Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикистан: От судьбы не уйдешь. А от злого мужа нужно бежать

16.07.2009 19:27 msk, Тилав Расул-заде

Таджикистан Общество

За шесть месяцев этого года в Кризисный центр «Гулрухсор» города Худжанда на севере Таджикистана обратились 527 человек, причем 287 из них позвонили на телефон доверия, а остальные пришли в офис, чтобы рассказать о своих проблемах лично.

С каждым годом количество обращений людей в кризисный центр растет. Если в 1996 году, когда центр только начинал свою работу, к специалистам обращалось 300-400 человек в год, то в 2007 году приходило уже 1745 человек, а в 2008 году – 1738. Об этом мне рассказала администратор проектов Кризисного центра «Гулрухсор» Мадина Норматова. По ее словам, сотрудники центра ежегодно готовят отчет, в котором анализируются количество и причины обращений граждан.

- Часто у человека бывает несколько проблем, с которыми он приходит к нам, - говорит Мадина Норматова. - Например, звонила женщина, которая думала покончить с собой – ее муж пьет, когда напьется – бьет ее, довел семью до нищеты. Кроме того, у мужа есть другая женщина… Мы в этом случае фиксируем несколько причин обращения к нам: суицидальные мысли, алкоголизм в семье, физическое насилие, материальные проблемы и супружеская измена. Кроме того, бывает, что клиенты звонят повторно, но уже с другими проблемами…

- Самой молодой клиентке телефона доверия было 12 лет, а самой старшей - 87 лет, но при этом средний возраст звонящих женщин – 32 года, - рассказывает социальный работник центра «Гулрухсор» Сабохат Бободжонова. - Наиболее частой причиной обращений по телефону доверия и на очных консультациях является психологическое насилие. Проблемы психологического характера весьма разнообразны – известна же пословица, что у кого-то хлеб слишком черствый, а у кого-то жемчуг мелковат…

Как рассказала Сабохат Бободжонова, часты обращения по поводу измены мужа или партнера, алкоголизма, наркомании, отсутствия взаимопонимания в семье или на службе, а также из-за сексуальной дисгармонии. Здесь речь может идти о существовании в браке, заключенном насильно, или о невозможности выйти замуж по любви; женщины жалуются на одиночество или на неразделенную любовь. Клиентки часто находятся в депрессии, говорят о неуверенности в завтрашнем дне, о безысходности и подумывают о самоубийстве.

Журналист местного телевидения Лолаи Иброхим беседует с жертвой домашнего насилия
Журналист местного телевидения Лолаи Иброхим беседует с жертвой домашнего насилия

Об одиночестве говорит каждый пятый, звонящий на Телефон доверия. От одиночества чаще всего страдают женщины старшего возраста, потерявшие близких: вдовы, разведенные или те, у кого мужья уехали на заработки.

Повторно звонят, как правило, из-за семейных проблем, есть клиентки, которые звонят еженедельно. Часто такой звонок на Телефон доверия – единственная возможность для женщины немного успокоить душевную боль, часто ей больше не с кем поговорить, некому довериться.

- Очень часты звонки по проблеме домашнего насилия, - рассказывает психолог Заррина Исхакова. - Бьют жен, невесток, дочерей. В 78 процентах случаев побои носят несистематический характер. Психологическое насилие в структуре домашнего насилия составляет, по нашим подсчетам, 59,4 процентов, то есть чуть больше половины. И на первом месте в психологическом насилии стоит проблема запретов или принуждения, оскорблений и унижений, препятствования замужеству или женитьбе по любви, запугивания и насильственных браков. По поводу сексуального насилия к нам тоже обращаются, но не так часто.

Достаточно много звонков поступает от женщин, которых беспокоят медицинские проблемы. Причем пять процентов обращений к гинекологу – это тревога девушек по поводу предстоящего замужества. Девушки, которые в прошлом пережили попытку изнасилования или травмы в области промежности, волнуются, удастся ли им удовлетворить честолюбие будущего жениха и его семьи в первую брачную ночь. Таким клиенткам предлагают пройти осмотр у гинеколога в центре во время очного приема.

- Люди часто обращаются за юридической помощью, - говорит юрист КЦ «Гулрухсор» Наргис Джураева. – Когда начинаешь говорить с женщинами, то убеждаешься, что они совершенно не знают своих прав, которые определены в законодательстве, начиная с Конституции и заканчивая Семейным кодексом. В 40 процентах случаев женщины -жертвы насилия не обращаются в правоохранительные органы либо потому, что не верят, что виновный понесет наказание, либо не желая давать показания против человека, с которым она находится в близких или родственных отношениях.

Если обратить внимание на динамику обращений в Кризисный Центр, то 7,3 процента обращений по Телефону доверия – это обращения от мужчин (в 2008 году их было 2,3 процента). Больше всего мужчин волнуют материальные проблемы, потом – проблемы в отношениях с девушками, и дальше – по убывающей – отношения с женой, юридические вопросы, проблемы со здоровьем и сексуальная дисгармония.

Но обращения в Кризисный центр – это только вершина айсберга. Кризисный центр не может решить проблему домашнего насилия, которая остро стоит в Таджикистане. Поэтому специалисты Центра стараются наладить сотрудничество государственных структур, правоохранительных органов и неправительственных организаций на местном уровне – и надеются, что налаженная ими модель взаимодействия структур будет применяться и в других регионах Таджикистана.

Когда Центр начинал свою деятельность, в нем работало всего четыре человека. Консультанты Центра «Гулрухсор» прошли обучение основам и методологии телефонного и семейного консультирования у специалистов из Кризисного центра Великобритании. Каждый консультант Телефона доверия Кризисного центра «Гулрухсор» проходит жесткий отбор, состоящий из пяти этапов. В настоящее время Телефон доверия работает круглосуточно.

Временное убежище как спасение

Центр «Гулрухсор» в партнерстве с Национальной Ассоциацией Деловых Женщин Таджикистана (НАДЖТ), Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) при финансовой поддержке делегации Финляндии с августа 2008 года начал второй этап реализации проекта «Создание Временного Убежища для женщин-жертв насилия». Продолжительность реализации второй части проекта – три года.

С марта 2005 по июнь 2008 года в партнерстве с НАДЖТ и ОБСЕ при финансовой поддержке Американского Правительства был реализован первый этап проекта – в Таджикистане был открыт единственный социальный институт по поддержке женщин. Реализация проектной деятельности еще раз доказала, как важно создавать Временные убежища для женщин, пострадавших от насилия. Убежища эти важны для социальной и психологической поддержки этих женщин и для их реабилитации, они способствуют повышению уровня общественного сознания, обеспечивая многосторонний подход в борьбе с насилием в быту.

С момента открытия Временного убежища за период реализации первого этапа проекта была оказана помощь и предоставлено временное жилье 71 женщине, 11 подросткам и 72 детям. Средняя продолжительность пребывания женщин в Убежище 11 дней, минимальное проживание – одни сутки, максимальное проживание – 56 дней. Из них 49,8 процента женщин - жертвы домашнего насилия, 31,5 процента женщин, которые находятся в кризисном состоянии, 21 процент - жертвы сексуального насилия. Это доказывает, что подобного рода социальные институты востребованы и необходимы сегодня в Таджикистане.

С первого августа 2008 года по 29 июня 2009 года во Временном убежище «Гулрухсор» прошли реабилитационный курс 67 граждан, - говорит Сабохат Бободжонова. - Из них 29 женщин, 9 подростков и 29 детей. В 14 случаях они пришли во Временное убежище, спасаясь от семейного насилия, в 15 случаях – из-за тяжелой психологической ситуации в семье.

Как рассказала бывшая пациентка Временного убежища Светлана Шарипова (имя и фамилия изменены), ее вместе с пятью детьми муж и его родственники выгнали из дома, обвинив, что она якобы «гуляет с чужими мужчинами».

- Это была явная клевета, - говорит Светлана. - У меня ни секунды свободного времени не было, я почти круглосуточно была занята детьми. Даже смешно было подозревать меня в измене – у меня зубные протезы, мне не до любви, тем более с чужим мужчиной. Но муж и его брат сначала меня избили, а потом связали веревками и отвезли в психиатрический диспансер. Меня насильно госпитализировали, поставив ложный диагноз «психическое расстройство», и продержали в диспансере 14 дней. Однако соседи, узнав о моей беде, сообщили сотрудникам Кризисного центра «Гулрухсор». Они пришли в диспансер и забрали меня в Убежище. Нашлись добрые люди, подарили мешок муки. В кухонной печи убежища я напекла пирогов, которые мои дети продали на рынке «Панчшанбе». А юристы «Гулрухсора» помогли оформить документы на дом, доставшийся Светлане от родителей.

- Мой муж и его брат, посадив меня в больницу, хотели оформлять мой дом на себя, а потом продать его, - рассказывает Светлана. – Но их номер не прошел. Мы с детьми сразу после Убежища переселились в мой родительский дом.

- Два месяца тому назад мы сыграли свадьбу старшей дочери Светланы, - добавляет Сабохат Бободжонова. - Она выросла красавицей…

- В прошлом году мою 17-летнюю дочку жестоко убил ее муж, - рассказывает жительница Спитаменского района, 44-летняя Мухаббат Пулатова. - Убийцу судили в районном суде и дали восемь лет лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима. Я считаю данный срок слишком малым, а наказание – слишком мягким. Через восемь лет убийца вернется домой, а моя дочка – никогда…

Дети без присмотра

По словам директора Центра помощи и поддержки несовершеннолетних «Эгита» города Чкаловска Рафоат Бобоевой, в ходе пятилетней гражданской войны в Таджикистане свыше 50 тысяч детей остались сиротами. Кроме того, сегодня дети часто становятся сиротами при живых родителях. Их называют «социальными сиротами» - это, в основном, дети трудовых мигрантов. Выезжая на заработки, отец и мать часто не имеют возможности взять с собой детей, и оставляют их либо дальним родственникам, либо соседям. Дети не учатся в школе, не заняты никаким полезным делом. Они живут без родительской семьи, без ощущения теплого безопасного дома. И естественно, что именно такие дети попадают под влияние криминальных групп. «Этих детей может спасти только трудовое воспитание, чтобы они работали и получали нормальную зарплату, - говорит Р.Бобоева. – Только вежливое и дружеское отношение к этим детям может уберечь их от совершения преступлений. Поэтому мы с первых дней своей деятельности стараемся обучить детей и подростков навыкам разных профессий. За два года мы подготовили 40 специалистов, в том числе кондитеров, швей, ювелиров и представителей других профессий….»

-За шесть месяцев текущего года несовершеннолетними совершено 85 преступлений, - говорит начальник УВД Согдийской области Рауф Юсупов. – Это на 13 случаев меньше по сравнению с аналогическим периодом прошлого года. Однако в Согдийской области до сих пор не остро стоит проблема детского бродяжничества. За истекший период текущего года в отделы внутренних дел были доставлены 1904 ребенка-бродяги. Это дети, которые нигде не учатся, беспризорники, занимаются уличной торговлей. Мы провели с ними работу, и 1187 детей были возвращены родителям, 796 детей отправлены в школы и лицеи, а 11 детей - в специализированные школы-интернаты. 191 ребенок был поставлен на учет в органы внутренних дел.

Однако, несмотря на предпринятые меры, ситуация с ростом количества суицидов как среди взрослых, так и среди детей остается критической. За первое полугодие 2009 года в Согдийской области покончили жизнь самоубийством 144 человек, из них 16 несовершеннолетних.

- Благодаря работе Кризисных центров, в том числе Временным убежищам, были спасены десятки людей, которые не видели другого выхода, кроме самоубийства, - говорит психолог Кризисного центра «Гулрухсор» Заррина Исхакова. - Следовательно, есть необходимость увеличить количество таких центров.

Три центра на весь Таджикистан

- В каждом городе и селе должны существовать Кризисные центры, - говорит Рафоат Бобоева. - Ведь число мигрантов, уезжающих за пределы страны на заработки, с каждым годом увеличивается. Растет и число детей-беспризорников. Они пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей, идут на преступление.

Однако в настоящее время вопрос создания новых Кризисных центров и Временных убежищ остается открытым. Государственные органы пока не торопятся учреждать подобные центры – их три на весь Таджикистан, и все они – на территории Согдийской области. Эти центры функционируют при финансовой поддержке международных организаций.

- Мой трехгодичный опыт работы подтверждает необходимость создания десятков таких центров, особенно в сельской местности и в отдаленных районах, - говорит Рафоат Бобоева. – Столкнувшись с насилием, женщины и дети не знают, куда обратиться за помощью. Центры должны помочь людям решать их проблемы в тех областях, где вмешательство государственных структур кажется невозможным.

.

- Я убежала от злого мужа с тремя детьми, - рассказывает свою историю одна из пациенток Временного убежища «Гулрухсор» Хуршеда (имя изменено). – Оставив детей у своего отца, решила покончить жизнь самоубийством. Однако судьба привела меня в Кризисный центр «Гулрухсор», и здесь мне оказали психологическую и моральную поддержку. Я, хотя и с трудом, но смогла все-таки преодолеть судьбу. Сейчас занимаюсь мелким бизнесом. Мой первый муж был из богатой семьи – и захотел привести в дом вторую жену. Поехал в Россию, женился на русской – и привез ее. Мы стали жить все вместе, в одном доме. Но он начал меня избивать – и я была вынуждена уйти из дома, иначе он бы меня наверняка убил. Я вышла замуж за другого человека, но он оказался психически ненормальным: закрыл все окна в моей комнате темными занавесками и запретил оттуда выходить. Когда же я попросила его открыть хотя бы форточку, он начал меня бить. Я и от него убежала. И в результате я оказалась на улице – я не была прописана ни в доме первого, ни в доме второго мужа…

- Домашнее насилие – серьезная проблема нашего времени. Открыто об этом в Таджикистане стали говорить совсем недавно, - говорит Рафоат Бобоева. - Поэтому создание Кризисного Центра для женщин – жертв насилия было первым шагом в решении проблемы дискриминации женщин в нашем обществе. Вместе с тем необходимо отметить, что насилие может принимать разные формы, оно может быть экономическим, психологическим, политическим, идеологическим и другим.

Создание Кризисных центров предусмотрено Законом Таджикистана «О трафике людей», Законом РТ «О защите женщин от насилия» и другими законодательными актами страны.

Тема насилия в семье, частые разводы, семейные ссоры и измены, социальные сироты, деспотизм мужчин и женщин, разделение лидерства между супругами, социальная несправедливость - все эти проблемы остаются актуальными. Пока в стране кризис - экономический, социальный, финансовый, духовный, - пока отсутствует правосудие, - насилие будет жить в обществе. А значит, нужно учиться сопротивляться.

Тилав Расул-заде