В Лондоне прошли мероприятия, посвященные годовщине андижанских событий
Посвящается И.А.Каримову
Я захлебнулась вместе с раненой Долиной,
Я - причитанья вдов и я - сиротский плач,
Средь кладбища - надрыв и немота мужчины...
Я боль, я память поколений - твой палач.
Со дня кровавой Андижанской трагедии прошел ровно год. К данному событию приурочен ряд мероприятий в различных странах мира, в том числе, и в столице Великобритании - Лондоне. Так, 10 мая в журналистском клубе Фронтлайн (www.thefontlineclub.com) прошел форум «Год после Андижана: Узбекистан перекрывает новости» с участием журналистки Шахиды Якуб, директора лондонского офиса «Хьюман Райтс Воч» Стива Кроушоу, директора по вопросам средств массовой информации «Международной Кризисной Группы» Эндрю Штроляйна.
Мероприятие началось с трансляции небольшого документального фильма, снятого Шахидой Якуб месяц спустя после андижанской трагедии в атмосфере тотального страха, преследований и депортации всех журналистов. Уникальный фильм, снимавшийся камерой, замаскированной в целлофановом пакете, вобрал в себя кадры онемевшего от ужаса Андижана, с его шрамами от перестрелок и кровавых боев, интервью с членами семей погибших, местами массовых захоронений под безымянными табличками, а также интервью с одним из лидеров восстания Кабулом Парпиевым, за информацию о местонахождении которого правительством было обещано десять тысяч долларов.
Были показаны съемки палаточного лагеря в Кыргызстане, где временно укрывались беженцы, и среди них - две сестры, чей брат скончался в больнице от тяжелых пулевых ранений, и именно Шахиде Якуб пришлось сообщить сестрам эту печальную весть. Эти несчастные женщины бежали из мятежного города, вынужденно оставив своих семерых детей престарелой матери. Им так и не удалось с ними свидеться, ибо сейчас беженцы переправлены далеко за пределы Узбекистана без какой-либо надежды воссоединиться с родными в брошенных семьях.
Директор по вопросам средств массовой информации «Международной Кризисной Группы» Эндрю Штроляйн заявил, что «Узбекистан неумолимо близится к печальному концу». Он подчеркнул необходимость распространения актуальной и правдивой информации среди местного населения, приводя в качестве примера создание малотиражных независимых газет с целью донести разноплановые сведения до населения. Помимо этого, он призвал коллег оказывать поддержку журналистам, которые в создавшихся тяжелых условиях продолжают освещать события, предоставляя им как финансовую, так и дипломатическую помощь. По мнению Э.Штроляйна, в условиях ухудшения политической ситуации в стране единственная возможность снизить потенциальную угрозу вспышки насилия - это дать людям знать, что происходит вокруг. Также он заявил о необходимости обеспечить безопасность соседних стран, таких как Кыргызстан, дабы минимизировать эффект домино и возможные негативные последствия в связи с дестабилизацией в Узбекистане, например, потоком новых беженцев.
Директор лондонского офиса международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Воч» Стив Кроушоу подчеркнул роль прессы в обозначении проблемы и влиянии на принятие решения западных лидеров, о необходимости постоянного напоминания им об андижанской трагедии, о рычагах давления с целью принятия мер в отношении виновных лиц и облегчения доли оставшихся в живых и ныне преследуемых жертв. Упоминалась активная роль Евросоюза в деле по введениям санкций против Узбекистана, в том числе и оглашения списка лиц, виновных в Андижанской трагедии, кому отныне запрещен въезд на территорию Европы. В список не вошел сам президент Каримов. Однако по данному пункту идет обсуждение, и предполагается, что скоро и глава узбекского государства станет в ЕС персоной нон-грата. Задавая вопрос, отчего об Андижане на Западе почти забыли, Кроушоу сам и отвечал на него. К сожалению, видеосъемки событий в Андижане отсутствуют, хотя такие кадры могли бы постоянно напоминать западному обывателю о том, что в Узбекистане имела место резня невинных людей, в том числе, и детей. Куда больше внимания среднестатистического европейца могут привлечь яркий видеоряд событий на Ближнем Востоке. Однако, по мнению Стива Крошоу, западным коллегам-журналистам необходимо было хотя бы к годовщине написать о происшедшем 13 мая 2005 года. И в самом деле, западные СМИ уделили этой дате довольно большое внимание.
Во время встречи был установлен телемост со свидетелем событий, беженцем Шухратом (имя вымышленное), ныне находящемся в Нидерландах и ожидающем перемещения в Польшу. К сожалению, из-за визовых проблем Шухрат не смог лично присутствовать на мероприятии, но современные средства связи позволили собравшимся общаться с очевидцем трагедии напрямую. В ходе ответов на вопросы журналистов Шухрат рассказал о чувстве безнадежности, что поселилось в душах беженцев, ибо у всех них в Узбекистане остались родные, которым даже звонить боязно, дабы не скомпрометировать их в глазах спецслужб, весьма скорых на расправу. Шухрат поведал о 70-летней женщине-беженке, потерявшей двух сыновей и отчаянно стремившейся попасть в Андижан на поминки по одному из них. В это же время пришла горестная весть о смерти ее мужа. И его похоронить она уже не сможет…
Надежды на возвращение беженцев рушатся, рассказывает Шухрат, ибо отношения Запада с Узбекистаном заходят в окончательный тупик. Возвращения на родину не предвидится еще лет десять. Личные маленькие трагедии наполняют жизнь переживших ад Андижана новыми и новыми слезами.
Справа налево:
г-н Штроляйн, Шахида Якуб, модератор мероприятия, г-н Кроушоу.
На экране - телемост с очевидцем событий. Фото ИА Фергана.Ру
11 мая 2006 года в Лондоне в Школе изучения стран Востока и Африки (ШИВА) при Лондонском Университете прошел форум «Андижан год спустя: Уроки и перспективы на будущее». На собрании выступили журналист BBC Моника Уитлок, бывший директор узбекистанского отделения «Фонда Сороса», а ныне - сотрудник ШИВА Алишер Ильхамов, а также преподаватель Эдинбургского Университета Маттео Фумагалли. Моника Уитлок представила радиопрограмму с места событий, Алишер Ильхамов выступил с докладом об организации «Акромия», а Маттео Фумагалли представил свой взгляд на Андижан из-за узбекско-кыргызской границы, где летом 2005 года в ходе проведения исследования он также имел возможность наблюдать реакцию кыргызстанцев на приток беженцев из Узбекистана.
Интересный и содержательный репортаж журналиста BBC Моники Уитлок изобиловал несколько эмоциональными комментариями, но помог частично воссоздать картину случившегося, ознакомив нас с интервью несчастных женщин, потерявших кто сыновей, а кто мужей; мы услышали надрывный голос молодого парня, взывавшего о помощи на фоне беспрерывных автоматных очередей и последнего хора постепенно стихающих мужских криков "Аллаху акбар"... Мальчишка-респондент рассказал о первых убитых на площади, а его сотовый телефон с Моникой на том конце провода остался включенным, что позволило ей записать звуки происходившего: беспорядочных непрекращающихся автоматных и пулеметных очередей.
Репортаж Моники подробно рассказал о том, кто в течение длительного времени собирался на площади, куда родственники осужденных «акромистов» приходили молча пикетировать здание суда, а, уходя, «аккуратно убирали за собою мусор». Упоминались и экономические причины эскалации критической массы народного волнения; ситуация накалялась, народ уже громогласно требовал изменений к лучшему, реформ, что в конце концов вылилось в стихийный митинг. Но, надо признать, местами радиорепортаж звучал искусственно, с использованием дубляжа профессиональных актеров. Автор программы не коснулась многих вопросов, ответы на которые не получены до сих пор. Кто захватывал тюрьму, как объяснить захват заложников из числа мирного населения. Не рассказала Моника и о давнишней угрозе исламского экстремизма в Ферганской долине.
Сотрудник Школы изучения стран Востока и Африки Алишер Ильхамов осветил идеологию, структуру и деятельность религиозного течения «Акромия», заострив отдельное внимание на разночтениях в толкованиях целей организации, изложенных в приложении к книге Акрома Юлдашева «Иймонга йул» («Путь к вере»). Был проведен анализ перевода книги и диаметральная противоположность позиций правозащитника Саиджахона Зайнабитдинова и доктора исторических наук Бахтияра Бабаджанова. По мнению А.Ильхамова, последний, высказывая критичную точку зрения и уличая «Акромия» в стремлении к захвату власти и построению исламского государства как конечной цели, служит апологетом режима, особенно в свете андижанской трагедии.
Оба мероприятия прошли в атмосфере предельного уважения к жертвам трагедии. Но на обоих мероприятиях речь шла лишь о событиях 13 мая, расстреле мирного населения и нежелании режима Ислама Каримова допускать к расследованию трагедии международных наблюдателей. Однако нам кажется, что проблема гораздо глубже. Кто были эти люди в осажденном хокимиате? Какова идеологическая подоплека, подтолкнувшая их к вооруженному сопротивлению? Насколько велика вероятность вовлечения в события сил международных экстремистов и радикальных религиозных групп? Насколько правдивы предположения о постановке событий правительством с целью проведения массированных репрессий после? Узбекское правительство, проводящее политику тотального изоляционизма, скрывающее шрамы трагедии, предоставляет широкие возможности для произвольной интерпретации событий, а невозможность объективного расследования лишь усугубляет положение. Как говорил Бернард Шоу, «там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслами».
К сожалению, указанные мероприятия посетило чрезвычайно мало узбеков – представителей диаспоры в Лондоне. Как верно подметил в своем выступлении Стив Кроушоу, патологический страх в сегодняшнем узбекском обществе как никогда силен. Видимо, силен настолько, что даже, находясь за рубежом, молодые узбекистанцы живут с оглядкой на спецслужбы, будучи не способны превозмочь животный инстинкт самосохранения ради рассеивания тумана вокруг андижанской трагедии. Единственное исключение составили несколько узбекских журналистов, посетивших оба мероприятия. Но они и так достаточно хорошо осведомлены знают о происходившем, и именно благодаря их самоотверженности и смелости мир узнает все новые и новые подробности той кровавой даты.
Полагаю, время само все расставит по своим местам, донесет до нас правду, поможет воссоздать конечную картину рано или поздно. Нам же остается отдать дань всем невинно погибшим, склонить свои головы в минуты памяти и скорби.