Узбекистан: К годовщине сноса памятника кузнецу Шамахмудову
В ночь на 12 апреля 2008 года в столице Узбекистана Ташкенте был ликвидирован расположенный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых. Позже мемориал семьи, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа, был установлен на окраине города, вдали от глаз горожан. Своими размышлениями об уходящей истории делится с читателями эксперт «Ферганы.Ру» Айида Каипова.
СЛУЧИЛСЯ РАЙ НА ЗЕМЛЕ
В детстве, жарким летним днем, когда каникулы, и не надо ходить в школу, влетаю в прохладу комнаты и плюхаюсь на диван, включив телевизор. На экране идет фильм , и худенькая, просто одетая женщина с экрана кричит окружающим ее детям: « - Никогда больше не играйте в войну! Будь проклята война!» Мне всего девять лет, и я не подозреваю, что этот фильм буду помнить всю жизнь. И, спустя несколько лет, пройду с подругой по тенистой махаллинской улице в районе Кукчи, и подруга скажет, указав на дом: - А здесь живут те самые Шамахмудовы. И еще спустя годы, уезжая из родного города, среди самых нужных вещей, увезу с собой книгу об этой семье.
Подлинная суть человека проявляется в трудные времена. Столько горя было вокруг, такой водоворот жизни и смерти – супруги Шамахмудовы уменьшали количество этого горя, как могли. При этом, вероятно, нивелировали собственное интимное горе – невозможность иметь детей. Только война показала, каким большим было их сердце.
Когда, например, приезжали поезда из блокадного Ленинграда – в пути были месяц! – то работники вокзала открывали двери вагонов, ставили на порог миску с кашей, и кто был жив – выползал к этой каше, тела остальных потом выносили и хоронили. В книге «Ты не сирота» драматично описан ташкентский вокзал военных лет, в скверике которого люди, уже приехавшие в Ташкент, но еще не сумевшие устроиться, подолгу сидели на улице, а случалось и умирали от голода, потому что не у всех были деньги или вещи, которые можно было обменять на продукты. Накормить и разместить всех сразу было невозможно. Если это художественное описание, которое можно было опубликовать официально, нетрудно догадаться, как было на самом деле. Хотя и в этой же книге есть сцена, как хоронили тела безымянных умерших, а Шаахмед-ака читал над ними молитву.
В восьмидесятые годы, в связи со своими делами, мне пришлось читать документы в архиве города Ташкента, работала с папками документов Ташгорисполкома и, отдельно, – вокзального эвакопункта. Бумаги, бумаги, бумаги, а за ними жизнь живых людей.Заявление молодой женщины – в эвакуацию выехала из-под бомбежек, одна, без родственников и знакомых, будучи беременной. Вещей нет, продуктов нет. Для ребенка, который родился в дороге нет, никаких вещей. Просит выделить ей ткань для пеленок или хоть какие-то детские вещи. Резолюция на заявлении: выдать одну простыню и одну наволочку.
В феврале-марте 1942 года Ташгорисполком издал распоряжение о том, что в связи с необходимостью разместить огромное количество эвакуированных лиц, предписывается лицам, подвергавшимся ранее репрессиям и членам семей репрессированных в течение трех суток освободить занимаемую ими жилплощадь и покинуть пределы Ташкента. Никогда не забуду заявление на имя Председателя Ташгорисполкома женщины, жены репрессированного, матери двоих детей о том, что она больна, нет теплой одежды, старшая дочка учится в школе, и поэтому он просит отложить их выселение хотя бы на два месяца, когда потеплеет и ребенок закончит учебный год. К заявлению было приложено письмо дочки-школьницы (обычный тетрадный листок в клетку) о том, что мама больна, и теплой одежды и галош у них нет, что она хорошо учится в школе, и если им разрешат задержаться в городе до мая, то она дает честное пионерское слово, что закончит учебный год на одни пятерки. Что стало с этой семьей, как выросла эта девочка, кем она стала, где живет сейчас?..
Помнится, в конце восьмидесятых годов в газете «Учитель Узбекистана» была статья о 96-летней украинке, которая сорок лет искала внука, без вести пропавшего в войну. Оказалось, он все это время жил в семье Шамахмудовых, был одни из их приемных детей. Детей в узбекских семьях, когда усыновляли, часто давали им местные, более привычные для родителей имена, или просто со временем называли местными привычными именами, а про старое, которое было когда-то в документах, уже никто и не помнил, и поэтому так сложно оказалось отыскать мальчика. Чужаку не дают своего имени, он был родной.
В 1988 году, когда произошло землетрясение в Спитаке, и сотни и тысячи детей остались сиротами, в районные и городские отделы образования потянулись люди записаться в очередь на усыновление осиротевших армянских детей. И усыновили бы, если бы армяне, в силу того, что погибло очень много людей, не приняли решение беречь свою кровь, сохранять свой генофонд, ни одного ребенка не отдавая на усыновление. Опыт двух трагичных периодов в жизни ташкентцев – войны и землетрясения - соединились и привели к желанию помочь – народ уже знал нравственно выверенный путь действий.
Современная наука знает о человеке много. Исследования в области психологии показывают, что родителям многодетных семей и усыновителям присущи определенные качества личности: партнерские отношения с детьми, стремление развивать внутренний мир ребенка, умение принимать решения. Такие люди, как правило, открыты, доброжелательны, легко вступают в контакт, для них характерны смелость, тяга к риску, они успешно переживают экстремальные ситуации, умеют находить выход из сложных обстоятельств, общительны, не боятся публичных выступлений.
Эти исследования стали особенно актуальны теперь, когда растет количество детей – сирот при живых родителях, когда, несмотря на относительную обеспеченность жизни, детские дома полны, а детей им поставляет налаженная сеть приютов. И привычным стало слышать, что детей было бы больше, если бы были деньги на них. И все понимают, что это и правда, и неправда одновременно. Та же наука выявила, например, что чем лучше материально обеспечена семья, тем чаще мужчины-родители считают, что денег для рождения и воспитания следующего ребенка не хватает. Если же в семье уже есть один-два ребенка, то удовлетворенность материальным достатком по отношению к рождению следующего ребенка более выражена. Эта истина давным-давно была отражена в народной поговорке о том, что где есть пятеро детей в семье, там шестому всегда место найдется.
Каждый правоверный мусульманин, согласно Корану, в раю получает возможность наслаждаться присутствием прекрасных гурий и может иметь детей от этих гурий, столько и таких возрастов, как ему пожелается. У Шаахмеда на всю его земную жизнь, была одна гурия – Бахри. И он создал с ней вместе рай на земле, имея столько детей, и такого возраста, как им хотелось.
Глубокочтимые Шаахмед-ака и Бахри-хола! Из далекого будущего обращаюсь к вам со словами уважения и признательности. Спасибо вам за то, что вы сделали для своих детей. Спасибо вам за то, что вы сделали для своего народа. Спасибо за то, что вы сделали для каждого из нас, показав, что по-настоящему ценно в этой жизни.
К памятнику ходили семьями. Фото Uznews.Net
ДЕТИ ИСТОРИИ
Сначала была жизнь, а потом - память и слава. И то, как к этой памяти и славе относятся потомки. Сдается мне, этот памятник изначально был поставлен не там, где нужно. Семья – дело интимное, не для больших площадей. Тем более что Шаахмедовы собирали детей в семью явно не по признаку этнической принадлежности. Дружба народов здесь была вообще не причем.
По ироничному замечанию сатирика В.Колечицкого, «бывают времена, когда от дружбы народов остаются только фонтаны». Очевидно, что дружба не в площадях и фонтанах, а в сердцах людей. И она жила там и живет, независимо от архитектурных объектов, украшающих город.
Этой площади вообще не везет с памятниками. Еще в семидесятые годы с краю этой площади стоял родильный дом, одноэтажное строение. А перед ним – скульптура в полный человеческий рост – женщина-мать, держащая на руках младенца. Белая гипсовая скульптура в полный человеческий рост, очень простая и человечная, в эстетике сталинских времен, этакий вариант «девушки с веслом». Мне приходилось по утрам ездить по этой улице в школу. (Кстати, на этом перекрестке в это время служил регулировщиком известный каждому ташкентцу по кадрам хроники землетрясения человек – пожилой милиционер с усами как у Буденного). В отдельные дни можно было видеть, (там по ночам видимо буянили хулиганы), что утром женщина-памятник также держала младенца, но фигура была без головы. К тому времени, как я возвращалась из школы, картина менялась, голову водружали на место. Время от времени памятник реставрировали, укрепляя шею скульптуры. А потом снесли родильный дом и скульптуру вместе с ним.
Когда я впервые увидела новый памятник – мать и отец в окружении детей, меня поразила мощь этой идеи. Человеческий опыт един, детей где только не усыновляют. Но где на планете найдешь на главной площади страны памятник семье. Я ходила вокруг постамента, разглядывала фигуры, а потом не удержалась, и сфотографировалась с ними вместе, как еще один их ребенок.
И плохо, и грустно, что памятника семье Шамахмудовых уже нет, и вообще многое из этой жизни ушло и продолжает уходить явно и неявно. Что можно с этим поделать. Ведь был же день, когда на Чор-су не стало памятника Юлдашу Ахунбабаеву. Был день, когда открывали памятник Акмалю Икрамову. И когда ставили памятник на могиле Шарафа Рашидова. Все они – дети одного народа. Мы стали свидетелями того, как движется сама жизнь, разворачивая историю. Исчезали памятники Сталину, скульптуру Карла Маркса заменяли на изваяние Амира Темура.
Цветник на месте монумента «Дружбы народов»
Древняя мудрость Талмуда гласит: «Вы говорите время идет. Безумцы! Это вы проходите!» Мы сейчас, по большому счету, исчезнувшая империя по Шахназарову. На наших улицах высыхают арыки, они превращаются такыры, их заносит песком. О наших временах будут писать в учебниках истории, которые дети будут забрасывать, ленясь учить уроки. Настанет день, когда никто не вспомнит, что мы были.
Какие памятники поставит новое время?
Айида Каипова - старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Института внешнеэкономических связей, экономики и права