Сто дней одиночества
На фото: Первые столкновения в Бишкеке 7 апреля 2010 года. Фото Mediaforum.az
15 июля 2010 года Временное правительство Кыргызской Республики отметит сто дней управления страной. События 7 апреля и последующие коллизии, когда пал режим Бакиева, а Декретом N 1 было объявлено о роспуске парламента, приостановлении деятельности Центризбиркома и переходе всей полноты власти к ВП, во многом усилили кризисные явления в государстве. Однако новые киргизские власти, поначалу едва не угодившие в международную политическую зону отчуждения, добились и целого ряда успехов. Каких, спросите вы? Отвечает бишкекский обозреватель «Ферганы.Ру» Сергей Арбенин.
Эти достижения не всегда значительны, но очевидны и, главное, имеют практический результат. Народ о них знает и помнит, и сможет забыть совсем не скоро. Вот, навскидку, сокращенный список.
Во-первых, за сто дней новым властям Киргизии удалось практически «под завязку» наполнить водохранилище Токтогульской ГЭС – уже достигнут объем запасов в 17,5 млрд. кубометров при предельных 19 млрд. Такой показатель редко покорялся за полтора десятилетия «акаевщины» и остался недостижимым в пятилетку «бакиевщины», которая отметилась рекордным падением уровня зеркала Токтогулки и последовавшим за этим беспрецедентным для страны энергетическим кризисом. Нынешний – небывалый за последние годы – приток вод для экономики вконец иссушенной переменами республики означает выработку излишков электроэнергии в летний период. Эти излишки и были проданы на днях казахским потребителям в ходе закрытого для прессы тендера. Причем в годы акаевщины и бакиевщины такие аукционы сопровождались мутными коррупционными схемами, когда объемы экспорта электроэнергии и стоимость одного кВт.ч определялись не столько молотком лицитатора, сколько чемоданом с ликвидностью, припасенным импортером в кустах. Но теперь-то, надо полагать, всех вывели на чистую воду! Пусть даже при запертых для прессы дверях.
«Деньги – это вода…», – так древняя народная мудрость стала в Кыргызстане программой временщиков. Вы спросите, причем здесь приток вод и ВП? Так ведь молились же…
Во-вторых, новым властям удалось за короткий срок сплотить народ Кыргызстана. На территории республики проживают представители свыше восьмидесяти национальностей и народностей. «Кыргызстан – наш общий дом» – неслось с высоких трибун в годы акаевщины. «Кыргызстан – многонациональное государство, и это наше великое достояние», – утверждалось в пятилетку бакиевщины. Благодаря политике новых властей, давшей громкий резонанс на юге, теперь каждый в стране достоверно знает, что такое кровные узы. Знает и не позабудет.
В-третьих, новые власти объявили архитектурную реконструкцию в двух, помимо столицы, крупнейших городах страны – Оше и Джалал-Абаде, где на месте махаллей теперь поднимутся жилые высотки. Милый сердцу облик древнего Оша остался в памяти многих. О каких именно хоромах у подножия Сулейман-Тоо сегодня грезят белодомовские архитекторы новой жизни, – ведает только Бог, по-видимому, немало озадаченный молитвами жителей остальных городов страны избавить их от предпосылок такой реконструкции.
В-четвертых, новые власти укрепили дух кыргызстанцев. Внутреннее стремление революционеров вывести страну на демократический простор обернулось внешним блокированием границ сопредельными государствами. Периодически приостанавливая передвижение людей и грузов, соседи укрепляют кордоны с Кыргызстаном рвами и насыпями, возведением заграждений из бетона, опутывают эти фортификационные знаки нерушимой дружбы колючей проволокой. Таким образом зарождающейся демократии помогают пройти проверку на прочность и максимально ограждают кыргызстанцев от заразы авторитаризма, которую они могут подхватить в поездках по региону. При этом периодически обостряющийся режим экономической блокады самих жителей «островка демократии» не страшит – местное население давно научилось выживать вопреки всякой экономике.
В-пятых, новые власти открыли новые горизонты согражданам, стремящимся к лучшей жизни. Если при акаевщине и бакиевщине страну массово покидали в основном семьи эмигрантов, переселенцев на историческую родину – в Россию, Казахстан, Украину, Беларусь, Германию, Израиль, а также трудовые мигранты, то теперь закреплен новый тренд. На жительство в зарубежье в обязательном порядке подаются вместе с семьями экс-президенты Кыргызстана (Акаев, Бакиев), бывшие премьер-министры (Николай Танаев, Игорь Чудинов, Данияр Усенов), а о покинувших родные пенаты вице-премьерах, министрах, руководителях агентств, правоохранительных органов и спецслужб, крупной руки бизнесменах и говорить не приходится. Многие из них, укрепляя новые традиции, присоединились к тому миллиону кыргызстанцев, что давно ищут счастья в чужих краях. По сути, в пятимиллионной по численности населения стране сегодня остаются в основном те, кто одухотворен надеждами, не только крепко стоит на ногах, но и особо стоек. Либо мало приспособлен к переезду в силу нездоровья, обездоленности, отсутствия паспорта с подходящей национальностью, нехватки денег или просто запасных патронов. Вот и хорошо: выходит, новые власти и невыездной электорат, что называется, самой судьбой уготованы друг для друга.
В-шестых, за сто последних дней новые власти существенно укрепили экологию горной жемчужины края – озера Иссык-Куль. Если при акаевщине и бакиевщине побережье в курортный сезон изнывало от засилья иностранных туристов, то волна новой демократии Кыргызстана практически начисто смыла приезжих с пляжей. И сегодня седой Иссык-Куль как никогда близок к идеалу девственной чистоты и набирается природных сил. Собственные силы и деньги попусту теряют разве что туроператоры и владельцы рекреационных объектов, выжидая, когда политические ветры подуют в благоприятную сторону. И попутно занесут туристов.
В-седьмых, новые власти существенно изменили имидж Кыргызстана на внешнеполитической арене. В момент, когда представители новой жизни объявили, что страна вышла на путь свободы, крупнейшие мировые державы тут же зашли в тупик. Сегодня этот кризис оценок и отношений преодолен. Как бы решено: Кыргызстан гуляет сам по себе, а мировое сообщество – не красна девица, подождет, пока суженый образумится. Страна, как вихрь, влетела в мировую историю и… вдруг захлопнула за собой двери. Неожиданно выяснилось, что образована новая модель государства, в котором можно обходиться без парламента, без верховного органа надзора – конституционного суда, без президента и без царя (в том числе и в голове). Налогоплательщики всех стран призадумались: а чем они хуже и для чего содержат свои раздутые чиновничьи аппараты, да не упразднить ли? Вон, в Кыргызстане ничего нет, и нормально!
В-восьмых, в новейшей истории Кыргызстана есть референдум по конституционной реформе. Новые власти преподнесли его мировому демократическому сообществу на блюдечке, покрытом салфеткой, приподнимать которую благоразумно никто не стал. Те, кто проголосовал «за» новый Основной закон, предусматривающий парламентскую форму правления страной, затем, довольные, разошлись по домам и умыли руки – после принудительной маркировки пальца какой-то химической дрянью. Те, кто не пришел на участки, тоже проголосовали, – ногами. Мотив уставшего от революционных передряг просвещенного электората во всех этих случаях был один и тот же – отдать власть тем, кто ее так добивается. Только бы занять чем-то эту прорву претендентов на политический Олимп, никому не дающую спокойно работать и жить. Берите власть и наслаждайтесь всласть. Успех – оглушительный.
В-девятых, состоявшийся референдум не только разогнул спины ранее угнетенных акаевщиной и бакиевщиной рядовых кыргызстанцев, но и освободил вполне конкретных представителей новых властей – от груза ответственности за содеянное. Через сто дней после прихода к власти начинают умывать руки члены временного правительства. О своей добровольной отставке уже заявил зампред главы ВП Темир Сариев. Исполнившим свою миссию во временном правительстве считает себя главный разработчик новой Конституции и тоже зампред Омурбек Текебаев. Еще один деятель – Азимбек Бекназаров перед журналистами похвалил самого себя за то, что справился со своими задачами зампреда «на 80-90 процентов». Нет причин сомневаться: отставки и других членов временно правящего кабинета посыплются одна за другой. Задача большинства в очередной раз пришедших в броуновское движение новых демократов – бывших премьеров и просто министров, депутатов, прокуроров и прочих – пересесть из временного правительственного кресла в постоянное парламентское. То бишь, как можно ближе к провозглашенному в новой Конституции кормилу власти. Кто именно и за чей счет при этом будет разгребать пепелища, в которые под боком у новых превратились прежние институты власти, а вместе с ними жилища и другие объекты собственности некоторых граждан, – вопрос.
В-десятых, новые власти надеются вскоре представить электорату вновь избранный, многопартийный парламент. Самих партий в Кыргызстане, к слову, сегодня зарегистрировано далеко за сотню. Это означает, что подавляющее большинство из них зеркально копируют программные установки друг друга и не оставляют электорату действенного выбора. А в партийные списки занесены по-преимуществу фамилии выходцев из родовых сел лидеров этих политических групп. И потому можно прогнозировать: такой выборной свистопляски, что предстоит осенью в Кыргызстане, пожалуй, не знали еще нигде. Но зато, как уверяют власти предержащие, по итогам грядущего в октябре народного волеизъявления на партийной основе в парламенте получат представительство все основные категории населения и социальные группы. (Читай, роды и кланы. – прим. авт.). Таким образом, парламент частично представит собой традиционную для истории кыргызского общества форму правления – высший курултай. (Другими словами, совет племен). А там, глядишь, и финансовые потоки в стране перераспределят по карманам фракций, и в экономике в целом сложится крепкое – и своего рода племенное – хозяйство.
И последнее. Новые поставили жирную точку в гендерном вопросе на кыргызском пространстве, о чем при акаевщине и бакиевщине нельзя было и помышлять. А именно: декретом N 1 от 7 апреля с.г. провели на вершину властных полномочий – в председатели временного правительства, и затем референдумом от 27 июня – в президенты переходного периода Розу Отунбаеву – женщину, перед очарованием и прочими достоинствами которой готова рухнуть древняя башня Бурана в Чуйской области Кыргызстана. По нашим сведениям, в свое время это событие стало приятным потрясением для многих представителей политического Олимпа ближнего и дальнего зарубежья. Говорят, по этому поводу однажды даже созванивались всем известные дамы – Хиллари К., Юлия Т. и Нино Б. Но так и не выведали секрет успеха, пока недоступного для них самих.
Но, согласимся: именно в этом сугубо принципиальном вопросе позитив - налицо.