Потепление отношений Туркмении и Азербайджана сулит Европе альтернативный газ
Каспийское море. Фото из космоса
В понедельник, 19 мая, президент Туркменистана Гурбангули Бердымухаммедов прибывает с официальным визитом в столицу Азербайджана. Эта встреча откроет новую стадию в отношениях двух стран, которые долгие годы находились в дипломатической конфронтации. Реальное политическое и экономическое сближение Ашхабада и Баку может иметь для многих стран далеко идущие последствия.
Многие эксперты считают, что центральным вопросом встречи лидеров будут энергоресурсы. В частности, ожидается обсуждение вопроса по статусу и раздела Каспийского моря и строительство Транскаспийского газопровода для транспортировки туркменского газа по дну Каспия на Кавказ и далее в Европу через газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум (БТЭ).
Особенно пристально станет следить за предстоящей встречей Европа. В случае успеха переговоров, у Старого Света возродится надежда на строительство проекта «Набукко» («Nabucco»), который должен диверсифицировать источники снабжения энергией ЕС. Напомним, страны Евросоюза активно продвигают энерготранспортные проекты в обход России, дабы уменьшить зависимость от последней. Так, проект «Набукко» в свое время был включен в четверку самых значимых энергопроектов Европы.
Согласно этому проекту, центральноазиатский газ, прокачанный в Турцию через Каспий и БТЭ, должен затем поступать в трубопровод «Набукко» и направляться в Европу. Однако в последнее время позиции Набукко сильно пошатнулись. Из проекта вышла французская компания Gaz de France, пришедшая к выводу о нерентабельности нового газопровода.
|
Но если переговоры Бердымухаммедова и Алиева покажут прогресс в развитии их отношений, то у Европы снова появится надежда, что «Набукко» не окончательно потерян.
Ведь до сих пор строительству Транскаспийского трубопровода мешали, наряду с прочими проблемами, холодные отношения между Азербайджаном и Туркменистаном. Последний раз лидер Туркменистана (тогда еще Сапармурат Ниязов) посещал Баку двенадцать (!) лет назад. Основной причиной такой изоляции в свое время послужил конфликт вокруг спорного месторождения «Сердар» (по-азербайджански – «Кяпаз»). Туркмения к тому же не соглашалась с позицией Азербайджана, России и Казахстана по разделу Каспийского моря.
Несговорчивый характер Туркменбаши также сыграл свою роль в охлаждении отношений. Так, 22 января 1997 года в интервью "Financial Times" Туркменбаши заявил о правах Туркмении на азербайджанские нефтегазоносные месторождения на Каспии - «Кяпаз» и группу месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли». Летом 2001 года Ашхабад отозвал своего посла из Баку. В апреле 2002 года во время саммита президентов пяти прикаспийских государств Сапармурад Низязов заявил действовавшему тогда президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, что его выступление «пахнет кровью на Каспии».
Однако с приходом во власть Г.Бердымухамедова отношения двух стран заметно улучшаются. В январе этого года Ашхабат и Баку решили проблему долга Азербайджана за поставки туркменского газа в начале 1990-х годов. Была прервана дипломатическая изоляция двух стран: и посольство Туркмении вновь открылось в Баку.
В преддверии визита Бердымухаммедова, министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев обозначил прогресс в решении споров двух стран. «Прежде всего мы должны определить срединную линию [Каспийского моря] на основе принятых международных норм», – заявил он во время встречи с журналистами. «Если она будет определена, сможем принять решение и по спорным месторождениям».
В новой внешнеполитической стратегии Туркменистана на 2008-2012 гг. «развитие партнерства с соседними странами», в том числе, и с Азербайджаном, также является приоритетным. Это не удивительно, так как новое руководство страны реализует активную политику «многовариантности вывода энергоносителей Туркменистана на мировые рынки».
|
Тем не менее, власти страны утверждают, что газа хватит на все направления. Недавно на нефтегазовой выставке в Лондоне туркменская делегация заявила, что газовые резервы составляют 24.6 триллионов кубометров. Однако другие источники называют гораздо более скромную цифру. Так, по данным компании «Бритиш Петролеум», страна обладает запасами лишь в 2.9 триллионов кубометров газа.
Однако, главная проблема Туркмении на сегодня – это не нехватка газовых запасов, а нехватка инвестиций. В стране нет достаточного капитала для разведки новых месторождений и добычи газа в том объеме, который необходим для обеспечения достигнутых договоренностей по поставкам.
Власти страны всеми силами пытаются привлечь в энергосектор иностранные инвестиции. Туркменистан старается показать потенциальным инвесторам, что готов играть открыто. Значительным толчком для интереса со стороны зарубежного капитала может стать аудит запасов газа в этой среднеазиатской стране, который будет проводить британская Gaffney Cline Associates. На первом этапе предусматривается проведение аудита на крупнейшем газовом месторождении Южный Иолотань-Осман. Запасы этого месторождения, по мнению туркменских специалистов, превосходят размеры углеводородных залежей всех разрабатываемых ныне в стране месторождений и позволяют включить его в четверку самых крупных в мире.
Абдужалил Абдурасулов - независимый аналитик, эксперт по постсоветской политике