Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Европейский Союз может предложить Узбекистану дружбу в обмен на энергетику

25.10.2006 09:37 msk, Фирдавсий, соб.корр.

Узбекистан Анализ

Жители Андижана на центральной площади города. 13 мая 2005 года. Фото AP
Жители Андижана на центральной площади города. 13 мая 2005 года. Фото AP
«Давление России [на страны Европы] в сфере энергетики вызывает серьезнейшую тревогу. Европейский Союз пытается разработать другие источники энергии и найти обходные маршруты поставок нефти и газа. Я думаю, это абсолютно правильно. В противном случае будет совершена ошибка, которую делают раз в столетие. Такая ошибка станет фатальной», - заявил премьер-министр Чехии Мирек Тополанек на энергетическом форуме стран Европейского Союза, прошедшем в Праге 23-24 октября 2006 года.

По словам чешского премьера, Россия пытается использовать энергопоставки как инструмент в геополитических играх.

Заявление чешского премьер-министра само по себе не новость для аналитиков, которые внимательно следят за политикой Евросоюза. Чтобы добиться хотя бы частичной независимости от России в сфере энергетики, ЕС в течение последних лет внимательно изучает вопрос расширения своего влияния в Закавказье и Центральной Азии, которая, как новый источник поставки энергоресурсов, интересует Евросоюз в большей мере. А путь к энергоресурсам Центральной Азии лежит через Узбекистан, имеющий в регионе огромное влияние, поскольку Таджикистан и Кыргызстан серьезно зависят от этой страны в сфере поставок газа и нефти. Некоторые аналитики считают, что официальный Ташкент имеет неограниченные возможности влиять также на Туркменистан.

В связи с этим эксперты предсказывают, что ЕС пересмотрит наложенные на Узбекистан санкции.

Напомним, после Андижанских событий 2005 года Евросоюз наложил ограничения на сотрудничество в военной сфере и торговле с Узбекистаном, а также запретил въезд в Европу двенадцати высокопоставленным членам правительства этой страны. Глава Комиссии Евросоюза по Центральной Азии Хьюго Мингарелли заявил, что вопрос санкций будет обсуждаться в ноябре 2006 года на встрече руководства ЕС с официальной делегацией Узбекистана.

По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана института стран СНГ Андрея Грозина, на этой встрече ЕС может радикально изменить свою политику в отношении Узбекистана.

- Евросоюз действительно заинтересован в выстраивании многовекторной диверсифицированной энергетической политики. И в данном случае Узбекистан, как государство, которое занимает ключевые позиции в Центральной Азии, при реализации возможных крупных транспортных проектов может стать основным партнером ЕС, - считает Андрей Грозин.- Без помощи Узбекистана будет трудно реализовать проекты и транскаспийского газопровода, и возможных поставок энергоресурсов из Туркмении.

По мнению Андрея Грозина, ЕС заинтересован не только в реализации своих «энергетических» планов, но и в сохранении стабильности в центрально-азиатском регионе.

- Узбекистан сам по себе является потенциальной угрозой стабильности региона, так как в республике существует масса проблем в социальной сфере и в экономике. При этом в Узбекистане живет половина населения всего региона. И в случае какого-то форс-мажора, например, в условиях неконтролируемого перехода власти или какого-нибудь мятежа на окраинах страны, Узбекистан сам может спровоцировать очень серьезные конфликты внутри региона, - полагает Грозин. - Понятно, что тогда страна может развалиться на куски. И все это вызовет гигантские потоки беженцев, которые направятся в сопредельные государства. Поэтому ясно, что реализовать проекты поддержания и сохранения стабильности в Центральной Азии без учета «узбекского фактора» в принципе невозможно. Поэтому Узбекистан никоим образом невозможно исключить из процесса налаживания энергетических контактов с Центральной Азией и выстраивания системы безопасности в регионе.

По мнению аналитика, исходя из вышесказанного, «ирония по поводу того, что нефть и газ опять перевесили демократию, в данном случае не слишком уместна».

Между тем, тем, что Евросоюз может изменить свою политику в отношении Узбекистана и начнет дружить с режимом Ислама Каримова, обеспокоены узбекские оппозиционеры.

Узбекский диссидент и правозащитник Талиб Якубов, который в данный момент проживает в Париже, был принят в министерстве иностранных дел Франции, где обсуждался этот вопрос. Талиб Якубов заявил, что группа правозащитников лоббирует вопрос не только о продлении санкций в отношении Узбекистана, но и предлагает Евросоюзу эти санкции ужесточить.

- Исходя из своих встреч с представителями Еврокомиссии и депутатами Европарламента, я могу сказать, что на данный момент в отношении Узбекистана в ЕС нет окончательной единой позиции, - утверждает Талиб Якубов. – Так, Германия лоббирует интересы Узбекистана и намерена добиться полного снятия санкций против этой страны. Однако Франция старается выдвинуть вопрос прав человека и демократии в противовес германскому «нефтегазовому» интересу. По моему мнению, Франция будет поднимать вопрос сохранения прежних санкций. А вот об ужесточении наложенных санкций, по-моему, и речи быть не может – уж очень сильно Германия настаивает на сотрудничестве с Узбекистаном...

По словам Талиба Якубова, ЕС вполне может принять позицию Германии, так как «нефтегазовый вопрос» является жизненно необходимым для потребительского общества Европы.

- Есть и другой момент, - продолжает Талиб Якубов. - Когда беседовал с депутатами Европарламента, я уточнил для себя, что они совершенно ничего не знают о политике и режиме президента Каримова, о нарушениях в Узбекистане прав человека. Европейцы по своей наивности полагают, что путем диалога и смягчения политики в отношении Узбекистана они могут заставить официальный Ташкент провести необходимые политические, экономические и социальные реформы. Однако каримовский режим не заинтересован в проведении реформ, так как любая демократическая реформа в Узбекистане будет означать крах авторитаризма.

Талиб Якубов считает, что пока Узбекистаном правит Ислам Каримов, эта страна является ненадежным партнером для любого государства. За годы независимости Узбекистан ориентировался в своей политике сначала на Турцию, потом на Южную Корею и США. После Андижанских событий 2005 года дружба с США закончилась, и президент Каримов направил свой корабль политики в сторону России.

- Однако это тоже обманный маневр. На встрече с заместителем министра иностранных дел Германии, которая прошла в Ташкенте 10 июля, президент Каримов прямо заявил, что он искренне не желает сотрудничать с Россией. Вот такая политика у узбекского президента, - сказал Талиб Якубов в беседе с корреспондентом ИА «Фергана.Ру».

О неустойчивой политике сотрудничества узбекских властей говорится давно, и это уже не новость. Но германским властям всегда удавалось сохранять с официальным Ташкентом теплые отношения. Во имя своих геополитических интересов Берлин настойчиво пытается сблизиться с узбекскими властями. Однако Узбекистан всегда старался дистанцироваться от предлагаемой «дружбы», одновременно намекая германской стороне на свою лояльность и желание дружить с этим государством. Но если ЕС начнет реализовывать свою идею «независимости от России в нефтегазовом вопросе», Германия может надеяться на лакомый кусок энергетического пирога в Узбекистане, хотя и временно, - как главный лоббист интересов Узбекистана в Европейском Союзе.

Однако следует учесть, что и в самом германском руководстве по этому поводу есть разногласия. Правительство проводит политику сближения с властями Узбекистана, а Бундестаг (парламент) выступает за сохранение санкций этой стране. Депутаты Бундестага и Европарламента от Германии, недавно побывавшие в Узбекистане и изучавшие вопросы прав человека и демократии, заявили, что намерены поднять этот вопрос на самом высшем уровне Европейского Союза.

Таким образом, ожидается, что вопрос ужесточения или снятия санкций с Узбекистана со стороны ЕС, который будет обсуждаться в ноябре, станет одним из самых спорных. По мнению многих аналитиков, Европейский Союз все-таки найдет консенсус в этом вопросе и если не снимет полностью, то смягчит санкции и свою политику в отношении Узбекистана.