Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Таджикистан: Поля кошмаров

12.11.2008 11:23 msk, Дэвид Холцмейер

Таджикистан Хлопок
Таджикистан: Поля кошмаров

Дэвид Холцмейер (David Holzmeyer) – американец. Он прилетел в Худжанд в начале сентября этого года и намерен пробыть там до следующего августа. Дэвид преподает английский язык в Худжандском Государственном университете в рамках программы English Language Fellow, которую осуществляет Университет Джорджтауна под патронажем Государственного департамента США. Столкнувшись с массовой мобилизацией студентов на сбор хлопка, гость из Штатов так возмутился, что не смог промолчать и написал статью, которую любезно предоставил нам для публикации. В самом деле, иногда полезно взглянуть на привычные проблемы наивным взглядом человека, для которого Всеобщая декларация прав человека – не пустой звук, а правила жизни.

О проблемах хлопководства и принудительного труда читайте в специальной рубрике «Хлопок»

То, как собирают хлопок в Таджикистане, оставляет несмываемое черное пятно на репутации этой прекрасной, волшебной страны. Грязная практика сбора хлопка делает студентов рабами и ограничивает развитие государства. Из-за жадности нескольких богатых продавцов хлопка, работающих на местные власти или на правительство, студенты вынуждены собирать хлопок два месяца в году.

У студентов есть три варианта:

1. Два месяца жить в убогих условиях, ежедневно собирая хлопок;

2. Отказаться собирать хлопок и рисковать быть отчисленным из учебного заведения;

3. Дать взятку университетскому чиновнику, чтобы тот разрешил не являться в поле, или заплатить врачу и получить фальшивую справку о болезни.

Моя знакомая с сомнением отнеслась к третьему варианту, потому что задача властей - загнать на хлопковые поля как можно больше студентов. Она объяснила мне, что ее декан уже не нуждается в деньгах, потому что ему то и дело суют взятки, и заставляет ее ехать на хлопок, угрожая серьезными последствиями в случае отказа.

Студенты вынуждены собирать хлопок еще со времен существования СССР. Однако тогда условия жизни студентов были лучше, их кормили более здоровой едой, да и вода была чище. Теперь же студенты вынуждены жить в неотапливаемых, ветхих, зараженных вредителями помещениях, спать локоть к локтю на полу или на невысоких помостах. Их заставляют просыпаться еще до рассвета и работать по 8-9 часов в день семь дней в неделю. За работу им не дают ничего, кроме чая с хлебом на завтрак и супа с чаем на обед и ужин.

Качество воды и еды там настолько плохое, что многие родители приносят своим любимым детям здоровую еду и чистую воду. В сентябре и начале октября, когда жарко и влажно, студенты неделями не имеют возможности принять душ. А в конце октября и в начале ноября уже так холодно, что студенты вынуждены ложиться спать в одежде и в пальто и еще накрываться теплыми одеялами, чтобы не замерзнуть ночью. Туалеты – на улице, это просто вырытые ямы, без всяких приспособлений для мытья рук.

Некоторые студенты не выдерживают этих тяжелых условий и заболевают. Несколько недель назад я посетил один из таких принудительных трудовых лагерей. Я нашел там студентов, которые в середине дня дремали на своих матрасах, у них был больной вид. Одна девушка объяснила, что у нее болит печень. Она выглядела обезвоженной и оголодавшей. Девушка пожаловалась учителю, что у нее болит печень, и сказала, что хотела бы видеть врача. Но врача не позвали ни ей, ни другим больным студентам. Эти больные студенты нуждались в чистой воде, чистой одежде, чистом постельном белье и в медицинском обслуживании, - но все это было им недоступно. Наоборот – учитель наорал на девушку с больной печенью и заставил ее выйти в поле, на жаркое солнце.

Все эти действия противоречат нескольким универсальным человеческим правам. В статье 23 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд». Работа студентов на хлопковых полях не является результатом их собственного выбора. Каждый студент, с которым я разговаривал на хлопковых полях, говорил, что если бы у него был выбор, то он выбрал бы учебу.

Я уже показал, что условия труда студентов не могут быть названы ни справедливыми, ни благоприятными. А плата за труд даже приблизительно не напоминает оплату за подобную работу. Часто студенты работают только за нездоровую еду. Но чтобы получить эту еду, человек вынужден собрать минимум 15 килограмм хлопка в день. Если студент не собирает больше 15 килограмм, то эта работа не оплачивается ни дополнительной пайкой еды, ни сверхурочными деньгами. Это - вопиющая эксплуатация бесплатного студенческого труда. И это тоже нарушает международные законы и стандарты.

В 26 статье Всемирной декларации прав человека говорится об образовании. Там устанавливается, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Много студентов здесь (в Таджикистане – ред.) лишаются этого основного человеческого права на два месяца в году. Прогресс этой страны находится под серьезной угрозой, потому что молодежь лишается качественного высшего образования. Сегодня людям очень важно быть хорошо образованными: так лучше понять сложность мира, в котором мы все живем. Однако власти Таджикистана приносят в жертву будущее своей страны ради возможности быстро собрать хлопковый урожай и получить прибыль. Лидеры страны понимают, что чем хуже образованы люди, тем легче ими управлять.

Конечно, чиновники от образования и власти пытаются сделать вид, что права человека здесь не нарушаются, утверждая, будто студенты добровольно отправляются на сбор хлопка. Но в моем American Heritage Dictionary («Словаре американского наследия» - ред.) написано, что «доброволец – это тот, кто исполняет какую-либо работу или предлагает услугу добровольно». Студенты, которые собирают хлопок, – точно не добровольцы. Их называют добровольцами, потому что обманом и принуждением их заставили подписать пустой лист бумаги, сказав, что это потом даст Университету возможность использовать помощь студентов на различных добровольных работах: например, расчистить территорию или где-то убрать. Но эти подписанные чистые листы могут быть использованы и для того, чтобы заставить студентов отправиться на сбор хлопка.

Подписи, поставленные студентами на чистых бланках, - неискренни, но эти бумаги делают вынужденное участие студентов в сборе хлопка законным. Возможно, студента запрещено исключать из учебного заведения за то, что тот отказался собирать хлопок. Но в этом случае преподаватели могут отметить, что студент отсутствовал на занятиях примерно 36 часов, даже если самих занятий в это время не было, так как остальные студенты собирали хлопок. И потом студента имеют право отчислить за прогулы.

Большинство студентов боятся неприятностей, которые на них свалятся и дома, и в университете, если они не пойдут на хлопковые поля. Студенты – невинные жертвы этой ужасной ситуации. Их вводят в заблуждение и взрослые, и представители власти, которые либо молчат, либо сами активно участвуют в этой незаконной деятельности.

В 1998 году Нобелевскую премию по экономике получил Амартия Сен (Amartya Sen), который в своей книге «Развитие как свобода» написал, что свобода приводит к развитию. Это значит, что чем больше в стране свободы, тем быстрее идет ее развитие. Он сказал: «Из таких основных свобод, как свобода участия в политике или возможность получить базовое образование или медицинское обслуживание, и складывается развитие». Сен объясняет, что «различные свободы могут поддерживать друг друга». Так, политическая свобода, от свободы слова до свободы выборов, может содействовать улучшению экономики. С другой стороны, экономические свободы создают больше свобод социальных, общественных. И наоборот. Если человеческие свободы попираются, то и другие свободы тоже пропадают.

Здесь, в Таджикистане, студенты не имеют свободного права отказаться собирать хлопок. Отсутствие этой свободы ограничивает их право на образование и экономическую свободу: не получив качественного и полного образования, они не могут получить работу, которая дала бы им экономическую независимость. Общество здесь менее свободно и менее развито, потому что сбор хлопка постоянно ограничивает свободу получения качественного образования.

Хороший пример страны, которая инвестировала в образование, - Япония. В эру Мэйдзи (1868-1912) возможности для японцев получить образование значительно расширились, но это случилось до того, как Япония была разрушена и впала в нищету. Сегодня Япония – богатая и развитая страна, потому что много лет власти вкладывали средства в образование своих граждан. Расширение и улучшение образования – задача не только для богатых стран. Это необходимо делать всем странам, которые хотят развиваться.

К счастью, под международным давлением эта незаконная деятельность (по насильственному привлечению студентов к сбору хлопка – ред.) начинает немного сворачиваться. В октябре 2008 года в International Herald Tribune появилась статья «Таджикские фермеры рабы там, где хлопок – король» («Tajik Farmers Enslaved Where Cotton is King»). В этой статье подробно описывается мрачное и бедственное положение фермеров, выращивающих хлопок. Эти фермеры мне симпатичны, но я был глубоко потрясен рассказами студентов. Студенческий сбор хлопка – незаконен, а нарушение закона в чем-то одном приводит к нарушению закона во всем.

* * *

* Информация и идеи, высказанные в данной статье, являются собственным мнением автора и не представляют и не отражают идей и мнений правительства Соединенных Штатов или граждан США.

* * Информация, приведенная в данной статье, взята автором «из первых рук» и является результатом его собственных исследований.

Перевод с английского Марии Яновской (Фергана.Ру)

Оригинал статьи на английском языке доступен на англоязычной ленте агентства «Фергана.Ру»