Вопросы энергобаланса и водопотребления надо снова регулировать из единого центра?
5 февраля 2009 года Посольство Республики Таджикистан в Кыргызстане распространило официальное заявление о ситуации в энергетической области, сложившейся в республике к началу 2009 года. (Полный текст пресс-релиза доступен здесь). В данном документе утверждается, причиной серьезного энергетического кризиса в Республике Таджикистан является жесткая и блокирующая политика соседнего Узбекистана, который не только искусственно тормозит развитие таджикско-узбекских связей, но и оказывает давление на третьи страны, проявляющие стремление к активизации экономического сотрудничества с Таджикистаном.
По просьбе «Ферганы.Ру» ситуацию комментируют эксперты-представители «третьих стран»: сотрудники российского Института стран СНГ, проживающие на территории Кыргызстана Александр Князев и Аза Мигранян.
Поднимаемые проблемы носят в первую очередь политический характер, хотя и реализуются через кризисные явления в социально-экономической сфере. И это проблемы не зимы 2008-2009 гг.,
Проблемы обеспечения энергетическими и водными ресурсами в Средней Азии являются актуальными не только для РТ и РУ, но и для других стран региона. Поэтому вне зависимости от желаний и амбиций всем стран региона рано или поздно придется сесть за стол переговоров для выработки единого подхода. Прежде всего, руководителям всех стран необходимо выделить в качестве первоочередного приоритета своей региональной политики экономические интересы своих стран с учетом дефицита водных и энергетических проблем региона, а также проблематичности их возобновления в условиях меняющегося климата.
Для решения этих проблем необходима большая политическая воля, особенно – на ранних стадиях их обсуждения и реализации мер по их решению. В ином случае, к этому их вынудят серьезные и стремительно растущие экономические проблемы, находящиеся на грани перманентного глубокого кризиса. Это актуально для всех стран региона, но, прежде всего это затронет КР, РТ И РУ. Решение водно-энергетической проблемы лежит в плоскости вопросов региональной интеграции, но при этом для самостоятельной, внутрирегиональной интенсификации интеграционных процессов в Средней Азии нет ни экономических, ни политических оснований. В этом вопросе странам региона – хотят они этого, или нет – придется ориентироваться не друг на друга, а на влиятельные державы за пределами региона. На протяжении последних лет политическая элита бывших советских среднеазиатских республик регулярно возвращается к обсуждению вопроса о создании регионального союза, но лидеры государств декларируют свое внимание к установлению стабильных экономических отношений в регионе с различной степенью заинтересованности. Они делают это, ставя во главу угла либо возможность занятия лидирующего положения (Казахстан и Узбекистан), либо возможность решения своих проблем в области ресурсов и топливно-энергетического комплекса (Киргизия и Таджикистан). Во всех государствах сформировались олигархические и финансово-промышленные группы, преследующие интересы, неадекватные не только межгосударственным, но даже и национальным интересам отдельных государств и способные в силу специфики местных политических систем оказывать существенное воздействие как на политические пристрастия первых лиц, так и на политику государств региона в целом. Теневой характер огромных секторов экономики в каждой из стран региона также зачастую препятствует легальным интеграционным инициативам. Необходим некий внешний «интегратор». Таковым может стать крупный инвестор, вложивший серьезные деньги в среднеазиатские проекты и потому объективно заинтересованный в успехе. На сегодня ни одна из стран региона не обладает потенциалом, превращающим ее в объединяющего соседей партнера или безусловного регионального лидера. Поэтому было бы выгоднее для всех не замыкаться в регионе, а, наоборот, искать выход из экономического цейтнота в союзе с более сильными и конкурентоспособными странами, которые способны стать локомотивом для всего региона – как в экономической, так и политической сфере или в области безопасности.
Достаточно широко известно, как вопросы энергобаланса и водопотребления решались в регионе в рамках единого народнохозяйственного комплекса в советское время. Трудно предложить применительно к нынешним условиям нечто неординарное, но столь же действенное, как возвращение к регулированию этих вопросов из единого центра. Особенно, когда в постоянной борьбе страновых интересов сама водно-энергетическая проблематика обросла трактовками, включая и экспертные, каждая из которых отражает, как правило, узкоэгоистические интересы той или иной страны. Поэтому, первым шагом для решения данных проблем должна стать выработка объективных оценок различных аспектов данной проблематики, будь то вопрос перетока электроэнергии, или строительство масштабных гидроэнергетических объектов.
Уровень политизации и остроты данной проблемы ярко иллюстрируется даже таким фактом, как втягивание третьих стран в водно-энергетические конфликты в регионе, чему примером может служить недавний всплеск таджикско-российских противоречий, связанный с оценками ситуации в сфере реализации гидроэнергетических проектов, высказанными президентом России Д.А. Медведевым в ходе его визита в Узбекистан. Хотя совершенно очевидно, что позиция третьих стран, в данном случае России, не может и не должна заключаться в однозначной поддержке одной из стран региона. Водно-энергетическая проблема в Средней Азии носит транснациональный, межстрановый характер и любой внешний инвестор, который будет действовать без учета интересов всех стран региона, объективно будет способствовать росту конфликтности и, помимо иного, ставить под угрозу и собственные интересы.
Текущие проблемы не должны заслонять собой необходимости сущностного решения водно-энергетических вопросов. Нам представляется, что для этого необходимо осуществить ряд мер в масштабе всего региона и с участием представителей тех стран, которые уже реализуют, либо намерены делать это в обозримой перспективе, те или иные масштабные проекты.
1. Необходимо создание совместного, с участием компетентных специалистов всех заинтересованных сторон, экспертного совета по совместной оценке водных и энергетических проектов.
2. На основе объективной оценки ситуации должно быть разработано и заключено общерегиональное соглашение о совместном использовании водных и энергетических объектов (по регулированию их деятельности). Необходима также разработка системы взаимной компенсации (дотации) экономических потерь при использовании водных и энергетических ресурсов.
3. Настоятельной необходимостью является создание наднационального координирующего и управленческого органа в рамках СНГ (ЕврАзЭС) по этим проектам. Возможно, необходимо вернуться к давно обсуждаемой идее создания водно-энергетического консорциума
4. В перспективе же необходимо возвращение к идее единой энергосистемы в регионе.
Александр Князев, доктор исторических наук, профессор, действительный член Русского географического общества, директор регионального филиала Института стран СНГ.
Аза Мигранян, доктор экономических наук, профессор, ведущий эксперт регионального филиала Института стран СНГ.