Узбекистан: Что нужно, чтобы получить хороший школьный аттестат?
С завершением учебного года в редакцию ИА «Фергана.Ру» стало поступать больше читательских писем, связанных с системой народного образования в странах Центральной Азии. Отрадно, что некоторые наши читатели проявляют свою активную гражданскую позицию, проводя даже собственные исследования на волнующие их темы. И хотя нередко мысли и мнения, содержащиеся в их работах, являются спорными, они представляют собой хороший повод для того, чтобы поднять и обсудить важную, беспокоящую общество проблему. Например, такую, как коррумпированность школьного образования.
* * *
«В Узбекистане учебный год уже завершен, учащиеся сдают последние экзамены, готовятся получить долгожданные аттестаты зрелости. Окончание этого учебного года в республике является знаковым, поскольку выпускаются последние учащиеся одиннадцатых классов. С нового учебного года самыми старшими будут девятиклассники, которые затем продолжат обучение в колледжах и лицеях.
Естественно, как дети, так и их родители хотят видеть в полученных аттестатах только положительные оценки. И если для учащихся одиннадцатых классов оценки в целом не важны, поскольку они не учитываются при поступлении в вуз, то для девятиклассников положительные оценки нужны как воздух, ведь от этого зависит их зачисление в тот или иной колледж или лицей.
Обратиться к этой теме меня, человека, далекого от школы, заставило то, что сын-девятиклассник моего хорошего знакомого рассказал следующее. В его классе учится чадо помощника военного прокурора округа, причем учится плохо, часто прогуливает, может даже не прийти на экзамен. Тем не менее, этому ученику все учителя ставят положительные оценки. Согласитесь, данная тенденция не только несправедлива, но и носит довольно массовый характер. Я решил провести собственное расследование по данной теме на предмет выяснения того, как же в действительности в Ферганской долине учатся дети высокопоставленных родителей.
Сначала поясню, что в Узбекистане девятиклассник, окончив школу, получает аттестат с оценками. Вернее, на руки он его не получает, поскольку школа сама, выяснив, в какой колледж или лицей желает идти ученик, передает туда его аттестат с заявлением и другими необходимыми документами.
А зачисление в колледж или лицей осуществляется по оценкам, и чем они выше, тем больше шансов попасть в учебные заведения по таким престижным направлениям, как правоведческое, военное, медицинское, налоговое, экономическое. Для тех же, у кого в аттестате одни «тройки» (а в Узбекистане двойки ставить в аттестат запрещено: в независимой республике двоечников быть не может) путь один – в колледжи, а это - профессиональные училища, где обучают, в основном, не слишком востребованным профессиям.
Для того чтобы выяснить положение вещей, я побывал в одиннадцати школах Андижана, Коканда и Маргилана, где, побеседовав с учителями, выяснил следующую картину. В Ферганской долине нет элитных школ, где бы обучались только дети высокопоставленных чиновников (министерство народного образования Узбекистана упразднило гимназии и спецшколы - чтобы все было для всех одинаково и все были равны). Частных школ в долине тоже нет. Поэтому дети депутатов, хокимов (мэров и губернаторов), прокуроров, военных, судей, налоговиков, таможенников, пограничников, а также успешных бизнесменов, обучаются, в основном, вместе с детьми обычных родителей. Хотя, стоит отметить, со стороны администрации и директоров школ отношение к ученикам далеко не одинаковое.
Общеобразовательные школы в Узбекистане находятся в прямом подчинении у территориальных органов исполнительной власти, то есть, хокимов, и, как следствие, директоров школ держат на очень коротком поводке. Осуществляется жесткое административное управление, главенствует принцип – «незаменимых нет, если что-то не нравится, пишите заявление».
Дети привилегированных родителей в подавляющем большинстве своем учатся значительно хуже, чем дети простых смертных, про поведение же и говорить не стоит – «элитными» учениками попираются основополагающие моральные нормы. Многими из них нормальным считается грозить, хамить, оскорблять и даже избивать своих учителей. И все это остается безнаказанным, а директора, желая сохранить свои места, вынуждены закрывать на такие факты глаза.
Так, в одной из школ Андижана сын руководящего сотрудника налоговой службы избил учителя, а в городе Мархамат привилегированный ученик на уроке бросил зажженный окурок выкуренной сигареты в учителя истории. В Маргилане сын сотрудника милиции неоднократно появлялся на уроках в нетрезвом состоянии. И это – всего лишь несколько эпизодов. Что же касается дочерей высокопоставленных родителей, то многие из них по требованию родителей получают образование дома, школу не посещают. Что вы хотите - восточный менталитет!
Но вернемся к аттестатам. Со всей ответственностью могу заявить, что ни одно чадо депутата, хокима, прокурора, судьи не имеет и не будет иметь в своем аттестате ни одной тройки. Достаточно одного телефонного звонка такого родителя директору школы и вопрос с хорошими оценками решен. А кто сомневается в моих словах, может легко проверить их достоверность. Вот вам - использование их родителями своих служебных полномочий в личных целях.
Самое печальное то, что в лучшие колледжи и лицеи страны идут далеко не самые достойные ученики. Кем они станут, когда вырастут, догадайтесь сами.
Ну, а на вопрос «Что нужно в Узбекистане, чтобы получить хороший аттестат?» отвечаю - иметь высокопоставленного родителя.
Я намеренно не акцентирую внимание на продаже аттестатов директорами школ, когда цена за один аттестат, в зависимости от региона, колеблется от 150 до 300 долларов, поскольку это уже немного другая тема, как впрочем, и тема приема в лицей и колледж детей «за деньги» помимо хорошего аттестата. Если папа или мама не занимают высокой должности, ребенку скажут, что мест уже нет, и прямо намекнут на взятку, сумма которой варьируется в зависимости от направления: военное - $600, правоведческое – $700, медицинское - $500, налоговое и экономическое – по $400.
Кто-то скажет, что эти деньги - небольшие, но учтите социально-экономическое положение большинства населения долины, которое едва сводит концы с концами, чтобы не умереть от голода.
При такой коррумпированной системе даже Ломоносов при всем его стремлении учиться не смог бы достичь высот в науке. Что же говорить о наших обычных детях?»
Чингиз Копадзе, Фергана, Узбекистан.
Уважаемые читатели, а что думаете вы по поводу поднятых в этом письме проблем? Поделитесь своим мнением. Самые интересные и содержательные ответы будут опубликованы.