Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сергей Ежков: «События в Киргизии — это один из фрагментов большой кампании»

15.06.2010 20:41 msk, Фергана.Ру

Интервью Узбекистан
Сергей Ежков: «События в Киргизии — это один из фрагментов большой кампании»

Фото из Киргизии - с веб-сайта KP.ru

Узбекистан сегодня принимает деятельное участие в судьбе беженцев из соседнего Кыргызстана. О том, как реагируют на события местные СМИ, что думают по поводу кровопролития в Кыргызстане жители Узбекистана, скажется ли на обстановке в узбекской части Ферганской долины прибытие десятков тысяч беженцев, - рассказывает известный ташкентский журналист, главный редактор веб-сайта Uzmetronom Сергей Ежков. Он также представляет и свою личную точку зрения на происходящие в регионе события.

- Как воспринимаются события в Киргизии жителями Узбекистана?

- С беспокойством, что события в Киргизии могут осложнить жизнь в Узбекистане. И, вопреки расхожему мнению, отнюдь не с одобрением. Люди не приветствуют подобных переворотов и, тем более, подобных сценариев борьбы за власть.

- В чем причины этого кровопролития, на взгляд узбекистанцев?

- Причина в том, что кто-то не поделил власть. Но обычные люди о причинах меньше всего задумываются, их больше всего волнуют последствия, которые пожинают и Киргизия, и Узбекистан, который, как мне сейчас вот сообщили, свыше ста тысяч беженцев уже вынужден принять на свою территорию.

Люди смотрят на результат того, что произошло. И результат их не устраивает.

- Как освещают события в Киргизии узбекские СМИ?

- Телеканал «Узбекистан» вчера дал видеоряд о лагерях беженцев, которые созданы в Андижанской области, о том, какие условия для них созданы — питание, проживание, медицинское обслуживание. Текстом шли обычные дежурные фразы о том, что узбеки и киргизы всю жизнь жили бок о бок и всегда были братьями, и никому не удастся разрушить эту дружбу.

Сергей Ежков
Сергей Ежков
Если говорить о газетах, то они ограничились небольшими заметками, написанными от имени аксакалов (старейшин), которые призывают киргизов к миру и спокойствию, и публикацией известного заявления МИДа Узбекистана по поводу киргизских событий. Никаких эксклюзивных репортерских материалов из зоны конфликта в газетах нет и по телевидению пока тоже. Во всяком случае, на момент разговора с вами.

- Что говорят узбекские чиновники по поводу Киргизии?

- Чиновники вообще молчат. По традиции. У нас нет публичных политиков, которые готовы взять на себя ответственность прокомментировать ситуацию.

- Лично Вы как считаете, в чем причины и возможные последствия этого конфликта?

- Я расцениваю это как элемент крупномасштабной и достаточно долговременной акции по переустройству Средней Азии. Я умышленно говорю «Средняя Азия», поскольку подразумеваю в данном контексте бывшие республики Советского Союза. А события в Киргизии — это один из фрагментов большой кампании. Я думаю, что мы наблюдаем пока начало этой кампании. Сказать точно, к чему она приведет в конечном итоге, затруднительно.

- Кто ведет эту кампанию?

- Дело в том, что здесь очень много заинтересованных сил. Все говорят, что это, мол, Бакиев старается всеми силами удержаться у власти и противостоять новому, так называемому революционному режиму. Я думаю, что Бакиев — это фигура, которая, да, преследует свои интересы, но он тоже — часть большой игры. То, что лежит на поверхности, не всегда является истинным двигателем событий. Вполне возможно, что за теми людьми, которые сегодня привели к дестабилизации юг Киргизии, стоят определенные силы.

Я никогда не говорил, что это Россия спровоцировала революционные события. Это абсурд. Россия неспособна это сделать. Другой вопрос, что сама ситуация может подвигнуть крупные политические силы к смене режимов в целом в этом регионе и взятию под контроль всего региона, а не только Киргизии. Это могут быть, кстати, силы политизированного ислама, которые хоть и сидят в подполье, если говорить об Узбекистане, но не в таком уж подполье они были в Киргизии. Есть определенные политические организации исламистского толка, которые, может быть, пока наблюдают за тем, что происходит, но при определенных обстоятельствах вполне могут взять ситуацию под свой контроль, и вот тогда уже события будут развиваться не только в Киргизии, но и, теоретически, могут перекинуться в сопредельные государства.

Практически же, я думаю, Узбекистан выстоит в этой ситуации. И то, что Узбекистан, несмотря ни на что, продолжает держать свои границы открытыми, продолжает принимать беженцев, говорит о силе власти и о том, что власть уверена в себе. В противном случае этого бы не произошло.

- Вчера были сообщения, что граница уже закрыта.

- Открыта. Более пятнадцати пограничных пунктов открыты в Андижанской, Ферганской, Наманганской областях.

- Считаете ли Вы, что происходящее на юге Кыргызстана — это межэтнический конфликт?

- К сожалению, те, кто сегодня изгоняет узбеков из Кыргызстана, это дети тех, кто изгонял узбеков из Кыргызстана двадцать лет назад — в 1990 году. Тем тогда было по 15-20 лет, сегодня им по 35-40. Это их дети сегодня повторяют то, что делали их отцы. Тогда это осталось безнаказанным в силу того, что советская власть была уже только на бумаге и не имела реальных рычагов влияния или подавления подобных вещей. Боюсь, что и сегодня они останутся безнаказанными в силу того, что Киргизия пожертвует правосудием ради сохранения определенной стабильности.

- Как Вы относитесь к версии об иностранных наемниках?

- Она вполне допустима. Я разговаривал сегодня с Ошем, и мне сказали, что есть основания так предполагать. Но это, к сожалению, обычное дело в подобных ситуациях, и лишний раз подтверждает, что это не внутреннее дело Кыргызстана, что эта республика в данном случае является полигоном для апробирования определенных технологий более масштабного характера.

Я думаю, что здесь замешаны серьезные силы, которые, подтянув политизированный ислам, давно претендующий на серьезное безусловное влияние на этой территории. Другой вопрос — удастся ли? Я думаю, что в данный момент это маловероятно.

- Говоря о заинтересованных во влиянии в регионе силах, обычно называют Россию, США и Китай. Кому из них больше всего выгодна нынешняя ситуация?

- Как я уже сказал, Россия явно непричастна к тому перевороту, который привел к свержению Бакиева, но нынешние события дают ей шанс укрепить свое влияние в этой части бывшего Советского Союза с тем, чтобы в дальнейшем расширить его. Я думаю, что будь Россия искренне заинтересована в ведении этого межэтнического конфликта к нулю, она бы изыскала в рамках существующих международных соглашений и военно-политических блоков возможность для того, чтобы пресечь эту вакханалию еще 10 июня, а может быть и раньше. Однако она этого не сделала.

США, я думаю, хватает головной боли в Афганистане, и пытаться в маленькой нищей Киргизии установить свою доминанту — бессмысленно. Если говорить о Китае, китайская политика — наблюдать за тем, что происходит, и смотреть, к чему это приведет. Я не думаю, что Китай в данном случае заинтересован в «приватизации» Киргизии — слишком незначительная территория, не имеющая ни природных, ни каких-то иных ресурсов.

- Как Вы полагаете, временное правительство Киргизии справится своими силами или все-таки нужно вводить миротворцев?

- Я категорически против ввода на территорию Киргизии российских войск или каких-то третьих сил. Киргизия должна сама разобраться в себе. Класть белобрысые головы за великое счастье киргизов — это ненормально. Киргизы должны сами справиться. В противном случае мы опять положим русских парней непонятно где, непонятно за что. Я категорически против. Даже ради сохранения государственности. В данном случае, я считаю, жизнь человека дороже сохранения киргизской государственности.

- Хватает ли у Узбекистана средств для приема такого количества беженцев?

- Уже и ООН помогает, Евросоюз свою помощь предлагает, Красный Крест... Узбекистану помогут. Главное, я подчеркиваю, - страна не опасается принимать беженцев и принимает их в том объеме, в котором это будет необходимо. Это самое позитивное, что можно отметить в этом моменте. Если бы власть была слабой, она бы отказалась принимать и нашла предлог для закрытия границы.

- Нет ли опасности, что ситуация с беженцами может пошатнуть социально-экономическое положение в Ферганской долине?

- Да нормальное положение. Никогда не нужно думать, что Ферганская долина спит и видит, как бы свергнуть режим Каримова. Нет! Люди устраиваются по мере возможности, ищут пути заработка, и не только у себя в Узбекистане, но и выезжая за пределы страны. Узбеки — хорошие строители, нормальные земледельцы. Люди находят себе деньги на проживание. Ферганская долина сегодня, может быть, бедная, но не нищая. Бедность и нищета - это разные понятия. Бедность - понятие относительное, нищета - абсолютное. И потом — людям всегда дороже какая-то политическая, социальная, имущественная стабильность, нежели перспективы светлого будущего с кровью, потерей близких, поджогами, погромами и убийствами.

- Есть ли в Узбекистане места компактного проживания киргизов?

- Есть, на стыке Андижанской и Наманганской областей. Но, как правило, они смешанные, потому что в этом регионе родственные связи давно стерли грань между киргизами и узбеками. Очень много смешанных браков. Поэтому говорить, что в Узбекистане есть чисто киргизские кишлаки, - такого нет. Хотя в трех областях Ферганской долины проживают порядка 500 тысяч киргизов.

- Какое сейчас отношение у этнических узбеков к этническим киргизам в свете событий на юге Кыргызстана?

- Негативное. Люди возмущены тем, что происходит. Но узбеки никогда не будут мстить. По крайней мере, пока здесь жесткая власть. Месть — не самый хороший советчик. Мести не будет. Но, конечно, негатив в душах откладывается.

- Какие последствия, по-Вашему, будут иметь эти события для межгосударственных отношений между Узбекистаном и Киргизией?

- Межгосударственные отношения будут выстраиваться исходя из того, кто окончательно утвердится во власти в Киргизии, какие принципы будут у этой власти, какие намерения, насколько авторитетна эта власть будет в Узбекистане. Вот те составляющие, которые определят межгосударственные отношения. А межнациональный конфликт никогда не будет проецироваться на межгосударственные отношения, поскольку он спровоцирован не государством.

Записала Феруза Джани