеку от Газалкента, центра Бостанлыкского района Ташкентской области, в предгорном кишлаке Сайлык бережно хранится один из последних в Узбекистане бюстов Сталина. Скульптурное изваяние вождя высотой в человеческий рост установлено во дворе частного дома, и, возможно, является единственным в республике, чудесным образом пережившим хрущевское разоблачение «культа личности» и последовавшую за этим ликвидацию десятков тысяч статуй и изображений отца народов.
В самом Сайлыке бюст генералиссимуса считается главной местной достопримечательностью. Каждый готов показать дорогу к дому, где он установлен. Когда-то он стоял в центре поселка, но в 1961 году его сбросили и отправили на свалку. Там его и подобрала местная жительница Лазокат Нормирзаева, с помощью родственников доставила скульптуру домой и установила в своем огороде. Особой поклонницей вождя она не была – просто жаль было такое добротное творение. С тех пор вот уже полвека внушительная голова Иосифа Виссарионовича украшает двор своей спасительницы. Зеленый бюст руководителя советской империи обрамляют цветущие розы; сегодня за ним ухаживает, аккуратно стирая с него пыльный налет, дочь хозяйки дома Умида, сама уже не заставшая эпоху обожествления главы коммунистического мира и знакомая с этим временем лишь по рассказам старших.
В центре двора. Фото ИА «Фергана.Ру»
Это поразительное явление длилось около двадцати лет, со второй половины тридцатых годов до второй половины пятидесятых. Государственная пропаганда приписывала главе государства практически все достижения и успехи страны – и действительные, и мнимые. Именем Сталина называли всё - заводы, школы, фабрики, колхозы, улицы, города. Первым стал Царицын, в 1925 году превратившийся в Сталинград, а в 1950-е счет переименованным городам шел уже на десятки: в Грузии был Сталинири, в Таджикистане - Сталинабад (сейчас Душанбе), Узбекистане - Сталино (Шахрихан), ГДР - Сталинштадт, Польше – Сталиногруд, Венгрии – Сталинварош, Румынии - Орашул-Сталин, Албании – просто Сталин. Переименования в честь Большого Брата едва избежала сама Москва: проект по изменению ее названия на Сталинодар предлагался в 1938 году наркомом внутренних дел Николаем Ежовым. И всюду руководителю страны ставили прижизненные памятники или, как минимум, бюсты. Его лицо глядело с плакатов во всех присутственных местах системы соцстран, его прославляли в стихах, песнях и других произведениях, и даже в государственном гимне, написанном Сергеем Михалковым в 1944 году, не обошлось без упоминания о Сталине, который «на труд и на подвиги нас вдохновил».
После смерти великого вождя и учителя, как его титул произносился вполне официально, славословия в его адрес поутихли, однако памятники продолжали воздвигать еще года три, вплоть до февраля 1956-го, когда на двадцатом съезде КПСС Никита Хрущёв неожиданно произнес свой знаменитый «секретный» доклад, во время которого депутаты, не веря своим ушам, услышали, что, оказывается, мудрый и непогрешимый руководитель был самым настоящим злодеем, повинным во множестве преступлений. Мгновенная переоценка его личности для многих оказалась серьезным ударом, выдержать который смогли далеко не все. После сенсационного съезда памятники Сталину перестали ставить, а в 1961 году, после двадцать второго съезда КПСС, начался их повсеместный демонтаж.
В окружении роз. Фото ИА «Фергана.Ру»
Тогда же снесли и памятник Сталину в Ташкенте, стоявший в центре городского сквера, там, где сейчас возвышается конная статуя средневекового завоевателя. На смену ему встал новый идеологический монумент – стела в форме развернутой книги, страницы которой были исписаны цитатами из программы КПСС на двух языках, за что в народе ее немедленно прозвали «русско-узбекский словарь». Сам Сталин был объявлен отступником от якобы гуманных ленинских принципов, а упоминать лишний раз имя его настоятельно не рекомендовалось – вплоть до расцвета эпохи Брежнева и частичной реабилитации в роли организатора победы в Великой Отечественной войне. Еще в те годы возникло модное поветрие вешать портрет Сталина в машине или в рабочей мастерской – как проявление внутренней оппозиционности по отношению к откровенно презираемой брежневской власти.
Бюст Сталина в огороде частного дома. Фото ИА «Фергана.Ру»
Думается, что если сегодня прокатиться по Узбекистану да хорошенько поскрести его глухие углы на предмет аналогичных редкостей, то сыщется немало всевозможных раритетов в этом духе – народ бережлив, не дает почем зря добру пропасть. К примеру, в том же Сайлыке обнаружился и портрет Ленина, угодившего под запрет еще в начале 1990-х, когда по Узбекистану прокатилась волна уничтожения всех его изображений, а также его предшественников и сподвижников: классиков марксизма-ленинизма свергали, ломали и сбрасывали, не обличая при этом, однако, сам коммунизм (оно и понятно: представители бывшей партноменклатуры до сих пор во власти). И если в 1981 году в одном только Ташкенте было установлено не менее десяти памятников Ленину, не считая бесчисленного количества гипсовых и бронзовых бюстов, а также прочих изображений вождя, то сегодня в республике их днем с огнем не сыскать, в отличие от соседних Киргизии, Казахстана или Таджикистана, где памятников вождю мирового пролетариата по-прежнему немало.
Ленин в Сайлыке. Фото ИА «Фергана.Ру»
От столь недружелюбного отношения Ильича не спасло даже то обстоятельство, что именно он является фактическим основателем современного узбекского государства – согласно его директивам из двух ханств и одного эмирата было скроено национально-территориальное образование, получившее название Узбекская ССР, а затем после ряда изменений границ и распада Советского Союза ставшее Республикой Узбекистан. Суть в том, что сегодня на лавры отца-основателя имеются и другие претенденты, так что вычеркивание памяти о Ленине можно рассматривать в контексте избавления от соперника на этом поприще.
Плакат в Сайлыке – редкое сохранившееся в Узбекистане изображение Ленина. Висит оно опять-таки под крышей частного дома, и, судя по всему, ничуть не мешает местным чабанам и фермерам. Во всяком случае смотрится поприличнее, чем бараний череп, который, бывает, вешают от сглаза, и которых в том же Сайлыке я насчитал штуки три.
Ислам Каримов — повсюду и со всеми. Фото ИА «Фергана.Ру»
Эстетическое оформление современных идеологических канонов в Узбекистана окончательно завершилось два-три года назад. В русле новосозданной традиции улицы городов теперь украшаются коллажами, где почти обязательно присутствует президент Каримов с маленькой девочкой на руках или с глобусом Узбекистана на заднем фоне, как правило, в окружении радостно смеющихся статистов – дехкан, рабочих, студентов и прочего позитивно настроенного люда; сзади ненавязчиво маячит статуя Тимура. То есть, по сути, тиражируемый образ остается тот же – Великий Вождь и наступившее благодаря его деяниям время всеобщего счастья. Судьба предшествующих изображений такого рода дает возможность понять, как долго они продержатся на улицах и стенах домов. До появления нового вождя.
Алексей Волосевич